Домой Управление  Скачать презентацию счет лет в истории. Презентация на тему "Счёт лет в истории ". Счёт лет, которым мыпользуемся

Скачать презентацию счет лет в истории. Презентация на тему "Счёт лет в истории ". Счёт лет, которым мыпользуемся

Счет лет в истории урок истории Древнего мира, 5 класс

учитель истории

МАОУ СОШ № 8

г. Березники

Титульный лист

Исторические источники

Что такое история?

Что такое исторические источники?

Белорукова Елизавета Алексеевна

Учитель истории

МАОУ СОШ № 8 г. Березники

Счет лет в истории

  • Историческая хронология
  • Календарь
  • Наша эра и лента времени

План урока:

ГОД (365 ДНЕЙ)

ВЕК (100 ЛЕТ)

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

(1000 ЛЕТ = 10 ВЕКОВ)

Римские цифры

Арабские цифры

Историческая хронология

Практикум

  • 1240 год = 13 веку. Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г = это 13 век.
  • 2015 =
  • 882 =

X =10, его половина V=5

Например - 9 век, как IX (10-1)

Календарь

Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка".

Солнечный календарь египтян

Календарь майя

Счет по лунным месяцам

Календарь наших дней

Календарь первобытного общества

Наша эра

Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э.

Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь.

Учимся решать задачи

1. Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

Второй шаг - если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их - с левой стороны - до н. э., а с правой стороны - н.э.;

Пятый шаг - записываем ответ.

Ответ

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

  • 2. Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

33г. до н.э. - 14г. до н.э. = 19 лет

Ответ: 33г. до н.э. был раньше на 19 лет.

Практикум

  • 1. Сколько лет тому назад (т.н.) произошла Марафонская битва?

2. Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

3. Сколько лет тому назад (т.н.) закончилась Северная война?

Ответ

1. 490г. до н.э. + 2015г. н.э. = 2505 г. т.н.

Ответ: Марафонская битва произошла 2502 г. т.н.

2. 1703г. н.э. - 1380г.н.э. = 323г

Ответ: Куликовская битва была раньше на 323 года.

3. 2015г. н.э. - 1721г. н.э. = 294 г. т.н.

Ответ: Северная война закончилась 291 г. т.н.

В тетради письменно сделать следующие задания:

  • Составить 3 задачи на счет лет в истории.
  • 2. Записать римскими цифрами:

    6 - …9 - …11 - …13 - …8 - …16 - …17 - …4 - …19 - …22 - …3 - …

    3. Записать арабскими цифрами:

    V - …VIII - …XIX - …IV - …III - …XVI - …XIV - …IX - …VII - …XII - …XX - …XXII –

    4.Определить век:

    1132 год - …567 год - …48 год - …38 год до н.э. - …1700 год - …309 год - …2013 год - …

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Зачем изучать историю. Урок 2. Счет лет в истории. 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск Слайд 1. Учитель называет тему урока.

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Задачи: формировать представление об историческом времени; ввести понятия: век, тысячелетие, эра; подвести учащихся к выводу о том, что современное летосчисление является наиболее удобным. развивать умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения работать со схемами; пользоваться римскими цифрами; решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории. формировать умение работать в группе и самостоятельно; формировать представление учащихся о ценности времени. ? дать представление о том, как возник счет лет в истории; познакомить с происхождением и сущностью современного летосчисления. Слайд 2. Учитель знакомит с целью и задачами урока.

3 слайд

Описание слайда:

План: Возникновение счета времени по суткам, месяцам и годам. Происхождение и сущность современного летосчисления. Практикум. Решение задач. Учитель знакомит учащихся с планом урока.

4 слайд

Описание слайда:

1. Возникновение счета времени по суткам, месяцам и годам. Хронология (от греч. χρόνος - время и λόγος - учение) - наука об измерении времени, которая изучает способы счисления времени различных народов в разные исторические периоды.

5 слайд

Описание слайда:

Послушайте одно из древних сказаний. Какое явление природы отражено в нем? Как оно помогало первобытным людям измерять большие отрезки времени? Первобытные охотники думали, что Солнце постоянно преследует Луну, отрезая от неё куски мяса. А когда Луне удается вырваться, она понемногу снова обрастает мясом.

6 слайд

Описание слайда:

Изменение фаз Луны Представление о лунном месяце Его продолжительность в среднем равна 29, 53 дня Много тысяч лет назад люди обратили внимание на непрерывно меняющийся внешний вид луны на ночном небе. Они сумели высчитать число дней, за которое она полностью меняет свой облик и вновь возвращается в прежнее состояние. Так возникло представление о лунном месяце.

