Домой Бизнес-процессы Проект пак да. Стратегический бомбардировщик будущего пак да. Новый комплекс – новая начинка

Проект пак да. Стратегический бомбардировщик будущего пак да. Новый комплекс – новая начинка

В отдаленном будущем в небо должен подняться первый опытный самолет, созданный в рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). На данный момент этот проект находится на стадии проектных работ и потому большая часть сведений о нем пока не подлежит разглашению. Впрочем, время от времени в отечественной и зарубежной прессе появляются новые сообщения и оценки. За последние месяцы общий объем доступной информации о ПАК ДА заметно увеличился.

В середине ноября прошлого года информагентство ТАСС со ссылкой на неназванный источник в оборонной промышленности рассказало о ходе текущих работ и о планах на ближайшее будущее. Кроме того, в том сообщении говорилось о целях и задачах новой программы ПАК ДА. По данным источника, к тому времени проект продвинулся достаточно далеко и приблизился к началу новых важнейших этапов.


Прежде всего, ТАСС писало, что военные утвердили тактико-техническое задание на новый самолет. Благодаря этому в скором времени организация-разработчик в лице компании «Туполев» должна была начать подготовку рабочей конструкторской документации по новому самолету. После завершения работ по документации стартует сборка первых опытных образцов новой техники. Также упоминалось снижение стоимости самолета за счет отказа от возможности полета со сверхзвуковой скоростью. При помощи крылатых ракет большой дальности планировалось обеспечить высокую боевую эффективность.

Облик самолета ПАК ДА по версии журнала Air & Cosmos

Как утверждал источник ТАСС, новый самолет ПАК ДА призван решать те же задачи, что и существующие российские дальние бомбардировщики. При этом он должен превосходить ракетоносец Ту-160 с точки зрения стоимости строительства и эксплуатации. Впрочем, источник не стал уточнять стоимость будущего самолета и цену летного часа.

23 декабря отечественные средства массовой информации опубликовали заявления председателя комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктора Бондарева, ранее занимавшего пост главкома ВКС. По его словам, наша страна вплотную приблизилась к созданию опытного ПАК ДА. В то время завершались научно-исследовательские работы. Их целью является создание самолета, способного заменить все существующие машины российской дальней авиации. По данным представителя Совфеда, перспективный бомбардировщик будет принят на вооружение и поступит в войска во второй половине двадцатых годов.

Данные неназванного источника ТАСС, опубликованные в ноябре прошлого года, получили подтверждение в конце января. В своем интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер Дмитрий Рогозин затронул тему проекта ПАК ДА, указав текущую стадию работ и планы на ближайшее будущее. По его словам, уже в этом году фирма «Туполев» приступает к активной фазе проектирования. Чиновник выразил надежду, что опытный самолет выйдет на испытания в 2023-24 годах. Также Д. Рогозин затронул некоторые технические аспекты проекта. Он отметил, что новый бомбардировщик не будет похож на самолеты традиционного облика. Это будет «летающее крыло» – «самолет XXI века».

Новейший российский проект закономерно привлекает внимание зарубежных специалистов и прессы. Так, в начале февраля французский еженедельный журнал Air & Cosmos опубликовал заметку о российской программе ПАК ДА, в которой, среди прочего, привел массу интересных сведений. Вместе с уже известными данными от официальных лиц в публикации содержались новые данные, якобы полученные из заслуживающих доверия источников.

По данным Air & Cosmos, компания «Туполев» в 2013 году завершила создание эскизного проекта нового самолета, получившего рабочее обозначение «Изделие 80». В конце того же года «Туполев» и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на разработку технического проекта. На этот этап работ ушло менее трех лет, и в 2016 году технический проект был утвержден. С конца 2014 года компания «ОДК-Кузнецов» занималась созданием нового двигателя, предназначенного для ПАК ДА / «Изделия 80».

Утверждается, что новое «Изделие 80» будет построено по схеме «летающее крыло». Оно должно иметь взлетную массу порядка 145 т. Таким образом, новый самолет будет едва ли не вдвое легче Ту-160, но при этом занимать промежуточное положение между более легким Ту-22М3 и более тяжелым Ту-95МС. Силовая установка будет состоять из двух турбореактивных двигателей под рабочим названием «Изделие РФ», создаваемыми на основе «Изделия Р» – НК-32-02. Суммарная тяга двух двигателей составит 46 т. За счет такой силовой установки самолет сможет летать с дозвуковой скоростью на дальность до 15 тыс. км.

Следует напомнить, что различные оценки технических характеристик будущего ПАК ДА появлялись с момента объявления о старте этой программы. Некоторые цифры впоследствии упоминались официальными лицам, но полная картина, составленная по информации достоверных источников, отсутствует до сих пор. Насколько данные Air & Cosmos соответствуют реальному проекту ПАК ДА – пока остается только гадать. Уверенный ответ на этот вопрос можно будет дать лишь через несколько лет, когда появится необходимая информация.

В конце февраля были подтверждены уже известные данные о будущем строительстве перспективных самолетов для дальней авиации. Площадкой для сборки такой техники станет Казанский авиационный завод им. Горбунова. Заместитель генерального директора предприятия Николай Савицких рассказал прессе, что технический облик самолета ПАК ДА уже защищен, а также заключен договор на проведение опытно-конструкторских работ с последующим строительством опытного образца. В этом документе в качестве изготовителя прототипа указан именно КАЗ.

По оценке Н. Савицких, работы по программе «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» загрузят производственные мощности Казанского авиазавода на ближайшее десятилетие. При этом предприятие испытывает заметные проблемы с подготовкой кадров. В прошлом году специалисты КАЗ подготовили комплексную целевую программу подготовки и закрепления кадров, которым предстоит работать в строительстве самолетов Ту-160 и ПАК ДА. Стоимость программы – 2,6 млрд рублей.

На момент заявлений заместителя гендиректора программа находилась на согласовании в правительстве России. Кроме того, в рамках соответствующей федеральной программы производится модернизация производственных мощностей, в том числе тех, которым предстоит участвовать в строительстве самолетов ПАК ДА.

Последняя на данный момент о программе ПАК ФА прозвучала всего несколько дней назад. 24 мая президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, затронул тему названия будущего дальнего бомбардировщика.

