Домой Эффективность Профессиографический метод анализа трудовой деятельности. Понятие профессиограммы и психограммы Какие описательные характеристики включает в себя профессиограмма

Профессиографический метод анализа трудовой деятельности. Понятие профессиограммы и психограммы Какие описательные характеристики включает в себя профессиограмма

В литературе существуют различные подходы к определению профессиограммы.

Профессиограмма – это, во–первых, описание особенностей и структуры профессиональной деятельности, ее возможных действий, операций, приемов, а также основных требований к психологическим и физиологическим характеристикам специалиста.

Профессиограмма – это, во-вторых, научно–обоснованные нормы и требования профессии к видам Деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма включает два основных компонента: трудограмму (характеристики объек-тивных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста). Также в профессиограмме целесообразно указывать возмож-ные пути профессионального обучения и переобучения, пути приобретения психологических качеств, необходимых для данной профессии, пути повышения квалификации и переквалифи-кации, переориентации в рамках данной профессии.

Трудограмма представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:

– описание предназначения профессии, ее роли в обществе;

– распространенность профессии;

– описание предмета труда в данной профессии;

– перечень необходимых профессиональных знаний;

– описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата;

– описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек исполь-зует для воздействия на предмет своего труда;

– описание условий труда;

– организация и кооперация труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии;

– характеристика продукта труда (или его результата);

– перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты;

– права и обязанности представителя данной профессии;

– характеристика позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии;

– характеристика негативных сторон профессии как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы).

Таким образом, уже из описания трудограммы – одной из составляющих психограммы – можно заключить, что профессиографирование является комплексным методом исследования, часто весьма трудоемким и требующим от специалиста, составляющего профессиограмму, большого количества как общих, так и специальных знаний. Поэтому, в зависимости от конкрет-ной задачи исследования профессии, чаще всего используется один из более специализированных видов профессиограммы, представляющих собой не полное описание профессии, а описание ее отдельных сторон.

В целом можно сказать, что любая профессиограмма, вне зависимости от задач исследования, должна отражать два основных компонента: перечень качеств, которые необходимы для данной профессии, и перечень качеств, которые мешают успешному осуществлению данной профессио-нальной деятельности. Вместе с тем профессиограмма не должна определять индивидуальность специалиста, тем самым сковывая его творческое развитие; она лишь дает ориентиры объек-тивных требований профессии к человеку.

Профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1. Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Конкретная профес-сия включает в себя широкий спектр специальностей, которые существенно различаются как по объекту воздействия, так и по специфике предмета труда.

2. Объем знаний, умений и навыков специалиста. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной подготовке персонала, включающей не только определенный набор знаний, но и способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня.

– свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессиональную и познаватель-ную направленность личности;

– требования к профессиональной подготовке;

– объем и состав специальной подготовки;

3. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная дея-тельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями некоторые виды деятельности рассматриваются как деятельность в особых условиях, предполагающих посто-янное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме специалиста отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.

4. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформа-ций специалиста являются: постоянное напряжение, конфликты с сотрудниками, однообразие деятельности. Профессиограмма должна включать полное описание профессиональных вреднос-тей и индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию професси-ональных вредностей и профессиональным деформациям.

5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предпола-гает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, и требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональ-ные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возни-кает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести специалист.

6. Перечень моральных стимулов труда. У многих специалистов по мере роста профессио-нального стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у него не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства специалистов (особенно молодых), можно сказать, что у них вообще не остается никаких стимулов к осуществлению профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.

7. Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии большое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообраз-ным включать в профессиограмму перечень учебных заведений, курсов которые готовят или осуществляют повышение квалификации специалистов в данной области.

Обобщая требования к труду и личности специалиста, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, чувствование будущего, творческое отношение к делу, стремление к постоянному пополнению своих знаний и самореализации, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция, социальная ответственность.

В профессиограмме ведущее место занимает позиция специалиста – система его интеллек-туально-волевых и эмоционально–оценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию специалиста.

Социальная позиция складывается из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.

Профессиональная позиция – отношение к избранной профессии, целям и средствам профес-сиональной деятельности.

Одним из видов профессиограммы является диагностическая профессиограмма.

