Домой Эффективность Изложение на тему домашнее чтение. Напишите сжатое изложение Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно

Изложение на тему домашнее чтение. Напишите сжатое изложение Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно

Характеристика основных приемов сжатия текста

Среди содержательных приемов сжатия текста основными являются:

1. разделение информации на главную и второстепенную ,

2. исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений).

3. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)

К основным языковым приемам сжатия исходного текста относятся:

1. исключение:

исключение повторов;

исключение синонимов;

исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;

исключение однородных членов при обобщающем слове;

исключение одного или нескольких предложений

Фрагмент исходного текста

Вариант сжатия

Взаимоотношения подростков и родителей - тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что все, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

Взаимоотношения подростков и родителей - тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

2. обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием

замена прямой речи косвенной

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Фрагмент исходного текста

Вариант сжатия

ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут еще дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:

И где опустишь ты копыта?

Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может еще дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно

Фрагмент исходного текста

Вариант сжатия

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу , это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

замена предложения или его части указательным местоимением

замена сложноподчиненного предложения простым;

Фрагмент исходного текста

Вариант сжатия

Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.

Настроение зависит не от событий как таковых, а от их восприятия.

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением:

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;

Сокращение количества частей сложного предложения;

Опубликовано 09.06.2017 по предмету Русский язык от Гость >>

Напишите сжатое изложение

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечѐт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и еѐ читают долго, она превращается в друга семьи, еѐ герои оживают и входят в наш дом.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору!
Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на еѐ
страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая еѐ теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.

Ответ оставил Гость

Домашнее чтение вслух сближает. Когда вся семья вечером читает одну книгу, это влечет за собой обмен мыслями. Если книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои входят в наш дом.

Как же выбрать время, чтобы все члены семьи могли собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы смотреть телевизор! Разве мы не сидим перед ним часами, даже когда ничего интересного не показывают? Страница книги - огромный экран, который и не "снился" телевизору!

Когда книгу читает вслух кто-то из семьи, то, что происходит в ней, отражается на лицах всех, кто собрался. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто раньше читал эту книгу, читая ее своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему и чем он теперь одаривает других.

Оцени ответ

С какими текстами и как можно работать
на уроке русского языка

Каждый учитель русского языка уже знает, что учить нужно не только правописанию и грамматике, но и чтению и пониманию прочитанного, умению рассуждать на заданную тему. Однако эффективность нашей работы во многом зависит от качества рассматриваемых текстов. Спорить о вкусах, наверное, не стоит, но практика показывает, что старшеклассники скептически относятся к тексту, если он очень далек от интересов учеников и содержит неприкрытый дидактизм, будь то призыв любоваться природой, предаваться созерцанию, как в демоверсии экзамена по русскому языку в 9-м классе 2007 г., или совет возродить семейное чтение вслух, как в первом варианте демоверсии 2008 года. Эмоциональная нагрузка оборачивается фальшью; к тому же для детей очевиден стилистический диссонанс между задушевностью текста и языком заданий к нему. (Вот образец такого задания.)

Какое значение имеет слово духовный в прочитанном тексте?

1) Связанный с умением правильно вести разговор, ориентируясь на душевное состояние собеседника;

2) покоряющий своей прелестью; обаятельный, очаровательный;

3) связанный с внутренним миром человека, его мироощущением, с проявлением его нравственных качеств;

4) проникнутый дружеским расположением; доброжелательный.

В качестве примера неудачного текста приведем тот, что был первоначально включен в демоверсию экзамена по русскому языку в 9-м классе; по нему предлагалось написать сжатое изложение.

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.

Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(250 слов)
(По С.Львову)

Мы поместили этот текст потому, что он типичен для части существующих методических пособий, а не потому, что хотели поспорить с авторами версии, – они и сами от него отказались, скорее всего увидели главный его недостаток, зафиксированный в Инструкции по проверке и оценке работы экзаменуемого:

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца Микротема
1 Домашнее чтение вслух сближает
2 Домашние книги можно сгруппировать по-разному, но особенно любимы те, которые мы читали вместе вслух
3 Если можно выбрать время для совместного просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения
4 Попробуйте читать вместе вслух
5 Все переживания при совместном чтении вслух усиливаются, возникает радость общения
6 Попробуйте читать вместе вслух – не пожалеете

Таблица свидетельствует: полностью совпадают микротемы абзацев 4 и 6, почти полностью – абзацев 1 и 5. Здесь нечего понимать, не над чем думать.