Глава ОАК напомнил, что разработка самолета ведется фирмой «Туполев». В связи с этим новая машина должна носить «историческое» туполевское имя. При этом, однако, руководитель корпорации не стал уточнять, какие именно цифры будут сочетаться с традиционным обозначением «Ту».

Российский проект «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» в настоящее время является одной из самых интересных тем в контексте текущего и будущего перевооружения. Одновременно с этим – ввиду особой важности и значимости для национальной безопасности – этот проект является одним из самых секретных. Официальные лица время от времени поднимают тему текущих работ и оглашают те или иные сведения, но при этом обходятся без особых подробностей. В итоге даже через несколько лет после старта работ известны только самые общие черты будущего стратегического бомбардировщика.

Ранее стало известно, что перспективный бомбардировщик ПАК ДА, разрабатываемый компанией «Туполев», предназначается для замены сразу двух современных образцов. В отдаленном будущем машины этого типа вытеснят из дальней авиации сравнительно старые Ту-95 и Ту-22М3, взяв на себя все их задачи. В прошлом обсуждалась возможность замены самолетов Ту-160, но запланированное серийное строительство машин типа Ту-160М2, вероятно, привело к отмене таких планов. Таким образом, с определенного времени основу дальней авиации будут составлять глубоко модернизированные Ту-160М2 и совершенно новые ПАК ДА.

Уже известно, что в основе проекта ПАК ДА лежит новая для отечественной стратегической авиации концепция. Предлагается строить самолет схемы «летающее крыло» с дозвуковой скоростью полета и сокращенной заметностью для средств наблюдения противника. Особая компоновка планера с максимально большими топливными баками и эффективные двигатели достаточной мощности обеспечат возможность полета на дальность до 15 тыс. км.

Основным вооружением такого авиационного комплекса станут крылатые ракеты большой дальности с обычными или специальными боевыми частями. Значительная дальность полета ракет позволит ПАК ДА атаковать указанные цели, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Определенные стелс-технологии, используемые как на самолете, так и на его ракетах, должны резко снизить вероятность своевременного обнаружения подлетающих бомбардировщиков ли их вооружения. Все это положительным образом скажется на эффективности удара.

По известным данным, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по теме ПАК ДА стартовали около десяти лет назад, в конце двухтысячных годов. За несколько лет «Туполев» и смежные предприятия сформировали основные положения будущего проекта. В тот период появлялись сообщения о возможности строительства и испытаний первого опытного самолета уже в конце десятых годов.

Впрочем, позже планы изменились. В 2015 году было принято решение о возобновлении серийного производства существующих Ту-160 с последующим созданием новой модификации такого самолета. В связи с этим график работ по программе ПАК ДА был пересмотрен. Старт подготовки технической документации по новому самолету сдвинулся на несколько лет вправо. Первый полет опытного образца при этом перенесли на первую половину двадцатых годов. Следует отметить, что существует и иная трактовка событий последних лет. Согласно ей, решение о строительстве новых Ту-160 стало следствием определенных проблем с ПАК ДА и невозможностью выпуска перспективных серийных машин в желаемые сроки.

Несмотря на все ожидаемые и возможные затруднения, разработка «Перспективного авиационного комплекса дальней авиации» продолжается. Уже стало известно о переходе проекта в новую стадию, предшествующую строительству и испытаниям опытной техники. Момент принятия ПАК ДА на вооружение и приемки первых серийных образцов все еще относится к отдаленному будущему, но с каждым днем становится все ближе. Доступные сведения о текущих работах позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Все говорит о том, что во второй половине следующего десятилетия российская дальняя авиация пополнит парк своей техники совершенно новыми образцами.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://rg.ru/
http://kp.ru/
http://air-cosmos.com/
http://ria.ru/
http://mil.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://tupolev.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

После принятия в России на вооружение новейшего истребителя пятого поколения Су-57, резко возрос интерес к авиации и к новым перспективным разработкам в этой сфере. А в ней происходят очень интересные события. Вслед за Су-57 (ПАК ФА) начата разработка новейшего перехватчика пятого поколения, наследника , который носит рабочее название ПАК ДП.

Так же ведутся работы над перспективным транспортным самолётом ПАК ТА, будущим наследником Русланов и Ил-76. Это более или менее далёкое будущее, но ещё до окончания работы над истребителем пятого поколения, была начата работа над самолётом ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Предыстория

В 20-м веке, в годы Холодной войны, авиация СССР была как минимум второй в мире, а по некоторым видам техники, так и первой. В СССР постоянно разрабатывались и строились самые современный самолёты, которые ни в чём не уступали аналогам из США и стран Запада.

Однако, в 1991 году СССР развалился, в бывших республиках Союза началась натуральная разруха. И естественно ни какие новые образцы боевой техники, и в том числе авиационной, не разрабатывались. Казалось бы, этим должны были воспользоваться США и сделать отрыв от России, которая стала правопреемником СССР, недосягаемым.

Но этого не произошло, США почивали на лаврах и за время своего безоговорочного доминирования разработали всего два образца самолётов – Lockheed/Boeing F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 Lightning II. Оба эти самолёта, истребители пятого поколения, и как не трудно догадаться, представители лёгкой авиационной техники. Да и сами по себе сырые, чрезмерно дорогие и недоработанные.

Ни чего нового в области бомбардировочной авиационной техники, и уж тем более в области стратегической авиации в США, разработано не было.

В начале 21-го века, в России сложились относительно благоприятные экономические условия, которые позволили начать разработку новых самолетов. Россия несколько сократила отставание от США, разработав и наладив мелкосерийный выпуск самолёта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который известен как истребитель пятого поколения Су-57.

После того как работы по новому истребителю закончились, в России началась разработка нового стратегического бомбардировщика, который получил название ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Пока информация об этой машине, естественно засекречена, но кое-что в сеть просачивается, и эту информацию попробуем обобщить.

Сегодня на вооружении России стоит два стратегических бомбардировщика – Ту-95 «Медведь» (с 1955 года) и (с 1984 года). Первая из двух машин дозвуковая и, не смотря на многочисленные модернизации, которые она прошла, откровенно устаревшая, ведь возраст конструкции уже 63 года. Ту-160 машина сверхзвуковая и намного более молодая. Но всё равно, 34 года, это солидный возраст.