Диагностическая профессиограмма – характеристика деятельности, призванная обеспечить подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров. Диагностическая профес-сиограмма чаще всего составляется в тех случаях, когда не ясны причины низкой произво-дительности труда, травматизма, аварийности, конфликтности в коллективе, текучести кадров и др. Этот тип профессиограммы является ориентировочным, поисковым. Первоочередной задачей психо-лога в данном случае является диагностика причин, обусловливающих наличие данных факторов.

Профессиограмма (от лат. Professio - специальность, Gramma - запись) описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также составлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, - в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений

Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

· требования к должностным обязанностям работника;

· требования к рабочемуместу;

· возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

· варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.



Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующей профессии по психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность - в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность - методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.



Профессиограммы могут преследовать разные цели, соответственно выделяют разные их типы: информационные, диагностические, прогностические, методические и т.д.

Информационные интересны для профконсультации, главное их назначение – первичное информирование о профессии.

Диагностические – составляются в случаях выяснения причин низкой производительности труда, травматизма, текучести кадров. Здесь подробно прописываются факторы производственной среды, которые оказывают влияние на человека, требования профессии к личностным и психофизиологическим качествам, проводится диагностика причин низкой производительности.

Методическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать методы исследования ПВК и состояния субъекта труда. Здесь прописывается содержание деятельности, а также виды ошибок на рабочем месте, санитарно-гигиеническая среда, условия мотивации.

Прогностическое профессиографирование применяется для выдачи рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности и проектирования профессионального роста. В профессиограмму обязательно входит история и перспективы развития профессии, характеристика профессионального поля, профессиональная мобильность работника.

Рассмотрим 2 вида профессиограмм:

1) Образовательно ориентированное профессиографирование . В основу ставится субъект труда – носитель профессии. Профессиограмма состоит из блоков.

1 блок – паспорт профессии : краткие сведения – наименование профессии и специальностей, назначение, кодификация, уровень проф.образования.

2 блок – основной объект (сфера профессии) – сведения о типе профессии (ЧП, ЧЧ и т.д.), об объектах профессии.

3 блок – ключевые ценности профессии (отношение к предмету профессии, принципы личности)

4 блок – предметно-профессиональная компетентность – характеристика профессиональной среды – к какой сфере относится профессия, что представляют ее объекты, какое значение имеет продукт труда, что он собой представляет, как получить результат труда.

5 блок – социально-профессиональная компетенция – развитие мыслительного потенциала личности, возможности саморегуляции, саморазвития, правовая культура и т.д.

6 блок – специальные психофизиологические требования – медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

Каждый блок состоит из модулей. Модуль включает наименование, шифр, уровень профессиональной подготовки, параметры профессии и степень их овладения, критерии оценки достижений.

Такая профессиограмма нужна для отбора содержания образования, обеспечения мониторинга проф.подготовленности.
2) Проспектированное профессиографирование – его назначение – проектирование профессионального роста специалиста. Необходимо для аттестации, профконсультирования.

Профессиограмма отражает динамику изменения ведущей деятельности на разных стадиях профессионального становления. На каждой стадии приводятся составляющие деятельности: виды деятельности, направляемые мотивами и стратегическими целями, проф.действия, направляемые тактическими целями, способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.

Здесь есть блоки: паспорт профессии, подготовка кадров (уровни профобразования, подготовки, перспективы роста и карьеры), характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профстановления, проспектированнаяпсихограмма на каждой стадии становления (ведущая деятельность, профнаправленность, компетентность, ПВК, психофизиол. свойства), санитарно-гигиенические условия труда.

Профессиограмма (от лат. Professio - специальность, Gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

· требования к должностным обязанностям работника;

· требования к рабочему месту;

· возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

· варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме:

профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность - в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;



г) научность и современность - методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма- описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, - в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).



2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:

1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

4. "Модульный подход" в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль - это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку". Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).

А.К. Маркова, развивая идеи "модульного подхода", предлагает свой, оригинальный "задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1 Профессиограмма как средство оптимизации профессиональной деятельности

1.1 Сущность профессиограммы

1.2 Методы профессиографических исследований

1.3 Структура профессиограммы

2 Профессиограмма бухгалтера

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Примерно половина факторов, определявших состояние здоровья современного человека, относится к его профессиональной составляющей. Среди них значительный удельный вес принадлежит организации труда.

Важнейшим условием психологического сопровождения профессиональной деятельности является ее тщательное изучение и анализ, которые позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Это необходимо для моделирования профессиональной деятельности.