7 слайд

Описание слайда:

Какие ещё знания могли появиться у древних людей в ходе наблюдения за Солнцем и Луной? Смена дня и ночи Сутки – единица измерения времени Первобытные люди отмечали смену дня и ночи. Единицей измерения стали сутки. Но большие отрезки времени ими измерять неудобно.Они стали измерять время числом лунных месяцев, но и этого было недостаточно.

8 слайд

Описание слайда:

Какие ещё выводы о течении времени могли сделать люди древности, наблюдая за изменениями в природе? Смена времен года Какие ещё выводы о течении времени могли сделать люди древности, наблюдая за изменениями в природе? Ученики предлагают свои версии ответа на вопрос. Учитель подводит учеников к нужному ответу. Достаточно ли знать о смене фаз Луны и смене времен года? (Ответ учеников – необходимо определять продолжительность отрезков времени)

9 слайд

Описание слайда:

Представление о продолжительности года возникло у древних земледельцев. Представление о продолжительности года возникло у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Так научились считать время по годам. Люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие – основание города, большое наводнение, война.

10 слайд

Описание слайда:

Солнечный календарь египтян Календарь майя. Первыми определили продолжительность года древние египтяне. Они же изобрели первый солнечный календарь. Самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

11 слайд

Описание слайда:

Динамическая пауза А теперь пришло время немного размяться. Встали все рядом с партами, слушаем музыку и команды наших инструкторов и выполняем несложные упражнения. Приготовились? Начали! (по щелчку включается музыка).

12 слайд

Описание слайда:

Счёт лет в Древнем Египте Счет лет начинался заново с началом правления нового царя. В чём неудобство такого счёта лет? 2. Происхождение и сущность современного летосчисления. Разные древние народы считали время по-разному. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй – вторым и т.д. Когда это царь умирал и к власти приходил новый(например, его сын), счет времени начинался заново, наступал первый год, затем второй и т.д. В чем неудобство такого счета лет?

13 слайд

Описание слайда:

Счёт лет в Древнем Риме Римляне вели счет времени от даты основания своего города. 753г. до н.э. Иным было летосчисление у древних римлян. Год основания города Рима они считали первым, следующий год – вторым и т.д. В разные периоды истории люди для удобства выбирали разные точки отсчета лет. Это было связано со значимыми историческими событиями.

14 слайд

Описание слайда:

Современный календарь в основе современного календаря – солнечный год 365 дней, плюс примерно 6 часов. каждый четвертый год в нашем календаре появляется один дополнительный день – 29 февраля. В основу современного календаря, как у египтян, положен солнечный год – время, за которое Земля делает оборот вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 6 дней. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эти 6 дней. В связи с этим, каждый четвертый год в нашем календаре появляется один дополнительный день – 29 февраля.

15 слайд

Описание слайда:

100 лет составляют столетие или век, 10 веков составляют тысячелетие. События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий назад. Например, земледелие возникло 10 тысяч лет назад, значит, с того времени прошло уже 10 тысячелетий или 100 веков. Для счета лет в истории ученые используют не только годы, но и более крупные отрезки времени – века и тысячелетия.

16 слайд

Описание слайда:

В наше время существует счёт времени у которого точкой отсчёта является рождение Иисуса Христа. Дионисий Малый Точка отсчета исторического времени, которой мы пользуемся, связана с почитанием основателя христианской религии – Иисуса Христа. Через несколько столетий после его появления христианская религия распространилась во многих странах. Монах Дионисий Малый предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Эта система счета лет постепенно была принят в разных странах.

17 слайд

Описание слайда:

Наша эра (н.э.) Более 2 тыс. лет. До нашей эры (до н.э.) Прошлое Будущее Это летосчисление стали называть христианским. Откройте учебники на стр. 11. Обычно ход времени изображают прямой линией, или лентой, на которой события указаны слева направо. Период времени после рождения Иисуса Христа – нашей или новой эрой (сокращенно пишем «н.э.». Наша эра продолжается более 2 тысяч лет. Год, когда родился Христос, историки называют первым годом нашей эры. Все, что случилось до этого, относится ко времени «до нашей эры» (сокращенно пишем «до н.э.»).