Правда в США ситуация со стратегической авиацией не лучше, но это лирическое отступление. В общем, думается ни у кого не вызывает сомнения что необходимость разработки нового стратега не просто назрела, а перезрела.

Концепция бомбардировщика будущего

Перед началом работ в аналитических кругах развернулась яростная дискуссия о концепции будущего самолёта и о том, каким будет техническое задание на разработку.

Поначалу думали, что будущая новинка будет гиперзвуковой, но от этой идеи довольно быстро отказались.

Прежде всего по причине того что создание работоспособного гиперзвукового двигателя затормозилась на неопределённый срок. Работы, конечно в этом направлении ведутся, причём не только в России, но они достаточно далеки от окончания, и ставить разработку самолёта в зависимость от того когда эти работы будут закончены не совсем разумно.

Поэтому будущий стратегический бомбардировщик будет дозвуковым. Основной принцип, который заложен в будущей новинке,это экономичность и низкая стоимость эксплуатации. При этом и стоимость самого самолёта должна быть если не дешевле, то в пределах стоимости упомянутого выше Ту-160.


По своим характеристикам будущий стратег должен заменить все стоящие на вооружении Российских ВКС машины. По характеристикам своего бомбового отсека он должен быть способен нести и применять все стоящие на вооружении и разрабатываемые авиабомбы и ракеты. Второй важной характеристикой, которой должен обладать бомбардировщик нового поколения является малозаметность. И это условие является вполне выполнимым. Например, упомянутый выше Су-57, имеет в своей конструкции элементы технологии Стелс.

Слухи и факты о бомбардировщике ПАК ДА

Известно, что разрабатывать новый самолёт будет конструкторское бюро Туполева. Кроме этого известно, что наработки по будущему стратегу в КБ существуют ещё с 20-го века. В конструкторском бюро, будущему бомберу, присвоено название «Изделие 80».

В декабре 2017 года, бывший командующий Российских ВКС, Виктор Бондарев заявил, что научно-исследовательские работы по этой теме уже завершены, и конструкторское бюро готовит документацию для сборки первого опытного образца.

В начале этого года, в интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер правительства России, Дмитрий Рогозин, на вопрос касающийся ПАК ДА, сказал, что ракетоносец будет строиться по схеме «летающее крыло», до этого не применявшейся ни в авиации России, ни в авиации СССР.

Чуть ранее в сети появилась информация, что в Туполевском КБ создана модель будущего стратега в масштабе 1:10 и параллельно с этим появилось странное фото летательного аппарата, представленного как прототип. Точно неизвестно, модель какого летательного аппарата присутствует на этом фото.

Многие её связывают именно с ПАК ДА. Вряд ли это утверждение может соответствовать истине, смущают два двигателя в выносных гондолах, которые едва ли могут быть на стратегическом бомбардировщике будущего. Кроме этого, в сети появилась некая 3D модель, которая, скорее всего несколько ближе к истинному внешнему виду. Параллельно с этими моделями в сети появился некий чертёж.

Главным элементом техники любого самолёта, кроме планера, о котором речь шла выше, является его силовая установка. Двигатель для будущего ракетоносца находится в стадии разработки, и разработать его должна Самарская компания «Кузнецов». Правда, сделать она это должна не с нуля, а на основе уже хорошо отработанного мотора НК-32.

Данный силовой агрегат является двухконтурным турбореактивным трёхвальным двигателем с общей форсажной камерой (ТРДДФ). Этот двигатель сегодня устанавливается на ракетоносец Ту-160. Будущий силовой агрегат получит название НК-32-02 и должен иметь тягу в 23 тоны. Соответственно 2 двигателя, которые планируется устанавливать на будущий бомбардировщик должны развивать тягу 46 тонн. Кстати базовый мотор НК-32 развивает тягу всего в 14 тонн. Правда, на Ту-160 их установлено 4 штуки.

Из других технических особенностей, которые известны, стоит отметить, что максимальная взлетная масса будущего бомбардировщика, по данным французского издания «Air&Cosmos», должна составлять 145 тонн.

Кстати, упомянутый выше Ту-160 весит почти вдвое больше – 275 тонн. Правда, на сайте «Стелс машины» максимальный взлетный вес ПАК ДА указан в пределах 226 тонн.

Но думается, что первая цифра на много ближе к истине. Ориентировочная дальность самолёта заявлена в пределах 15 – 16 500 км. Дальность полёта «Белого лебедя» на дозвуковой скорости, с нормальной бомбовой нагрузкой составляет 14 000 км. Следовательно, если будущий стратег будет иметь практически такую же массу как Ту-160, с меньшей энерговооружённостью он ни когда не сможет достичь заявленной дальности полёта. То есть, скорее всего, масса ПАК ДА должна составить где-то в пределах 145 тонн.


Что касается бомбовой нагрузки, то известно, что она должна составить 34648 кг. Для сравнения у «Белого лебедя» она составляет немногим больше – 40 тонн. Таким образом, по этому показателю, новый бомбер должен стать между самолётами Ту-160 и Ту-22. Если первый может нести 40 тонн бомбовой нагрузки на дальность 14 000 км, то второй имеет нагрузку меньше – 24 тонны. Про говорить нет смысла, это не стратег, а фронтовой бомбардировщик и имеет соответствующую дальность всего до 2 500 км.

В феврале этого года была озвучена информация о том, что производство будущего флагмана Российской стратегической авиации начнётся на мощностях «Казанского авиационного завода им. Горбунова».

По заявлению заместителя генерального директора завода Николая Савицких, производство этого самолёта загрузит завод работой, как минимум, на ближайшие 10 лет. Так же в Казани, должен будет построен первый опытный экземпляр «Изделия 80», и появится он где-то пределах 2023-25 гг. А серийное производство должно быть развёрнуто с 2028-29 гг.

Вооружение и боевое применения

В 21 веке основным вооружение стратегов должны стать крылатые ракеты, а не бомбы. Хотя возможность использования старые добрые бомбы так же должна сохранится. Крылатые ракеты будущего должны иметь большую дальность полёта. Это должно позволить бомбардировщикам будущего наносить удары по целям, не заходя в зону действия ПВО противника. Правда, пока габаритные размеры таких ракет неизвестны,то проектировать бомбоотсек нужно с учётом уже существующих средств поражения.