Для анализа определяют профессионально важные психологические и психофизиологические качества, необходимые для успешного обучения и профессиональной деятельности по специальности. Данный анализ повышает эффективность работы будущего (настоящего) специалиста, определяет черты, присущие данной работе, тем самым определяет соответствует ли данная специальность человеку, то есть анализ и изучение профессиональной деятельности - необходимый компонент для правильной организации рабочего дня, определения требований рабочего места и многих других.

Данные приемы по изучению профессиональной деятельности называется профессиография. С помощью профессиографии составляется профессиограмма - совокупность знаний о профессии и о системе ее требований. Далее мы рассмотрим более детально компоненты, входящие в профессиограмму, определим ее сущность, структуру, и проведем профессиографию профессии бухгалтер.

1 ПРОФЕССИОГРАММА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОГРАММЫ

Профессиография - процесс полного описания профессиональной деятельности, основанный на ее системном анализе. Она призвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс.

Профессиография представляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места.

Профессиограмма -- описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей.

Цель профессиографии - выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.

Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем, профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа - подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. При изучении профессионального утомления были выделены признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями, которые обусловлены, например, сферой деятельности:

Аттестацией работников;

Проектированием новых профессий и специальностей;

Профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

Совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

Научными исследованиями профессионального развития личности.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста, описание его профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуально-психологические особенности и свойства личности, определяющие возможность успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Психограмма - психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Основные этапы разработки профессиограммы:

1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции.

2. Анализ, систематизация, синтез информации.

3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой.

4. Обобщение частных профессиограмм.

5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы.

6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для:

1) профориентации и консультации;

2) оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;

3) повышения безопасности труда, надежности персонала;

4) стабилизации кадров;

5) решения социально-психологических вопросов коллектива;

6) повышения качества труда.

Разработка профессиограммы является первым исследовательским этапом разработки психологического профессионального отбора. На основании результатов этого этапа происходит определение критериев успешности профессиональной деятельности, подбор психологических методик, позволяющих оценить уровень ПВК, апробация этих методик и разработка непосредственной процедуры профессионального психологического отбора кандидатов.

1.2 МЕТОДЫ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:

-социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

-психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);

-физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);

-описание технологических процессов;

Из всего многообразия методов необходимо выбрать только те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

Предлагается следующая классификация методов:

Методы анализа документов:

Изучение монографий и периодических изданий,

Анализ руководств, инструкций, отчетов, актов.

Методы опроса :

Индивидуальное интервью,

Групповое интервью и дискуссии (фокус-группы),

Анкетирование,

Экспертные оценки.

Методы наблюдения:

Наблюдение за поведением работников,

Регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж).

Методы самонаблюдения:

Самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности;

Самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод).

Методы эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов).

Методы психологического тестирования (изучение личности работников, статистический анализ межгрупповых различий, выявление профессионально важных качеств).

Биографические методы (изучение биографий и автобиографий специалистов).

При этом наиболее доступными и широко используемыми для составления профессиограмм являются два метода: метод анализа документов и метод опроса .

Одна из первых схем и методик экспертной оценки профессий была предложена О. Липманом в 1921 году. Методика изучения профессии включала в себя развернутый перечень умений и способностей, связанных с движениями, ощущением, восприятием, воображением, мышлением, общением, а также различных черт личности.

В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические .

При подборе методики в соответствии с выбранной иерархией целей (система приоритетов) следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования поможет использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

·общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

·описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

·психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;

·пооперационный анализ трудовой деятельности;

·фотография рабочего дня, хронометраж;

·изучение индивидуального стиля деятельности;

·анализ ошибочных действий;

·оценка санитарно-гигиенических условий труда;

·динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

1.3 СТРУКТУРА ПРОФЕССИОГРАММЫ

А. Общая характеристика труда

1. Фотография рабочего дня.

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.

Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам

1. Психомоторика:

Рабочая поза, статические и динамические нагрузки;

Рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;

Временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;

Требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;

Особые требования к психомоторике.

2. Сенсорная и перцептивная сферы:

Чувствительность различных сенсорных модальностей;

Профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения;

Особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

Профессиональные особенности познавательных процессов:

Влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;

Требования: к воспроизводящему и (или) творческому воображению; к преобладающему типу мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;

Особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль; требования к стрессоустойчивости;

Преобладающий вид памяти; требования к памяти: устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;

Особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;

Внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качеств специалиста.