18 слайд

Описание слайда:

3,2,1 1,2,3 2016г. 100 До нашей эры Наша эра Запомни! Нулевой год отсутствует. Итак, справа от вертикальной черты – наша эра. Здесь года исчисляются слева направо, один за другим: 1, 2,3 и так далее до нашего 2016г. По левую сторону от разделительной черты – период до нашей эры. Здесь время движется как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н.э., затем левее – 2 г.до н.э., далее – 3 г. до н.э. и т.д. Запомни! Нулевой год отсутствует. Если мы хотим посчитать годы в Iв.до н.э., то чем ближе к концу века произошло то или иное событие, тем меньше будет число, обозначающее год. Т.е. Iв. До н.э. начался в 100 г.до н.э., а закончился в 1 г.до н.э.

19 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание § 2(стр.10-11) Вопросы и задания стр.11. Подготовить задачи на счет лет в истории для соседа по парте: На одной карточке – условия задачи, на второй – решение задачи с ответом.

Слайд 2

Без знания дат нет знания истории

Изучая историю, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, наводнение), какое из двух событий было раньше, какое позже и на сколько лет.

  • Когда (приблизительно) появились на земле древнейшие люди? Более 2 млн. лет назад.
  • Когда появился «человек разумный»? 40 тысяч лет назад.
  • Слайд 3

    Измерение времени по годам

    Представление о годе как промежутке времени возникло у древних земледельцев. Как вы думаете, почему?
    Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта.Они подсчитали, что от одного разлива Нила до другого проходит 365 суток. Египтяне день и ночь считали по 12 часов.
    рис. Египетский календарь
    рис. Календарь майя
    рис. Арабский календарь

    Слайд 4

    Лента времени

    Лента времени – это дорога из прошлого в будущее через настоящее.

    • Прошлое
    • Настоящее
    • Будущее
  • Слайд 5

    Счёт лет в Древнем Египте

    • Каждый раз, когда начинал править новый царь, счёт лет начинался заново.
    • В чём неудобство такого счёта лет?
  • Слайд 6

    Счёт лет в Древнем Риме

    • Иным было летосчисление жителей Рима, одного из древнейших городов мира. Год основания своего города римляне считали первым, следующий – вторым и т.д.
    • Если римлянин говорил, что он родился в 700 году, что это означало?
  • Слайд 7

    Счёт лет, которым мы пользуемся

    • 100 лет составляют столетие или век, 10 веков составляют тысячелетие.
    • События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий назад. Например, земледелие возникло 10 тысяч лет назад, иначе говоря, с того времени прошло уже 10 тысячелетий или 100 веков – это одно и то же.
  • Слайд 8

    • Сколько полных веков (столетий) продолжается наша эра?
    • Сколько полных тысячелетий?
    • В каком веке мы живём?
    • В каком веке родился А.С. Пушкин, если дата его рождения 1799 г.?
  • Слайд 9

    Записаны арабские цифры и под ними римские. Но римские цифры записаны не все, пропущенные вам нужно дописать.

  • Слайд 10

    Счёт лет, которым мыпользуемся

    • Дата рождения Иисуса Христа
    • Период времени до Рождества Христова до нашей эры (до н.э.)
    • Период времени от Рождества Христова наша эра (н.э.)
  • Презентация на тему "Счёт лет в истории" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 5 класса рассказывается о том, какие существовали летосчисления и о том, каким летосчислением пользуются в настоящее время. Автор презентации: учитель истории, Бортникова Т.И.

    Фрагменты из презентации

    Без знания дат нет знания истории

    Изучая историю, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, наводнение), какое из двух событий было раньше, какое позже и на сколько лет.

    • Когда (приблизительно) появились на земле древнейшие люди?
      Более двух миллионов лет назад.
    • Когда появился «человек разумный»?
      40 тысяч лет назад.

    Измерение времени по годам

    • Представление о годе как промежутке времени возникло у древних земледельцев. Как вы думаете, почему?
    • Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта. Они подсчитали, что от одного разлива Нила до другого проходит 365 суток. Египтяне день и ночь считали по 12 часов.

    Лента времени

    Лента времени – это дорога из прошлого в будущее через настоящее.

    Счёт лет в Древнем Египте

    Каждый раз, когда начинал править новый царь, счёт лет начинался заново.

    Счёт лет в Древнем Риме

    Иным было летосчисление жителей Рима, одного из древнейших городов мира. Год основания своего города римляне считали первым, следующий – вторым и т.д.

    Счёт лет, которым мы пользуемся

    • 100 лет составляют столетие или век,10 веков составляют тысячелетие.
    • События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий назад. Например, земледелие возникло 10 тысяч лет назад, иначе говоря, с того времени прошло уже 10 тысячелетий или 100 веков – это одно и то же.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное