Домой Эффективность Презентация "Развитие русской культуры" презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему. Презентация на тему "история развития российской культуры" Развитие русской культуры презентация

Презентация "Развитие русской культуры" презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему. Презентация на тему "история развития российской культуры" Развитие русской культуры презентация


Культура - это исторически развивающаяся, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и восприятия. Культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.


История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса


Понятие «культура» очень емкое. Оно включает в себя и нравственные нормы, и весь круг идей, которые определяют жизнь социума, и творчество отдельного человека и многое другое. В исследовательской литературе можно обнаружить несколько основных концепций "культуры", которые определяют подходы ученых к истории собственно русской культуры Сторонники первого подхода рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком Сторонники второго подхода, напротив, рассматривают культуру как творческую деятельность человека


В 70-е гг. XX века складывается еще одно толкование культуры. Само его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. Его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. К этому времени стало очевидно, что разобщение гуманитарных наук губительно для гуманитарного знания в целом. В исследовательских кругах было осознано, что выделение сферы материальной и духовной культуры нередко затрудняет понимание смысла, во-первых, самой культуры и, во-вторых, той роли, которую играет культура в жизни общества и человека


В результате оформилось определение культуры, которое тесно связано с функционированием общества, с его социальной жизнью Культура - это способ человеческого существования, совокупность картин мира, которые явно или латентно присутствуют в сознании членов общества и определяют их социальное поведение. Культура - это явление человека в истории или способ, каким он себя обнаруживает и видит в истории.


Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные "пары" противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени




Первый этап развития русской культуры Славянская культура В эпоху господства язычества русская культура была достаточно развита. Существовала особая письменность, похожая на узелковое письмо, имевшая сакральный смысл; была создана система знаков для фиксирования хозяйственной информации В то же время, русская культура языческой эпохи характеризовалась существованием многоженства, оргиастических празднеств, кровной мести и жертвоприношений, как животных, так и человеческих, распространенных у русов, угров и некоторых других народов Русской равнины


Особенности развития культуры на данном этапе: -открытость географического положения (вторжения кочевых народов); -природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности); -создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря); -упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей; -падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время




Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство


Второй период связан с династией Романовых (). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.


Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры, которую нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой 18



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА Разработка учителя истории Бухариной И.В. МАОУ «Средняя школа № 18 с углублённым изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани

2 слайд

Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА; НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ; ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ; 4. ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО; « ДОМОСТРОЙ»; «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»; КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ; АРХИТЕКТУРА; ИКОНОПИСЬ; ВЫВОДЫ.

3 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА: Формирование единого Российского государства, Освобождение страны от татаро-монгольского господства, Завершение формирования русской народности. ОНИ НЕ ПРОСТО ОКАЗЫВАЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ, НО И ОПРЕДЕЛЯЛИ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.

4 слайд

Описание слайда:

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В. «АПОСТОЛ» 1564 год В 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.

5 слайд

Описание слайда:

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ. КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ. КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ. ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ, ГДЕ ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ. ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ. НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО И В МОСКВЕ. НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ НИКИФОР ТАРАСИЕВ, АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА И ДРУГИЕ. ПАМЯТНИК ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

6 слайд

Описание слайда:

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ – ДВОРЯНСТВА. В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ. ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН. С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО. В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ. В ЕГО ПОНИМАНИИ ПРАВИТЬ «ПО ПРАВДЕ» - ЗНАЧИТ ЖАЛОВАТЬ «ВОИННИКОВ» И ЖЕСТОКО КАРАТЬ ВСЕХ ПРЕСТУПИВШИХ ЦАРСКУЮ ВОЛЮ. ОТДЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА ОКАЗАЛИСЬ СОЗВУЧНЫ ОПРИЧНОЙ ПРАКТИКЕ.

7 слайд

Описание слайда:

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА: ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАН ГРОЗНЫЙ: ИДЕАЛ - ДЕСПОТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ; ЦАРЬ - АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ, ПОДДАННЫЕ - БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ: ИДЕАЛ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

8 слайд

Описание слайда:

« ДОМОСТРОЙ» ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ «ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ. «ДА УБОИТСЯ ЖЕНА МУЖА СВОЕГО…» «НЕПОРОТОЕ ДИТЯ – ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ ДИТЯ…» «КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…» «КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…» «ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

9 слайд

Описание слайда:

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ. ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

10 слайд

Описание слайда:

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ. БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ. МАКСИМ ГРЕК

11 слайд

Описание слайда:

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ, СЧИТАВШИЙ, ЧТО ПЕРВЫЙ РИМ ПОГИБ ПОД УДАРАМИ ВАРВАРОВ ИЗ-ЗА СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА, ВТОРОЙ РИМ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ПАЛ ПОД УДАРАМИ МУСУЛЬМАН ИЗ-ЗА ГРЕХОВ И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ МОСКВА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ, А ЧЕТВЁРТОМУ - НЕ БЫВАТЬ. МОНАХ ФИЛОФЕЙ

12 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ В XVI ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ВСТУПИЛИ В ПОРУ ЦЕРКОВНО - ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ. В 1502 -1504 ГГ. РАЗВЕРНУЛАСЬ БОРЬБА НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ И ИОСИФЛЯН. ИДЕОЛОГОМ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ СОРКЕ НИЛ (СОРСКИЙ), СЧИТАВШИЙ,ЧТО НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ ПУТЁМ СТРОГОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛ И ОБРЯДОВ, АСКЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. НИЛ ОСУЖДАЛ СТЯЖАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОГАТСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ (СТОРОННИКИ СОРСКОГО ПОЛУЧИЛИ НАЗВАНИЕ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ»). НИЛ СОРСКИЙ

13 слайд

Описание слайда:

НЕСТЯЖАТЕЛЯМ ПРОТИВОСТОЯЛИ ИОСИФЛЯНЕ – СТОРОННИКИ ИГУМЕНА ПОДМОСКОВНОГО ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ ИОСИФА, КОТОРЫЙ НАСТАИВАЛ НА НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ИМЕТЬ БОЛЬШИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. В 1503 ГОДУ НА ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ИВАНА III БЫЛ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС ОБ ОТКАЗЕ ЦЕРКВИ ОТ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. В ЭТОТ МОМЕНТ ИОСИФЛЯНЕ ПОДДЕРЖИВАЛИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ В ИХ БОРЬБЕ ПРОТИВ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ, И ЭТО СТАЛО ДЛЯ ИВАНА III ЕЩЁ ОДНИМ ПОВОДОМ ПОДДЕРЖАТЬ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ. ПОЗЖЕ, ПРИ ВАСИЛИИ III , НЕСТЯЖАТЕЛИ ВОСПРОТИВИЛИСЬ РАЗВОДУ ЦАРЯ С СОЛОМОНИЕЙ САБУРОВОЙ И ПОДВЕРГЛИСЬ ОПАЛЕ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛА ОТ ПОДДЕРЖКИ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ К ПОЛИТИКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ШИРОКИХ ПРИВИЛЕГИЙ. ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

14 слайд

Описание слайда:

ПОБЕДА ИОСИФЛЯН ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПОЛИТИКУ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ЦЕРКОВЬ ВСЁ БОЛЕЕ НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ САМОДЕРЖАВИЯ.

15 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА. ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ. «ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА. ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП ФЕОДОСИЙ КОСОЙ ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ, ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ФЕОДАЛАМ.

16 слайд

Описание слайда:

ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ В 1553 Г., МАТВЕЙ БАШКИН ХРАБРО ОТСТАИВАЛ СВОЁ «ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО». ПОСЛЕ ПЫТОК ОТКАЗАЛСЯ ОТ НЕГО, БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ И СОСЛАН В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФЕОДОСИЙ КОСОЙ БЫЛ ПРЕДАН ЦЕРКОВНОМУ СУДУ, НО СУМЕЛ БЕЖАТЬ В ЛИТВУ. ВСЕ ЕРЕСИ XIV – XVI ВЕКОВ ВЫЗЫВАЛИ БРОЖЕНИЕ В УМАХ ГОРОЖАН, НО ОНИ ПОЧТИ НЕ ЗАТРАГИВАЛИ ОСНОВНОГО ЖИТЕЛЯ РОССИИ – КРЕСТЬЯНИНА, ПОЭТОМУ НЕ ВЫЛИЛИСЬ, КАК В ЕВРОПЕ, В ШИРОКОЕ РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ.

17 слайд

Описание слайда:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ОРУДИЯ. МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т. В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М, КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА. С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.

18 слайд

Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ. В НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ НЕВИДАННОЙ РАНЬШЕ КОНСТРУКЦИЕЙ ВЕРХА ЦЕРКВИ В ВИДЕ ШАТРА.

19 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ ШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ ПОД МОСКВОЙ..

20 слайд

Описание слайда:

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ. В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..

21 слайд








Другие известные постройки на Руси этого времени: Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили. Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.




Живопись Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.


Литература Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры: - повести (« Повесть о Дракуле») - беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском) - рассказы. Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.


Книгопечатание XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол». Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.





Презентации о русской культуре для уроков МХК

Чтобы посмотреть содержание презентации нажмите на её эскиз. Чтобы бесплатно скачать презентацию по русской культуре нажмите на её название.