В. Требования к эмоционально-волевой сфере

1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.

2. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).

3. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

1. Монотония и утомление.

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).

3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).

Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность.

3. Оптимизм.

4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима). Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).

5. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.

6. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).

Е. Противопоказания и ограничения

1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.

2. Характеристика профнепригодности.

3. Половозрастные ограничения.

4. Профессиональные вредности и льготы.

5. Профессиональные деформации личности.

Заключение

В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке:

1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.

2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).

3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.

4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.

5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.

Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М. Ивановой. Ею предложено четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический.

Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии. Ими могут быть школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию. При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение - первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы:

1. Общая характеристика профессии: социальная ценность результатов труда; история и перспективы развития профессии.

2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности: основные профессиональные функции, задачи и действия; общая характеристика орудий и средств труда.

3. Общая характеристика условий труда: микроклиматические условия труда; социальные и социально-психологические условия труда; режим труда.

4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.

5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.

Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы и методов изучения документации и интерпретации.

Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное - установить причины, которые обусловили наличие названных фактов.

Чтобы установить диагноз, необходимо изучить факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности и определить их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.

Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы:

1. Предмет и задачи труда:

2. Орудия труда: вид и режим работы; органы управления; пространственная организация рабочего места.

3. Деятельность субъекта труда: виды действия и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.

4. Организация труда: структура производственного взаимодействия работников; планирование работы и контроль за ней.

5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.

6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.

7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности.

Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.

Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:

1. Общая характеристика профессии: история и перспективы развития профессии; социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности; профессиональная среда.

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации: уровень профессионального образования; профессиональная подготовка; повышение квалификации.

4. Профессиональная мобильность работника: широта профиля специалиста; уровень ключевых квалификаций; возможности смены специальности и профессии.

5. Оценка перспективности профессии: профессионально-психологический потенциал личности; профессиональная активность работника; профессиональное самосовершенствование и карьера.

Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

Схема методического профессиографирования меняется в зависимости от цели и задач исследования. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют следующую схему:

2. Условия труда: санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.), физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.), режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования:

права и обязанности работника.

2. Организация труда: повышение квалификации, профессионально-психологический потенциал; творческие способности.

3. Деятельность субъекта труда: виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней; особенности индивидуального стиля деятельности.

Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии.

Для определения типа личности можно использовать «Опросник профессиональных предпочтений», в основу которого положена теория профессионального выбора американского психолога Дж. Халланда.

Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом - социальный.

В профессиограмме в разделе «Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности», перечислены виды деятельности, предпочтительные для человека с психологическими признаками, с соответствующими ей требованиями. Это означает, что доминирующие и дополнительные интересы у этих профессий совпадают. Такая информация, как уже отмечалось ранее, может быть полезной при смене профессии или при ее выборе в качестве запасного варианта. Каждый человек при желании может получить дополнительные знания и освоить новую профессию. Главное, чтобы она соответствовала типу личности, интересам и складу мышления.

В связи с этим, известным исследователем в области психологии труда И.Л. Соломиным предлагается новая схема описания профессий, основанная на положении о том, что профессиография является не столько психологической, сколько междисциплинарной сферой научно-практической деятельности. В соответствии с этим положением любую профессию можно подробно описать на основании характерных для нее признаков, которые условно можно подразделить на пять категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристики профессий (по И.Л. Соломину)

Характеристики

Технологические

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Трудовые операции. Условия труда. Критерии успешности труда и ошибки, возникающие в процессе трудовой деятельности

Экономические

Оплата труда. Спрос на профессию. Распределение профессии по отраслям

Педагогические

Требования к уровню и содержанию образования. Необходимые знания и навыки

Медицинские

Требования к уровню здоровья. Медицинские противопоказания. Неблагоприятные факторы. Заболеваемость

Психологические

Требования к сенсорным, моторным, интеллектуальным, коммуникативным и волевым способностям

2 ПРОФЕССИОГРАММА БУХГАЛТЕРА

Общая характеристика профессии

Начнем с того, в чем проявляется деятельность бухгалтера. Он выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, фиксирует состав и источники хозяйственных средств, их движение. Ведет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками и т.п. Осуществляет прием, контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, обрабатывает ее вручную или с помощью ЭВМ. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д. Отвечает за соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины, точность смет организационно-хозяйственных и других расходов, сохранность бухгалтерской документации, за оформление и сдачу их в установленном порядке в архив. Работа жестко регламентирована инструкциями.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности необходимы склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональной подготовке

Бухгалтеру необходима хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.