То есть в бомбоотсек как минимум должна стать револьверная установка на 6 ракет Х-101/102 или Х-555. Данная установка становится в отсек размером 8,75х2,5х2,5 м. Места для такого отсек или даже на несколько отсеков в новом ракетоносце найти будет не проблема. Например, Ту-160, с которым постоянно сравнивается ПАК ДА, имеет 4 барабанных установки. На новом самолёте должно быть как минимум 2 таких установки.

Проект ПАК ДА начинался ещё до того как был закончен проект ПАК ФА, он же Су-57.

Тогда казалось, что это просто пиар и на реализацию такого проекта у России нет ни сил, ни возможностей. Однако после завершения проекта истребителя пятого поколения скептицизм у многих уменьшился, хотя и не прошёл совсем.

Понятно, что после появления у России аналога американского бомбардировщика В-2, отставание от США и НАТО в области авиации если не устранится полностью, то станет минимальным. NorthropB-2 Spirit на сегодняшний день является единственным в мире малозаметным стратегическим бомбардировщиком. И когда Россия закончит этот проект, то она станет второй сраной имеющей такой авиационный комплекс в мире.

Правда, такой же самолёт разрабатывается и в Китае, так что тем более, важно закончить этот проект, чтобы не оказаться в гонке вооружение в роли догоняющего. Остается открытым только один вопрос – получится ли его завершить?

Видео


Возможный вид ПАК ДА в случае его реализации по схеме «летающее крыло»

Вокруг новых разработок российского оружия, начиная с середины 2000-х годов, уже присутствует весьма плотная завеса военной и государственной тайны, которая значительно затрудняет выстраивание каких-либо надёжных и окончательных предположений о параметрах и виде нового, перспективного вооружения.
Достаточно вспомнить все предыдущие предположения о внешнем облике танка «Армата», который выводили из глубокой модификации Т-90, либо из перспективных танковых разработок периода 1980-х - 1990-х годов, но которая в итоге оказалась достаточно оригинальной концепцией на своём уникальном шасси, которое минимум в полтора раза крупнее Т-90.

Отсюда, в общем-то, следует и закономерный подход к вопросу обсуждения перспективных и новых видов вооружений, пока ещё находящихся в разработке — мы, со своей публично-«пиджачной» точки зрения обсуждаем весьма закрытую деятельность «мундиров», как различные вероятностные оценки. А потом уже «мундиры» показывают нам в итоге, что они сделали и насколько это у них получилось на достойном и современном уровне.
При этом даже если человек находится «в теме» — то, если он не главный конструктор или министр обороны, вряд ли знает всё и вся о проекте. В силу чего, например, в ответ (безусловно, неполный и приблизительный, так как — смотри мысль выше) вы, скорее всего, услышите нечто вот такое .
В этом и есть проблема современного инженера или конструктора (если вы не Главный) — человек занимается своим куском работы и может, например, рассказать вам всё о гиперзвуковых маневрирующих блоках. В рамках подписки о неразглашении, конечно. А вот о параметрах самой разрабатываемой ракеты или самолёта этот простой инженер знает достаточно немного — вполне себе на уровне обычных людей. Короче, тот же кулик, что и мы с вами, просто сидящий ближе к центру болота.

Поэтому при рассказе о возможном облике и параметрах ПАК ДА я буду, как и в случае «Сармата», опираться на некие общие соображения, учебники физики, технические справочники и понимание того, что часто вариант «достать готовое из архива и модернизировать» в инженерной среде трусостью не считается.
Хотя и не буду утверждать, что моя реконструкция будущего облика ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) является единственно правильной.
Кто его знает — может быть в 2020-м году мы увидим нечто такое, от чего у всех нас отпадёт нижняя челюсть и мы скажем: «Ну, ёлки-палки, умеем же, когда захотим!»
Засим, приступим.


Во-первых, до начала проведения анализа возможных параметров ПАК ДА стоит оценить все те сообщения и заявления официальных лиц, которыми нас снабжала российская пресса на протяжении всего процесса предварительной работы над будущим обликом ПАК ДА.
Работы над НИОКР по комплексу ПАК ДА были начаты конструкторским бюро Туполева в 2009 году, уже шесть лет назад. В начале 2011 года заместитель министра обороны Владимир Поповкин сообщил , что технический проект ПАК ДА должен был быть готов к 2015 году.
Вплоть до марта 2013 года, судя по всему, сохранялась неопределённость в концепции самого бомбардировщика — принципиальный выбор между возможностью совершенствования «белого лебедя» Ту-160, который реализовывал концепцию сверхзвукового высотного бомбардировщика и концепцией малозаметного дозвукового бомбардировщика прорыва ПВО на сверхнизкой высоте, концепцию которого реализовывали, например, такие машины, как американские В-2 и В-1В, был ещё открыт:


Ту-160. Быстрый, высотный, сверхзвуковой.


В-1В. Околозвуковой, низковысотный, малозаметный.


В-2. Дозвуковой, низковысотный, малозаметный.

Окончательный выбор концепции для ПАК ДА, судя по всему, не давался столь уж легко: в СССР и в современной России технологии снижения заметности самолётов отнюдь не добрались до серийных машин в таком законченном виде, как это случилось в США — скорее, можно было говорить о том, что к середине 1990-х годов в России смогли более-менее довести до опытных моделей тот задел, который сделали по малозаметности самолётов (пресловутому «стелс») в позднем СССР. Но ни о каких серийных машинах речь, понятное дело, не шла.

При этом, надо отметить, что выбор «сверхзвуковой-высотный-заметный» и «околозвуковой-низковысотный-малозаметны й» является в чём-то окончательным и однозначно определённым: сумма требований для осуществления обеих режимов полёта одновременно оказывается практически неподъёмной для реального самолёта в современных условиях.
Так, например, при переходе к концепции прорыва ПВО на сверхнизкой высоте при разработке бомбардировщика В-1 пришлось отказаться от сверхзвукового полёта: в нижних слоях атмосферы, у земли В-1 «вытягивал» своими двигателями и конструкцией планера только низкий сверхзвук (1,25М вместо 2,2М у первой версии В-1А, которая создавалась, как перспективная сверхзвуковая замена стратегического дозвукового В-52).

Кроме того, если вы хотите добиться малой заметности самолёта и его позднего обнаружения не только за счёт огибания рельефа на сверхнизкой высоте, но и за счёт рассеивания и поглощения радиоизлучения и/или же малой заметности для тепловизоров — то вам надо идти на ещё большие жертвы, реально уродуя аэродинамику самолёта и превращая его в летающего «гоблина», как, собственно говоря, и произошло с истребителем-бомбардировщиком F-117 и c бомбардировщиком В-2:


Сравнение классических В-52 и «стелса» В-2

Кроме того, что технологии снижения заметности самолёта неизбежно лишают его «высокого» сверхзвука (М=2,0...2,2), они ещё и неизбежно снижают его боевой радиус: даже на дозвуковой скорости в нижних слоях атмосферы лететь просто неудобнее: достаточно много топлива приходится тратить лишь на преодоление сопротивления воздуха.
В силу чего «стелсы», при прочих равных, имеют меньший боевой радуис по сравнению с высотными сверхзвуковыми самолётами. Ну и за «гоблинский облик» тоже приходится платить.

Отсюда мы можем смело отметать любые заявления о сверхзвуковом или даже гиперзвуковом характере конструкции ПАК ДА при обеспечении ещё и малозаметности, которые звучали вплоть до начала 2013 года: малозаметность и сверхзвук пока что несовместимы. Или одно — или другое.

Для дальнейшего анализа перспектив и возможностей ПАК ДА нам надо рассмотреть его двигатели. В 2014 году, на выставке «Оборонэкспо-2014» было озвучено выбранное техническое решение по двигательной установке ПАК ДА: будущий бомбардировщик получит модифицированные двигатели от Ту-160, НК-32-02, производства всё того же ОКБ Кузнецова (теперь — ОАО «Кузнецов»).

Вопрос двигательной установки для ПАК ДА сегодня является, если честно, самым главным — совсем о том, как отсутствие запроектированных и доведенных двигателей погубило в начале 1960-х годов и перспективный стратегический бомбардировщик М-50 и, вместе с ним — и всё ОКБ Мясищева.
При этом ситуация с восстановлением производства НК-32 отнюдь не выглядит столь радужной: начальные планы передать заказчикам модернизированный и модифицированный НК-32, которые в 2010-м году озвучивались , как реальные на 2013-2015 год, на сегодня уже сдвинулись на 2016 год. Пока.

Ситуацию с НК-32 осложняет и тот момент, что новые двигатели, выпущенные ОАО «Кузнецов» после 1993 года, необходимо будет буквально поштучно распределять на уже существующие, но требующие плановой модернизации и замены двигателей самолёты: в очереди на замену двигателей уже стоят около 30 Ту-22М3 (по два двигателя на машину) и 13 стратегических ракетоносцев Ту-160 (по 4 двигателя на машину).
Учитывая, что все эти самолёты изначально запланировано модернизировать до 2020 года (Ту-22М3) и 2023 года (Ту-160), то планы выпуска 20-22 двигателей в год «к 2023 году» выглядят, мягко говоря, недостаточными. Особенно на фоне того, что на НК-32 есть реальная очередь и от других заказчиков.

Кроме того, отсюда следует и грустный прогноз касательно первых планеров ПАК ДА, которые, скорее всего, могут появится к 2020 году: вплоть до разворачивания серийного производства НК-32 на самарском заводе и до выполнения массы горящих, первоочередных программ, новый дальний бомбардировщик будет летать с каким-то двигательным «эрзацем», как и его «коллега по несчастью» — ПАК ФА.

Однако, сами по себе параметры НК-32 (поскольку другого двигателя, если честно, нет и на горизонте), позволяют нам прикинуть возможности ПАК ДА.
В конструкции ПАК ДА предусмотрено использование четырёх двигателей НК-32, но без форсажной камеры, установленной на Ту-160: самолёту ПАК ДА, как мы определили, сверхзвук не нужен.
Максимальная бесфорсажная тяга четырёх НК-32 составляет 4 х 18000 кгс (около 72 тонн). Тяговооруженность современного самолета обычно находится в районе 0,25, что ограничивает максимальный взлетный вес ПАК ДА пределом в 280 тонн. Учитывая различные «гоблинские» штучки для создание эффекта малозаметности, которые негативно влияют на энерговооружнность, реальный вес ПАК ДА будет, скорее всего, даже меньше максимального взлётного веса Ту-160, который составляет 275 тонн. Скорее всего, речь пойдёт о 220-250 тоннах.


Что оно будет на самом деле — увидим. Но требование малозаметности определяет что-то вроде такого внешнего вида ПАК ДА.

Если же отвлечься от фантазий о внешнем виде (тут вам и в самом деле никто не скажет, как это будет в реальности выглядеть, как это и прозошло, кстати, с ПАК ФА или «Арматой»), то дальше нам опять-таки надо вернуться к двигателям.
При весе самолёта в 220-250 тонн, исходя из конструкционного совершенства современных самолётов и хотя бы 30 тонн боевой нагрузки, вес топлива составит около 100 тонн. Здесь я, опять-таки, исхожу из того, что в Ту-160 влазит 148 тонн топлива при массе пустого самолёта в 110 тонн и максимальной взлётной массе в 275 тонн.
То есть, учитывая дозвук и малозаметность, получится что-то на уровне Ту-160 и хотелось бы, чтобы не сильно хуже.

Удельный расход топлива у НК-32 составляет 0,535 кг/кгс в час, крейсерская тяга четырёх двигателей НК-32 составит 4 х 2900 кгс = 11400 кгс, расход топлива около 6,1 тонны в час, время полёта около 16 часов, дальность полёта при нормальной дозвуковой скорости в 800 км/ч * 16 ч = 12800 км. Боевой радиус, соответственно — 6400 км.
В принципе, сравнимо с парметрами как сверхзвуковых стратегов образца 1980-х годов, так и с дозвуковыми, шумными и легко заметными бомбардировщиками вида Ту-95 и В-52 родом из 1960-х.
При таком подходе к расчётам, кстати, ПАК ДА будет иметь боевой радиус где-то на 1000 км больше , чем малозаметные американские аналоги В-1В и В-2 при сравнимой боевой нагрузке, что тоже очень неплохо.