Поиски подходящих текстов, написанных внятно и при этом дающих пищу уму, – сложнейшая задача. Когда она решена, дело идет веселее.

Предлагаем два научно-популярных текста для комплексной работы в 9-, 10-м или 11-м классе.

ТЕКСТ 1

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, исправьте орфографические ошибки.

От живших десятки ми_ионов лет назад дин_-завров и других позвоночных животных сохранились скелеты, от древних мо_юсков – раковины. Однако от предков современных бе_позвоночных не имевших какого либо скелета или твердой оболочки не осталось почти ничего. Как быть? Можно ли при таких обстоятельствах ответить на вопрос как произошли многоклеточные животные?

Когда ученые не могут наблюдать интересующие их проце_ы не посредственно в природе и в лаборатории_ это сделать то же невозможно у науки остается один метод – дедукция (от лат. deduction – «выведение»). Та самая дедукция, которую с не изменным успехом применял для раскрытия преступлений знаменитый Шерлок Холмс. Чтобы воспользова_ся этим методом, и_ледователю, как и следователю, необходимо иметь в своем ра_поряжени_ некоторые дост_верные факты и бе_порные утверждения (в математике их называют аксиомами).

В сложной истории возникновения многоклеточных животных твердо известны три вещи. Во первых у всех когда то существовал общий предок. Во вторых этот предок был одноклеточным. В третьих развитие от одноклеточных к многоклеточным организмам шло через промежуточные формы – колонии.

Теперь можно протянуть ниточку рассуждений от древнего одноклеточного предка через колонию к современному миру многоклеточных животных. Но сначала необходимо сформулировать вопросы на которые предст_ит найти ответ (любой научный поиск начинается име_о с этого). Чем многоклеточные животные отличаются от колоний одноклеточных организмов? Какими были одноклеточные и колониальные предки современных многоклеточных животных? Какие превращения должна была пережить колония, чтобы стать многоклеточным организмом? Какие причины вызвали именно такое развитие?

Казалось бы ответ на первый вопрос прост одноклеточный организм состоит из одной клетки, а многоклеточный – из многих. Но колония то же состоит из многих клеток. Можно добавить что в многоклеточном организме клетки различны по своему строению и играют разную роль. В прочем и в некоторых колониях наблюдае_ся подобное явление. Существенное отличие многоклеточного организма в другом разные его клетки объед_нены в устойчивые слои или ткани и каждый имеет определенную «профессию». У самых прим_тивных из известных многоклеточных есть лишь два типа тканей один отвечает за питание, другой – за движение. Однако самый пожалуй главный признак настоящего многоклеточного организма это единый проце_ обмена веществ.

(321 слово)
(По Д.Вильчеку)

Ученики восстанавливают правильное написание слов, расставляют знаки препинания, при этом повторяют множество пунктуационных правил, поскольку здесь есть сложные предложения всех видов, в том числе сложноподчиненное с однородными придаточными, вводные слова, обособленный и необособленные причастные обороты, тире между подлежащим и сказуемым и др. Можно повторить и виды односоставных предложений. Затем пора поговорить о содержании. Хотя текст взят из издания для детей, чтобы его понять, нужно приложить умственные усилия. Беседу начнем, когда ученики скажут, что достаточно времени вникали в текст и он им понятен.

Попросим их прочитать вслух два первых предложения. Не всегда удается сделать это правильно с первой попытки. На каком слове второго предложения нужно логическое ударение – предков, современных, беспозвоночных или каком-нибудь еще? Если понятен смысл противопоставления, выраженного с помощью противительного союза однако, правильное решение найдется: что-то значительное осталось от предков позвоночных, а также от моллюсков – беспозвоночных, но с твердой оболочкой, а вот от предков беспозвоночных, не имевших скелета или твердой оболочки, – почти ничего.

Спросим учеников, считают ли они текст законченным. Здесь существенно увидеть, на сколько вопросов, определяющих ход научного поиска, дан ответ. Хорошо, если они скажут, что только на один – первый. А сколько возможных ответов на этот первый вопрос рассматривается и сколько из них правильных? В тексте высказано четыре суждения. Первое из них ошибочно, это видно из того, как оно оформлено: оно предваряется вводным словом казалось бы, и за ним идет несомненное опровержение, открывающееся противительным союзом но . Второе суждение автор принимает, но с оговорками, оно верно, но недостаточно: за ним следует уточнение со словами впрочем, некоторых. Третье суждение сразу подается как безусловно истинное, в отличие от предыдущего; это ясно из слов существенное в другом. Отметим, что следующее за ним предложение содержит не возражение или уточнение, как в первых двух случаях, а пояснение. Однако есть в тексте и еще более важное суждение – четвертое, оно выделено словами самый главный и настоящего; правда, категоричность такой оценки смягчена вводным словом пожалуй. (Читатель и здесь ждет разъяснений – и того, что такое обмен веществ, и, главное, того, почему это отличие многоклеточного организма от колонии существеннее всех остальных; такие разъяснения действительно есть в оригинале, но они отброшены нами из понятных соображений.)

Получается, что четыре возможных ответа на вопрос о том, чем отличаются многоклеточные организмы от колоний, расположены в тексте по принципу градации – нарастания признаков: от кажущегося очевидным, но ошибочного через частично верный, но недостаточный к существенному и, наконец, самому главному.

На этом примере можно показать ученикам, как важно при рассуждении заранее оценить возможные аргументы и продумать порядок их предъявления, – таким образом автор выражает свою собственную позицию.

В качестве тренировки предложим составить связный текст об отличиях стихов от прозы, включив в него такие суждения: 1) в стихах, в отличие от прозы, есть рифма; 2) в стихах выражено сильное чувство, а проза более сухая и спокойная; 3) стихи записывают специальными отрезками – стихотворными строчками, а прозу – сплошным текстом.

Или пусть ученики сами напишут по уже обсужденным правилам мини-сочинение на тему «Зачем нужны каникулы», «Почему поезд – более удобный вид транспорта, чем самолет (или наоборот)» и т.п.

Если навык обдуманного расположения суждений будет выработан, это неизбежно скажется на качестве сочинений по литературе.

ТЕКСТ 2

Расставьте недостающие знаки препинания.

Если первый период жизни Вольтера можно считать временем когда формируется его литературный дар то в Англии Вольтер становится мыслителем. Проведя здесь три года (1726–1729) и постоянно сравнивая Англию и Францию он все больше убеждается в преимуществах британской государственной системы. Во-первых экономика Англии была более здоровой поскольку развивались торговля и мануфактура а налоги платили все граждане, независимо от их сословной принадлежности. Младшие сыновья пэров не считали зазорным для себя идти в торговлю, благодаря чему экономика все более оздоровлялась. Во-вторых власть короля была ограничена парламентом который не позволял развиваться деспотизму и произволу. По-видимому именно в Англии Вольтер начинает задумываться о роли государя в жизни нации; Англия преподает ему в этом замечательный урок. Наконец Вольтеру чрезвычайно импонирует английская государственная веротерпимость – после революций 1648 и 1688 гг. протестанты-кальвинисты укрепились у власти; в Англии существует множество сект, которые относятся друг к другу очень терпимо. Веротерпимость для Вольтера – одна из самых важных гражданских добродетелей.

В Англии наконец Вольтер наблюдает рост авторитета науки. Если во Франции каждое научное открытие встречает в штыки главный теологический центр – Сорбонна, то в Англии ученые – весьма уважаемые люди. С удивлением Вольтер наблюдает как гроб умершего в 1727 г. Ньютона несут на своих плечах в Вестминстерское аббатство шесть герцогов и шесть графов как воздвигается памятник ученому прославившему свое отечество. Он изумляется тому что историю английской Академии наук – Лондонского королевского общества созданного в 1662 г., – пишет епископ Р.Бентли. Союз науки и религии – вещь, совершенно немыслимая во Франции, – здесь вполне в порядке вещей. Как известно просветители возлагали свои надежды на прогресс науки поэтому для Вольтера почитание науки в Альбионе – очень значимое дело.

Свои впечатления и мысли родившиеся в Англии Вольтер изложил в «Английских письмах» позже названных «Философскими письмами». Написаны они были через несколько лет по возвращении во Францию. Французский парламент осудил их на сожжение за __________.

292 слова)
(По Т.Длугач)

Когда расставлены и обсуждены знаки препинания, спросим учеников, все ли слова им знакомы (если нет, с помощью словаря выясним, что значит импонировать, кальвинисты, пэр ) и есть ли у них предложения по улучшению этого в целом понятного и хорошего, но недостаточно отредактированного текста. Можно построить обсуждение и по-другому – спросив, сколько основных отличий Англии от Франции названо. Мнения могут разделиться – и именно из-за неверного использования вводных слов: здесь два наконец, что означает «последнее в перечне». Вместо первого из них уместно будет поставить в-третьих или кроме того.

Возможно, ученики заметят и другой дефект – немотивированные повторы. Правда, практика показывает, что первым бросается в глаза повтор вполне оправданный – шесть герцогов и шесть графов. Не стоит считать речевой ошибкой и подвергать правке повтор слов Англия и наука , поскольку они здесь обозначают ключевые понятия и существуют на правах терминов, которые в научных текстах, чтобы не затруднять понимание, не положено заменять местоимениями или синонимами.

Но если продолжить поиски, рано или поздно обнаруживаются настоящие ошибки. В двух последних предложениях первого абзаца есть слова веротерпимость, терпимо, веротерпимость. Веротерпимость – термин, его надо сохранить, а обстоятельство терпимо заменим на миролюбиво, без вражды; возможна и такая перестройка: …которые не враждуют между собой.

Необходимо исправить предложение Союз науки и религии – вещь, совершенно немыслимая во Франции, – здесь вполне в порядке вещей. Подойдет, например, такой вариант: Союз науки и религии, совершенно немыслимый во Франции, здесь вполне в порядке вещей. Нельзя также оставить без правки повтор слова наблюдает во втором абзаце, тем более что употреблено это слово в разных значениях. В первом предложении ученики без труда заменят его на видит, замечает и т.п.

Редактирование почти закончено, остается дописать последнее предложение. Возможны разные варианты, но они должны соответствовать смыслу текста. В оригинале он завершался словами неуважение к королевской власти, церкви, нравам и обычаям государства .

Текст можно использовать для обучения сжатому изложению.

Скептическое методическое отступление. Но сначала нужно условиться, что считать сжатым изложением и чем оно отличается от тезисов и конспектов. Это тем более важно, что с 2008 года девятиклассники должны будут выполнять этот вид работы на экзамене, причем из Критериев оценки следует, что ученик теряет баллы и за то, что не владеет приемами сжатия текста, и за то, что упустил важный содержательный элемент. С приемами все более или менее ясно, основных два: пропуск того, что можно признать не важным, и обобщение (вместо «Я увидел на лугу голубые колокольчики, желтые одуванчики, белые ромашки» пишем «Луг пестрел цветами»). Но ведь бывают разные степени сокращения. Что можно признать не важным? Наверное, при значительном сокращении рассуждения – все доказательства и примеры. А как поступать при менее значительном – все примеры оставить, но сказать о них покороче или выбрать один, а остальными пожертвовать? Никаких правил такого рода нам не известно, но количественные ориентиры есть. Авторы демоверсии экзамена по русскому языку в 9-м классе считают, что усердствовать не надо: если в тексте-основе 250 слов, в ученической работе должно быть не меньше 90, значит, 100 – даже лучше. Получается, что сокращать надо примерно в 2,5 раза независимо от качества текста. Вероятно, это требование продиктовано необходимостью оценить грамотность ученика, но оно идет вразрез с логикой работы. Текст из демоверсии, приведенный в начале статьи, естественно сократить так: «Домашнее чтение вслух очень сближает. Книги, прочитанные таким образом, оказываются среди самых любимых и лучше запоминаются. А время для совместного чтения можно найти, достаточно предпочесть книгу телевизору». Но в таком тексте всего 27 слов!

Тогда попробуем по-другому: исключим то, что не имеет прямого отношения к теме (первое предложение 2-го абзаца, два последних предложения третьего), то, что безусловно повторяется, и то, чего вообще нельзя воспроизвести на нормальном языке (в нашем случае это два последних абзаца).

Получится примерно так.