Презентации о русской культуре

список всех презентаций по русской культуре в виде таблицы
Название презентации Автор Слайды Слова Звуки Эффекты Время Скачать
Русская культура Елена 30 1871 0 63 00:00 6 881 кБ
user 25 1004 0 4 00:00 6 188 кБ
Развитие культуры в России Я 15 435 0 0 00:00 74 кБ
Духовные ценности России xxx 48 287 0 3 00:00 3 495 кБ
Comp 12 721 0 0 00:00 979 кБ
Русская ярмарка Home 30 657 1 2 00:00 3 882 кБ
Всего: 6 презентаций 160 00:00 21 мБ

Чтобы посмотреть презентацию нажмите на ссылку в столбце «Название презентации».
Чтобы бесплатно скачать презентацию нажмите на ссылку в колонке «Скачать».

Презентации про русскую культуру

Русская культура

Слайдов: 30 Слов: 1871 Звуков: 0 Эффектов: 63

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Проблемные вопросы. Народные праздники. Рождество. Коляда. «Рождественская ночь». Святки. Масленица. Понедельник – «Встреча», Вторник – «Заигрыши», Среда – «Лакомка». Первая примета масленицы- блины. Блиномания. Ай, масленица, обманщица. Жаворонки - веснянки. Жаворонок, жаворонок. Картофельные „жаворонки. Пасха. История русской народной одежды. Мужская одежда. Русская рубаха. - Русская культура.ppt

Европейский Север в русской культуре

Слайдов: 25 Слов: 1004 Звуков: 0 Эффектов: 4

Роль Европейского Севера. Переселенцы из Новгородских земель. Архитектурные «жемчужины» России. Спасо-Преображенский монастырь. Монастырь. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Соловецкий монастырь. Художественные промыслы. Начало промысла. Каргопольская глиняная игрушка. Особенность каргопольской игрушки. Шемогодская резьба по бересте. Традиционный растительный мотив. Резьба по кости. Форма кости. Гордость Севера. Чудо деревянного зодчества. Преображенский собор. Церковь построена без единого гвоздя. Европейский Север. - Европейский Север в русской культуре.pptx

Развитие культуры в России

Слайдов: 15 Слов: 435 Звуков: 0 Эффектов: 0

Экономика социокультурной деятельности. Основы развития культуры современной России. Отношения собственности в сфере культуры. Появление разнообразных форм собственности. Претензии различных классов. Проявление права собственности. Группы культурных ценностей. Удовлетвореие гарантированных норм потребления услуг. Культурные ценности. Могут быть разделены. Группа культурных ценностей. Приватизация государственной собственности. Создание новых предприятий. - Развитие культуры в России.ppt

Духовные ценности России

Слайдов: 48 Слов: 287 Звуков: 0 Эффектов: 3

УРОК №1 Тема: «Россия – наша РОДИНА» Тип урока: изучение нового материала. Россия- наша родина. Цель: способствовать формированию интереса к новому предмету «Основы православной культуры». Задачи урока. Развитие интереса к истории России. Рассмотреть религиозный состав населения России, основные религии, исповедуемые жителями страны. Воспитание достойных граждан своей страны. Место проведения: классная комната. Ход урока: РАБОТА СО СЛОВАМИ: - традиции - духовные традиции - ценности. Духовные традиции- ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемый от одного поколения другому. - Духовные ценности России.ppt

Русское декоративное искусство

Слайдов: 12 Слов: 721 Звуков: 0 Эффектов: 0

Декоративное искусство России IX - начала XX века. Искусство IX - первой половины XIII века. Искусство XIV - XV веков. Резьба по дереву. Яков Фирсов. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Новгород. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г. Подьём культуры после свержения татаро-монгольского ига. Шили главным образом гладью, воспроизводя работы иконописцев. Искусство конца XV - XVI века. Москва становится столицей могучей державы. Расцвет русского зодчества. Строительство Москвы, храмов. Наивысший расцвет искусства орнаментальной резьбы по дереву, камню. - Русское декоративное искусство.ppt

Русская ярмарка

Слайдов: 30 Слов: 657 Звуков: 1 Эффектов: 2

Русская ярмарка. Русский народ. Мы рады гостям. Хлебом, солью встретим гостей. Ярмарка. Ярмарочные увеселения. Ярмарка и гулянье. Увеселительные городки. Ремеслом хвалились. Лавки с товаром. Музыка. Карусельный «дед». Скоморохи. Петрушка. Торговый зазывала. Шутки. Картины. -

Cлайд 1

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII в. Чернова Светлана Семеновна, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин БелРИ ПКППС

Cлайд 2

Периодизация истории русской культуры XVIII в. Первый период (конец XVII – первая четверть XVIII в.) – становление новой культуры. Второй период: (середина – вторая половина XVIII в.)– развитие и расцвет светской дворянской культуры и народной традиционной культуры.