Ну а установка на ПАК ДА комплекса крылатых ракет Х-101 с дальностью выстрела в 4500-5500 км доводит боевой радиус до искомых 11-12 тысяч километров, чего вполне хватает для гарантированного удара по континентальной территории США вне зависимости от выбранного маршрута: через Северную Атлантику, через Аляску или через Северный полюс.


Фотография Ту-95 с крылатыми ракетами Х-101 на внешней подвеске. Предположительно — испытания прототипов, 2012 год.

Таким образом, в случае положительного решения вопроса о двигателях, проект ПАК ДА вполне выводит на новый уровень вопрос применения дальней авиации, с учётом «ухода на пенсию» старичка Ту-95 в районе 2040 года и модернизации существующего парка Ту-160 и Ту-22М3.
В этом случае ПАК ДА осуществляет прикрытие своим ударом прорыва Ту-160 и Ту-22М3 к целям на территории вероятного противника, в случае поддержки применения этих сверхзвуковых самолётов массированным пуском ракет Х-101 с дальности около 5000 км, которые в этом случае «догоняют» ударную волну Ту-160 и Ту-22М3.

Для Ту-95 такая тактика внезапного пуска, понятное дело, становится неосуществимой: вероятный противник засекает эти бомбардировщики ещё на подлёте к огневому рубежу, задолго до пуска ракет.

Какие же принципы могут быть использованы для уменьшения заметности ПАК ДА?
Скорее всего, в этом плане будут использованы как собственные наработки ОКБ Туполева, так и незаконченные проекты ОКБ Сухого, которые были проведены в СССР в 1980-е годы и закрыты на волне кризиса 1990-х уже во времена Российской Федерации.
Это — проект Т-60С и так называемый «объект 54С». К сожалению, даже сейчас информация об этих опытных самолётах до конца не рассекречена, в силу чего большая часть заключений базируется на публичных утечках, произошедших во времена общего бардака в 1990х годах.

Проект Т-60С представлял собой глубокую модернизацию фронтового бомбардировщика Су-24 и вёлся в ОКБ Сухого с 1984 по 1991 год и, судя по всему, представлял собой первую советскую попыку сделать настоящий «стелс». У проекта Т-60С был очень интересный главный конструктор — Наум Семёнович Черняков, которого в полном праве можно назвать как «великим инноватором», так и «великим неудачником»: все его крупные самостоятельные проекты так и не дошли до стадии серийного производства.
Черняков всё время «делал странное», создав в 1950-х годах стратегическую крылатую ракету «Буря», а потом сконструировав знаменитую «сотку» Т-4 — ударный сверхзвуковой разведчик-ракетоносец, который должен был в одиночку уничтожать авианосные группы противника.
Не избежал, к сожалению, грустной судьбы и проект Т-60С: уже на стадии проектирования в него попали несколько неудачных идей , которые и остановили в итоге его разработку в 1991 году. Т-60С стал последним проектом Чернякова.

Реконструкций Т-60С в сети достаточно много, мне, например, нравится вот такая, но, в целом, судя по имеющейся информации, до изготовления опытного экземпляра дело так и не дошло — продувки моделей самолёта в аэродинамических трубах ЦАГИ уже выявила массу проблем, «несовместимых с жизнью» Т-60С:

Однако, на основании работ по Т-60С, в ОКБ Сухого приблизительно в то же время были начаты и работы по параллельному проекту — «объект 54С», работы по которому продолжались даже после распада СССР, вплоть до 1994 года.
В частности, об «объекте 54» вспоминают, например, в книге «ОКБ П. О. Сухого. Заметки в летопись: вооруженцы» (Алферов К. Е., Москва, 2014):

«Основным разработчиком внутрифюзеляжных установок вооружения для изделия 54 стало МКБ "Старт". Ему же довелось разработать, изготовить и даже испытать в наземных условиях барабанную катапультную установку МКУ-6-170 для применения в составе перепроектированного изделия 54. Однако после 1994 года в связи со значительным уменьшением финансирования гособоронзаказа, разработка изделия 54 и вооружения для него была практически свёрнута.»

«Неизвестный Сухой» (Анциелович Л. Л., Москва, 2008)

«С учетом замечаний военных ОКБ было предложено проводить работы в направлении дальнейшего повышения боевых характеристик Су-24БМ, однако впоследствии из МАП получено недвусмысленное указание: начать новую разработку. В результате, с 1981 года проектирование самолета осуществлялись уже в новой компоновке, тема получила обозначение Су-24БМ2 (Т-6БМ2). В 1982 году состоялась защита эскизного проекта, а в 1983 - макетная комиссия. С 1984 года начался новый этап проектирования - разработка фронтового ударного самолета под заводским шифром "изд. 54". Работы по этой программе продолжались в ОКБ в общей сложности более 10 лет За это время несколько раз менялась компоновка машины, прошло два полноразмерных цикла проектирования, включающих последовательную разработку аванпроекта, эскизного проекта, макетной комиссии и выпуска рабочей документации, а на заводе в Новосибирске даже осуществлялась постройка опытного образца самолета. Однако после 1994 года, в связи со значительным уменьшением финансирования гособоронзаказа, работы были практически свернуты.»


Гипотетический вид «объекта 54С».

Более подробно отрывки информации о Т-60С и «объекте 54С» проанализированы по ссылк е, к которой я вас и отсылаю.
В целом же, судя по всему, для программ советского стелса в ОКБ Сухого использовался переоборудованный самолёт Су-27, на который было установлено стелс-сопло от будущего проекта:

Нынешнее состояние этой опытной машины, в общем-то, плачевно (самолёт слева, стелс-сопло снято):

Поэтому вопрос использования стелс-наработок ОКБ Сухого в перспетивном ПАК ДА по мне имеет столько же подводных камней, как и процесс разворачивания по-новой производства модернизированного НК-32 в Самаре.

В общем, проблем у гипотетического «объекта 80» пока что, скорее всего, намного больше, чем хороших конструкторских решений.
И, будет ли это «губокая модернизация Ту-160», как это написано по последней ссылке, либо же всё-таки «российский стелс» с дозвуковой скоростью, построенный по схеме «летающее крыло» — мы увидим, надеюсь, уже в 2020 году.
Если, конечно, всё будет в порядке.

ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80», он же «Посланник», разрабатывается компанией ПАО «Туполев».