Пути получения профессии

В финансово-экономических, торговых техникумах, финансово-экономических и финансовых ВУЗах, на экономических факультетах технических ВУЗов, курсах бухгалтеров.

Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности. Бухгалтер может выполнять функции аудитора в аудиторской организации (фирме) или привлекаться коммерческими структурами.

Родственные профессии

Налоговый инспектор, экономист, преподаватель в учебном заведении, финансист. профессиограмма должность руководство

Анализ профессиограммы.

* Предмет труда: знак.

* Цели труда: свести отчет.

* Способы, средства труда: ручные, теоретические, механические.

* Условия труда: Обычные.

* Характер подвижности: Сидя в движении.

* Материальное оснащение: Стол, компьютер, другие подручные средства.

Социально-экономические характеристики труда.

* Организация: Самостоятельность, ответственность.

* Общение: В группе и индивидуально.

* Интенсивность труда: Высокая.

* Ответственность: Высокая.

* Потребность общества в профессии: достаточно высокая.

3. Требования профессии к человеку.

* К здоровью: Противопоказана людям с заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике (чрезмерная мнительность, тревожность, возбудимость), сосудистой дистонией с выраженными головными болями (гипертония, мигрень).

* Профессионально важные качества: склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.

* Требуемая квалификация: Должен иметь: хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно обоснованный подбор кадров начинается с составления профессиограммы - перечня требований, предъявляемых данной профессией, специальностью и должностью к человеку. Другими словами, прежде чем подбирать людей, необходимо детально и точно представлять, какими они должны быть. Перечень требуемых характеристик составляется по результатам специального научного исследования профессиографии.

Профессиография используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального труда.

Объём, глубина, и детальность их изучения зависят от заказа руководства фирмы.

Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу руководителей кадровых служб. Управляющий персоналом получает готовый результат в виде профессиограммы.

Успех любой организации в современных условиях ускоряющегося научно-технического процесса и усиливающейся конкуренции зависит, в первую очередь, от её способности максимально эффективно отбирать персонал и использовать уже имеющиеся в её распоряжении ресурсы для достижения стоящих перед ней целей. В свою очередь эта способность во многом зависит от компетентности руководителей и специалистов по управлению персоналом, владения современными методами управления персоналом. Подбор наилучших кадров - сложный и многоэтажный процесс, включающий научно-обоснованные принципы и методы работы, без которых невозможно осуществлять подбор наилучших кадров. Только системный, научно методически разработанный подход, позволяет быстро и качественно решать проблему подбора персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. № 2.

2 Бажутин В.В. Образовательно ориентированный подход к профессиографии / В.В. Бажутин, З.З. Кирикова. Екатеринбург, 2003.

3 Фиглин Л.А. «профессиограмма»// Социология труда. Теоретико-прикладной словарь./отв. ред. В.А.Ядов, Спб.: «Наука», 2006.

4 Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 2002.

5 Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003.

6 URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.12.2013).

7 URL: http:// www.proforientir.ru (дата обращения: 22.12.2013).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Менеджер по рекламе как одна их самых распространенных профессий на современном этапе, степень ее востребованности, специфика работы. История и основные этапы развития данной деятельности, тенденции, достижения. Составление профессиограммы и психограммы.

    презентация , добавлен 17.10.2011

    Понятие и классификация стилей руководства. Эффективность управления персоналом. Особенности выбора стиля руководства, который способствовал бы устойчивому развитию предприятия. Создание благоприятной атмосферы в коллективе, стимулирование персонала.

    реферат , добавлен 10.05.2014

    Кадры организации как объект управления, сущность и этапы его набора. Анализ внешнего рынка труда и кадровой ситуации в регионе. Типовая структура профессиограммы и психограммы. Понятие и цели трудовой адаптации. Содержательные теории мотивации персонала.

    шпаргалка , добавлен 19.01.2011

    Технология изучения профессиональной деятельности. Раскрытие профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей. Взаимоотношения личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда. Организация системной профессиографии.