Домашнее чтение вслух очень сближает. Оно влечет за собой обмен мыслями. Если книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи.

Я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Попробуйте читать дома вместе вслух. Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

Попали – 92 слова! Но это на грани дозволенного. Учтем, что текст-основа был у нас перед глазами, а на экзамене его надо будет воспринять на слух, в таких условиях письменный пересказ, даже не сжатый, и так неизбежно окажется по объему меньше, чем исходный текст. Может, надо проверить экспериментально, как количественно соотносятся тексты основной и пересказанный, и успокоиться на этом?

Но дело в том, что умение сжимать текст нужно нашим ученикам не столько для экзамена, сколько для жизни. И пока не разработаны обоснованные и внятные требования к экзаменационной работе, будем руководствоваться общей логикой и здравым смыслом.

Условимся, что сжатое изложение рассуждения должно содержать все основные тезисы и пояснения к ним (конкретизацию тезисов), а примеры из него нужно исключить. При этом текст должен оставаться связным. Пусть ученики определят основную проблему текста (Что понял Вольтер, наблюдая за жизнью в Англии?), его главную мысль (Вольтер увидел, что британская государственная система лучше французской), основные тезисы (В Англии 1) экономика эффективнее; 2) парламент ограничивает короля и препятствует деспотизму; 3) утвердилась веротерпимость; 4) наука пользуется уважением). Какие из этих тезисов поясняются в тексте? Раскрываются причины расцвета экономики, поясняется, в чем проявляется веротерпимость; тезис о науке конкретизируется так: во-первых, в Англии на государственном уровне уважают ученых, во-вторых, церковь не борется с наукой, а является ее союзницей.

Вот как может выглядеть основная часть сжатого изложения.

Сравнивая Англию и Францию, Вольтер убеждается в преимуществах британской государственной системы. Во-первых, экономика Англии была более здоровой: развивались торговля и мануфактура, налоги платили все граждане, независимо от их сословной принадлежности, и торговля не считалась недостойным делом для дворян. Во-вторых, парламент ограничивал власть короля и не допускал произвола. В-третьих, Вольтеру очень нравится английская государственная веротерпимость – протестанты-кальвинисты укрепились у власти; многочисленные секты относятся друг к другу миролюбиво. В Англии, наконец, Вольтер наблюдает рост авторитета науки. Ученые – весьма уважаемые люди. Союз науки и религии здесь вполне в порядке вещей.

(86 слов)

Остается написать заключение о том, как мысли Вольтера были встречены на родине.

Вернувшись во Францию, Вольтер изложил свои размышления в «Философских письмах»; французский парламент увидел в них неуважение к королю и церкви и приговорил книгу к сожжению.

(25 слов)

Как мы видим, в тексте, сжатом примерно втрое, сохранилось главное содержание. При этом у учителя остается надежда, что оно сохранится и в сознании учеников (по крайней мере части учеников), что тоже представляется весьма полезным.

Н.ШАПИРО,
г. Москва

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (Подготовка к ГИА)

Сжатое изложение Полноценное понимание исходного текста Умение систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия темы Навыки сжатия текста (случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие!) Умение создавать новый текст, лаконичный и целостный.

Понимание Внимательное восприятие исходного текста при первом прослушивании (глобальном), без подробных записей. Если много записей, они «тянут» ученика к подробному изложению. Максимальное осмысление прослушанного текста во время паузы Дополнение и уточнение записей во время второго (детального) прослушивания (микротемы; стиль, тип речи текста; языковые особенности и др.)

Систематизация собранного материала

Создание текста изложения Наличие всех микротем. Отсутствие микротем с избыточной (той, которой нет в исходном тексте) информацией. Наличие абзацев Готовое изложение должно представлять собой не отдельные фразы из исходного текста, кое-как связанные между собой, а новый текст, построенный самим учеником.

Сжатие исходного текста Способы компрессии текста: Исключение Обобщение Сочетание исключения и обобщения Правильное применение приёмов сжатия текста – это верная передача авторского замысла, без искажений.

Основные языковые приёмы компрессии текста: Замены Исключения Слияния

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.

Замены: однородных членов обобщающим наименованием; фрагмента предложения синонимичным выражением; предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением; Сложноподчинённого предложения простым; Прямой речи косвенной.