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации - проект российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения.
Проект не является модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.

Как известно, работы по проработке концепции изделия начались еще 10 лет назад, в 2009 году. Предполагается, что выкатка первого опытного образца состоится через два–три года, первый полет – в 2025–2026 годах.

Одни бомбардировщики из семейства «Ту» могут прорывать ПВО, другие летают на рекордные расстояния. «Русский стелс» ПАК ДА призван совместить обе эти «убойные» характеристики. Этот ракетоносец пятого поколения должен войти в строй через 10 лет: принятие на вооружение и начало эксплуатации ракетоносцев запланировано на 2028–2029 годы.

В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВКС самолёты дальней авиации Ту-95 и Ту-160 и частично взять на себя функции .

Разработчики успешно защитили проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, российские военные утвердили облик нового самолета и его технические характеристики. Кроме того, подписали все необходимые соглашения, по которым начнется строительство первых летных образцов стратегического бомбардировщика.

Используемые Дальней авиацией России самолеты безусловно постепенно устаревают. По мере появления новых системы противовоздушной обороны, эффективность таких самолетов лишь снижается. Новый дальний бомбардировщик со временем должен будет заменить сразу три типа боевых самолетов: Ту-22М3, и Ту-160. ПАК ДА будет не только выполнять роль стратегического бомбардировщика, но и использоваться в качестве ракетоносца-бомбардировщика, дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

ПАК ДА

Как известно, разработка нового бомбардировщика ведется с 2013 года. По техническому заданию Минобороны РФ этот стратегический бомбардировщик должен не только нести как можно больше оружия, но и быть незаметным и использовать любые аэродромы.

ПАК ДА будет построен с применением стелс-технологий по аэродинамической схеме «летающее крыло» – то есть без хвостового оперения. И будет выполнять полеты на дозвуковой скорости.

Официально пока известно только, что он сможет нести больше вооружения, чем Ту-160. Прежде всего, это будут крылатые ракеты большой дальности (2–4 тысячи километров), которые смогут нести не только обычные, но и ядерные боеголовки. В качестве основного оружия разработчики пока рассматривают ракеты Х-102, которые могут поражать наземные и морские цели. А также, в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика войдет гиперзвуковое оружие.

Особое внимание в конструкции самолета уделяется применению технологий малозаметности. В ПАК ДА будут использованы несколько технологий малозаметности. Это и радиопоглощающее покрытие, и элементы конструкции, а также геометрическая форма планера.

Невидимость самолета для радаров должно обеспечить российское ноу-хау – специальное радиопоглощающее покрытие. А также максимально возможное применение композиционных материалов.

Для уменьшения эффективной площади рассеяния бомбардировщика в нем сделают только внутренние отсеки вооружения.

В июле 2017 года сообщалось, что Объединенная авиастроительная корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, а также приступила к опытно-конструкторским работам по созданию нового бомбардировщика. На этапе эскизного проектирования определяются возможный внешний вид техники, основные функции, которые она будет выполнять, возможное вооружение и сценарии использования.

Между тем, в декабре прошлого года Казанский авиационный завод имени Горбунова возобновил производство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев . Сейчас на предприятии собираются полностью новые самолеты; для их строительства детали из советского задела не используются. По итогам испытаний этих бомбардировщиков военные будут принимать решение о начале серийного производства машин. Серийное производство бомбардировщиков Ту-160 приостановилось в России в 1994 году.

Развитие проекта

В августе 2009 года Минобороны России и компания «Туполев» подписали контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. Технический проект нового бомбардировщика будет полностью завершён к 2015 году. Это должен быть принципиально новый летательный аппарат. Он будет основываться на концептуально новых решениях, которые позволят и на рубеже 2020 г. быть конкурентоспособными в этой области.

Научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.Игорь Шевчук, генеральный конструктор компании «Туполев»

В августе 2012 года было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершён и утверждён. Начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта утвердили в марте 2013 года.

Разработка предэскизного проекта велась коллективами ЦАГИ и КБ «Туполева». При рассмотрении представленных концепций предпочтение было отдано разработке «Туполева». В апреле 2014 года стало известно, что КБ Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

По мнению специалистов, новый дальний ракетоносец будет выполнен по схеме «летающее крыло» — как его американский коллега B-2 Spirit. Лишь такая компоновка обеспечивает малую заметность самолета для радаров, работающих на длинных волнах. Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука. Вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров. ПАК ДА безусловно будет оснащен самым современным электронным оборудованием. В том числе радаром, системами навигации, связи и радиоэлектронной борьбы.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов, а также развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

«ПОСЛАННИК» видео

NGB

Похожий проект под названием Next Generation Bomber разрабатывается сейчас в интересах ВВС США. Требования военных к машине составлялись в 2011 году. По данным СМИ, стоимость самолета составит более полумиллиарда долларов. Новый бомбардировщик будет дозвуковым, дальность его полета превысит 9 тыс. километров. Боевая нагрузка NGB составит 6,3 — 12,7 тонны. Самолет должен быть «опционально пилотируемым», то есть выполнять миссии без участия экипажа. В этом случае машина сможет находиться в воздухе более четырех суток.

Как известно, NGB конструируется с широким использованием технологий малозаметности. По мнению специалистов, это должно дать новому бомбардировщику способность выполнять авиаудары в дневное время даже в условиях противодействия систем ПВО противника.

Tagged:

Скоро ли доведётся нам подивиться превосходному созданию наших конструкторов, и перспективный авиационный комплекс дальней авиации приобретёт не модельные, а реальные очертания? Его предшественников уже демонстрируют на МАКС-2017 в городе Жуковском, хотя обещали их представление в 2018-м. Конечно, это ещё не тот всеми ожидаемый самолёт, но Ту-160М2 уже впечатлил публику по полной программе. Полёт ПАК ДА в виде первого испытательного экземпляра ожидается только в 2020 годах, но полюбоваться очертаниями "летающего крыла" можно уже теперь, рассмотрев модель, заодно и узнать мнение знатоков о качестве недавно утверждённых для нового комплекса двигателей тягой в 23 тс.