    презентация , добавлен 12.11.2012

    Характеристика понятия "стиль руководства". Рассмотрение особенностей влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса. Проведение данного исследования, статистическая обработка данных, интерпретация полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    контрольная работа , добавлен 25.01.2013

    Выделение требований, предъявляемых к системам управления. Характеристика организации как бюрократической структуры и социальной технологии. Понятие исследования как составной части менеджмента предприятия, его виды, направления и этапы проведения.

    курс лекций , добавлен 17.01.2011

    Теоретические особенности изучения профессиональных качеств работников сервисных служб, особенности оценки компетенций работников. Проведение анализа профессиограммы менеджера как нормативной основы сервисной деятельности на примере ООО "Ресторатор".

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Подбор и расстановка персонала на примере гостиничного предприятия. Анализ системы подбора персонала гостиницы ООО "Экоотель Снегирёк", предложения и рекомендации по ее совершенствованию. Разработка профессиограммы и общая схема профессионального отбора.

Профе́ссиогра́мма - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, трактуемая как выделение и описание особенностей человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности. Данные свойства называются профессионально важными качествами (ПВК).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, ЕМ. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: - информационные (для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес); - ориентировочно -диагностические (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности); - конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала); - методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы); - диагностические , целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Профессиография - метод изучения требований, которые предъявляет та или иная проф. деятельность к профессионально важным качествам личности. В качестве критериев проф. деятельности могут использоваться различные показатели (обучаемость проф. знаниям и навыкам, показатели деятельности работника, его вклад в результат деятельности всего коллектива).

Анализ проф. деятельности включает в себя три этапа:сбор информации о проф. деятельности,обработка и обобщение полученной информации (составление профессиограммы),использование профессиограммы (выбор критериев успешности профессиональной деятельности, подбор тестов для ее оценки и прогнозирования, классификация профессий, что необходимо прежде всего для целей проф.консультации, и т.д.)Информация о проф. деятельности может быть получена разными путями. Большое значение имеет наблюдение за деятельностью специалистов, из которого можно получить сведения о типах обрабатываемой информации, об эмоциональной напряженности, об особенностях общения с другими работниками, об условиях внешней среды, о соответствии реальной работы инструкциям и наставлениям, о межиндивидуальных вариациях в выполнении одних и тех же обязанностей.Другой путь получения данных о проф. деятельности – беседа со специалистами. Она позволяет использовать многолетний опыт работы специалистов, которые знают примеры успешной и неуспешной работы и понимают факторы, определяющие различия в эффективности проф. деятельности.

Сама профессиограмма представляется в различных формах. Например, в виде описательной характеристики проф. деятельности, в которой отражаются общие ее особенности, основные действия и операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая тяжесть труда, технологические аспекты проф. деятельности, используемое оборудование и проч. При построении профессиограммы важно, чтобы описательные характеристики были дополнены количественной оценкой элементов проф. деятельности, представленных совершаемыми действиями и операциями (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и проч.). при составлении профессиограммы важно учитывать динамику профессий: во многих профессиях распределение обязанностей работника временно; по мере накопления его практического опыта обязанности зачастую меняются настолько, что для успеха оказываются нужными совсем иные способности и навыки. Кроме того, характер выполняемой работы меняется под воздействием технологических изменений, которые приводят к смене требуемых с самого начала навыков на новые. В силу этого профессиограммы должны включать в себя такой фактор, как способность учиться новому. Результаты анализа проф. деятельности (профессиографии) выступают критерием валидности проф. тестирования, на основе которого происходит соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру проф. деятельности.Психограмма – это часть профессиограммы, в которой сформулированы требования профессии и к психике человека, т.е. она содержит перечень психологических особенностей, необходимых для успешного выполнения данной деятельности, а также она содержит психологические противопоказания. Виды психограмм:1. общие (характеризуют отдельные группы профессий)2. частные (составляются для отдельных видов профессий)Типы психограмм:психограммы, составленные для проф. консультации и профотбора.психограммы, составленные для рационализации обучения. Акцент – на качествах, которые могут быть развиты в процессе обучения.

3. психограммы, составленные в целях рационализации труда и отдыха.4. психограммы, составленные для техники безопасности. При описании психологических требований, предъявляемых деятельностью к личности, привлекаются как слишком общие понятия, употребляемые для обозначения отдельных профессионально важных качеств (память, мышление, внимание), так и слишком конкретные (быстрота узнавания небольших отклонений от предписанной формы).

Новое на сайте

>

Самое популярное