Исключения: отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; повторов; фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; одного или нескольких синонимов; предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.

Слияния: Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Замены ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ СЖАТЫЙ ТЕКСТ И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен… И Куприн работал наравне со всеми. Какая сила толкала его менять профессии? Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это. Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен…

Исключения Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому можно использовать приём исключения предложений – оставить только первое из трёх.

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение некоторых членов предложения ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ СЖАТЫЙ ТЕКСТ Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова. «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

Обобщение Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Этот отрывок можно сжать с помощью замены однородных членов синонимичным выражением. Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные.

Слияния Исходный текст Сжатый текст Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Обобщение и исключение При компрессии часто совмещают разные способы сжатия. Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. Эти предложения можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы. Годы проходят, но не стареют книги писателя.

Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. Главная задача - научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события; глубже вдумываться в содержание произведения; вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Предварительный просмотр:

  1. Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время 1 прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
  2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
  3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
  4. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы .
  5. Если текст-повествование , то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
  6. Если текст-описание , то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
  7. Если текст-рассуждение , постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

Тезис (основная мысль);

Аргументы (доказательства);

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

  1. Прослушивая (читая) текст второй раз , уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.
  2. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.
  3. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
  4. Медленно перечитайте предложение , в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте ,

Нет ли у вас грамматических ошибок,

Не нарушена ли связь слов,

Не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов).

  1. Проверьте последовательность изложения содержания : не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы .
  2. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
  3. Перечитайте ещё раз изложение и аккуратно перепишите .

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)

ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Предварительный просмотр:

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (компрессия текста )

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью = абзацу.

Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить, не искажая фактов, основную мысль в каждой микротеме (абзаце); убрать второстепенное, лишнее, отказаться от подробностей и оставить только главное, сохранив при этом логику построения текста.

При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:

1. исключение,

2. обобщение,

3. упрощение.

1. Исключение:

  • исключение из предложения повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов (однородных членов);
  • исключение уточняющих и поясняющих, вставных синтаксических конструкций, обособлений (причастных/деепричастных оборотов), обращений, неважных вводных слов и конструкций;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких предложений с второстепенной информацией;
  • исключение неважного диалога.

2. Обобщение:

Замена однородных членов обобщающим словом;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим значением (ВСЕ, НИЧЕГО ).

3. Упрощение:

Слияние (объединение) нескольких простых предложений в одно;

Замена предложения или его части указательным местоимением ЭТО, ТО;

Замена сложноподчинённого предложения простым (придаточная часть с/п предложений – второстепенная, неважная информация, кроме придаточных дополнительных);

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением: с/п предложение с придаточным определительным - на простое с причастным оборотом, с/п предложение с придаточным обстоятельственным - на простое с деепричастным оборотом, с/п предложение с придаточным дополнительным - на простое с вводной конструкцией КАК СКАЗАЛ…, ПО СЛОВАМ...;

  • замена прямой речи косвенной (получим с/п предложение с придаточным дополнительным или простое с вводной конструкцией);
  • замена риторического вопроса или восклицания – утверждением (риторический вопрос и восклицание по своей логике и смыслу – это утверждение!!!)

Предварительный просмотр:

Текст изложения

Сжатое изложение

Домашнее чтение вслух сближает. Если книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи.

Я могу мысленно собрать на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие

Как же выбрать время, чтобы все могли собраться за столом? Разве мы не просиживаем часами перед телевизором, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах слушателей. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость. Словом, попробуйте, и я уверен: вы не пожалеете об этом.

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество ________________________________

Текст изложения

Сжатое изложение

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору.

Полный текст

Сжатие текста

Книга – самое значительное изобретение за всю историю человечества. Изобретение телефона, самолета, атомного реактора, овладение электрической энергией стало возможно благодаря изобретению книги.

И сегодня книга не утратила своего первостепенного значения. Она остается по-прежнему самым надежным носителем информации – долговечным аккумулятором знаний. Она просвещает людей, делает их добрее.

Многие думают, что изучать книгу можно и устно. Просветитель Кирилл сказал, что услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается из памяти. Слово прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Полный текст

Сжатие текста

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен


31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Новое на сайте

>

Самое популярное