Двигатель

Так называемое "Изделие 80" разрабатывала целая корпорация, и теперь работа с эскизами завершена. Это номерное изделие является проектом двигателя, который понесёт перспективный авиационный комплекс дальней авиации, постоянный предмет разговоров и обсуждений широкой общественности, по большей части от авиации и конструкторских разработок далёкой. Однако волнует появление нового самолёта буквально всех. Наверное, мало людей в России, которые не ожидали бы нетерпеливо, когда же появится перспективный авиационный комплекс дальней авиации, и не следили бы за ходом работ в этом направлении.

Итак, Объединённая двигателестроительная корпорация уведомила общественность, что эскизный проект по данному двигателю принят, и группы конструкторов приступили к разработке рабочей документации этого замечательного самолёта. Заместитель министра обороны после принятия эскизного проекта уведомил прессу, что сроки полной готовности ПАК ДА немного отодвигаются. Впервые его планируют поднять в воздух только через семь-восемь лет, а серийное производство начнётся в 2029-м.

Описание

Стратегический ракетоносец, который разрабатывается КБ "Туполев" для защиты будущего нашей страны, перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет иметь многие преимущества перед всеми существующими на сегодняшний день образцами военной авиации. Ему предстоит брать как можно больше оружия, а вместе с этим оставаться незаметным в небе и уметь пользоваться абсолютно любыми аэродромами.

По лётным характеристикам ПАК ДА - самолет, существенно превосходящий любые бомбардировщики, когда бы то ни было появлявшиеся на свет. Он дольше других сможет барражировать, дежуря в воздухе, взлетать и садиться в любых условиях, у него лучшая грузоподъёмность. А вот требования к скорости полёта даже заместитель министра Юрий Борисов не считает столь уж важными, поскольку авиационные средства поражения получили новые характеристики. Этот пункт его доклада буквально взбудоражил заинтересованную общественность.

Об особенностях нового бомбардировщика

Беседа происходила на куда Ю. Борисов прибыл с рабочим визитом. Повод для этого посещения замечательный - в Казани начали собирать первый обновлённый бомбардировщик Ту-160М2, который, по словам специалистов, является промежуточным звеном между существующей у нас дальней авиацией и тем, что будет из себя представлять перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Вот на этой встрече с работниками завода и прозвучала конкретная информация по поводу создания нового бомбардировщика.

Здесь ещё раз состоится применение новой технологии: наши специалисты научились варить титан, материал сверхпрочный и сверхлёгкий. Фюзеляжи всех Ту-160 изготавливались с использованием этого метода, который всё ещё дорабатывается. Если не научимся ещё лучше управляться с титаном, не видать нам такого летающего монстра, каким задуман перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА).

Внешний вид

Сама схема этого самолёта - летающее крыло - для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА - Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша "летучая мышь" будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика - тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов - Ту-95.

"Небесный тихоход"

Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.

ПАК ДА ("Туполев") будет нести дальнобойные крылатые ракеты - абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна - новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.

Когда?

Когда в промышленное производство пойдёт наш новый самолет ПАК ДА шестого поколения? В военном ведомстве уверены, что не так скоро, поскольку сначала на поток будет поставлен восстановленный Ту-160 в его новом облике. Это Ту-160М2, и перед авиапромышленностью стоит задача повторного в дальнейшем использования и технологических подходов, и оборудования, чтобы не платить два раза за разработку и производство. А информация о Ту-160М2 уже официально дана на МАКС-2017: производство начато, а на вооружение в ВС РФ он поступит в 2021 году. Планируемому на Ту-160М2 бортовому радиоэлектронному оборудованию нужно будет максимально перекочевать на стратегический бомбардировщик ПАК ДА. Только корпус и двигатели будут другими. Проект поэтому удешевляется насколько это возможно.

Американцы, разрабатывая свой бомбардировщик Next Generation Bomber в девяностых годах, конечной датой производства называют 2035 год. ПАК ДА начал разрабатываться в 2008-м, и стахановскими темпы его создания явно не будут. Во-первых, потому, что пока нет такой войны, где он был бы насущной необходимостью, а во-вторых, цена этого проекта поистине гигантская. Пока что её оценивают в тридцать пять миллиардов долларов. В США только на конструкторские работы потратили десять, а сколько придётся вложить в целом, даже приблизительно не знают. Поэтому и не спешат ни у нас, ни у них. И военные уверены, что пока не взлетит Next Generation Bomber, и наш ПАК ДА повременит с появлением.

Характеристики

Размеры нового бомбардировщика будут внушительными: взлётная масса на максимуме составит 110 тонн. К примеру, у Ту-160 этот параметр 275 тонн, из которых только топливо весит 148. Дальность действия ПАК ДА, обозначенная в техзадании, двенадцать с половиной тысяч километров, а масса полезной нагрузки тридцать тонн. Это мало. Ту-160 поднимает сорок одну тонну ракет и бомб, а вот B-2 Spirit - всего двадцать две.

Главнокомандующий ВКС РФ объяснил, что в данном комплексе будет главным не самолёт, а его оснащение. Комплекс понесёт ракеты с дальностью до семи тысяч километров, которые сами решают, куда, когда, на какой высоте и с какой скоростью лететь. Самолёт - только средство доставки в зону, где состоится пуск. Кроме того, ПАК ДА понесёт не только стратегические ракеты, но и другое оружие - высокоточное, а детали, касающиеся его характеристик, пока не разглашаются.

Знакомое и новое

Двигатели для нового бомбардировщика разрабатывались в Самаре компанией "Кузнецов". Базовым послужил двигатель НК-32, тот самый, что установлен на наших стратегических бомбардировщиках Ту-160. Приедприятия концерна КРЭТ уже разрабатывают авионику для ПАК ДА. По генеральному соглашению с авиастроителями создаётся унифицированный борт. В конструкторских работах КРЭТ тоже участвует.

Как уже говорилось, технологии будут применяться и опробованные, и совсем новые. Некоторые приборы и системы заимствуются из последних разработок, показавших самую высокую эффективность и надёжность. Совершенно новыми будут прицельная навигация во всём комплексе, средства связи, средства разведки, а также средства радиоэлектронной борьбы.

Говорят эксперты

Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией - будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.

Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения - Т-50, а кабина будет выполнена в стиле "человека - компьютерного интерфейса" (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа - автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии "стелс" вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное - ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе - специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

Новое на сайте

>

Самое популярное