Cлайд 3

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ в XVIII в. В годы правления Петра I проблема школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой. В России начала создаваться система светского образования, которая действовала наряду с системой духовного просвещения.

Cлайд 4

Образование в России в XVIII в. Сословный характер Создание светского образования (начальное, среднее, высшее), действовавшего наряду с системой духовного просвещения Создание новых учебников, развитие книготорговли Открытие первой в России публичной библиотеки (1714 г.)

Cлайд 5

Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II) Талантливый русский педагог И.И. Бецкой – проводник политики Екатерины II в области просвещения, разработал «Генеральное учреждение обоего пола юношества», утвержденное императрицей, для воспитания детей в закрытых сословных учебных заведениях

Cлайд 6

Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II) Создание Воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге(1770) для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев. Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764). Открытие Демидовского лицея для детей купцов и мещан (1772) Открытие Екатерининского института для детей купцов и мещан (1779)

Cлайд 7

Школьная реформа в России (80-е годы XVIII в.) В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, положившая начало созданию системы общеобразовательной школы с едиными учебными планами и единой методикой обучения. Большую роль в проведении реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. Школьная система была двухступенчатой: В уездных городах – малые народные училища (2-летнее обучение) В губернских городах – главные народные училища (4-летнее обучение). К концу XVIII в. в стране было создано 400 народных училищ.

Cлайд 8

Наука в России в XVIII в. Открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.) – важнейший этап развития российской науки в XVIII столетии. В Российской академии наук работали крупные ученые: математики Л.Эйлер, Д. Бернулли, астроном Ж.Делиль, физики Д.Рихман, Ф. Эпинус.

Cлайд 9

Наука в России в XVIII в. М.В. Ломоносов (1711- 1765) – великий русский ученый, один из титанов мировой науки. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где бы не проявился его гений.

Cлайд 10

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Естественно-математические науки: М.В. Ломоносов - один из основоположников физической химии. Открытие закона сохранения энергии Предположения об атомно-молекулярном строении вещества Открытие атмосферы на Венере – основание астрофизики

Cлайд 11

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Гуманитарные науки и литература: В истории М.В. Ломоносов первым выступил против норманской теории; «Российская грамматика» - первая научная грамматика русского языка; В поэзии – создание силлабо-тонического стихосложения (оды, поэмы и стихотворения)

Cлайд 12

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Основатель старейшего Российского университета – Московского (1755) Первыми профессорами университета были его ученики: А. А. Барсов и Н. Н. Поповский. Университет имел три факультета: Философский с отделениями словесным и физико-математическим Юридический Медицинский

Cлайд 13

Техника в России в XVIII в. Кулибин Иван Петрович (1735 - 1818) - русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца. В 1764-67гг. создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 г. императрице Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН.

Cлайд 14

Техника в России в XVIII в. В 1779 Кулибин сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. В 1791 г. Кулибин Иван Петрович изготовил повозку-самокатку, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.

Cлайд 15

Архитектура России XVIII в. В области градостроительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Ее основные черты: Геометрическая правильность, симметричность Единые правила и приемы в застройке улиц Определенное соотношение размеров и высоты зданий.

Cлайд 16

Архитектура России XVIII в. Господствующий стиль архитектуры первой половины XVIII в. – барокко (от итал. «вычурный»). Характерные черты: Монументальность Изогнутые линии фасадов Крупнейший мастер стиля барокко – В.В. Растрелли

Cлайд 17

Архитектура России XVIII в. Доменико Трезини – выдающийся русский архитектор раннего барокко в России, осуществлявший планировку и застройку Петербурга.

Cлайд 18

Архитектура России XVIII в. Д. Трезини – автор знаменитых петербургских архитектурных творений – это собор Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий.

Cлайд 19

Архитектура России XVIII в. В Москве гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки).

Cлайд 20

Литература России XVIII в. Расцвет русской литературы – вторая половина XVIII в., когда была создана развитая система жанров: Ода Басня Элегия Трагедия Комедия Повесть Роман.

Cлайд 21

Литература России XVIII в. Вторая половина XVIII века – начало формирования художественно-реалистического направления в русской литературе (Д.И. Фонвизин). Д.И, Фонвизин –автор комедий «Бригадир», «Недоросль».

Cлайд 22

Литература России XVIII в. В конце XVIII в. В русской литературе развивается стиль сентиментализма – его расцвет связан с творчеством Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»).

Cлайд 23

Живопись в России XVIII в. В первой половине века основные жанры: портрет (А.М. Матвеев и И.Н. Никитин); гравюра (А.Ф.Зубов и А.И. Ростовцев) Во второй половине века основные жанры: исторический и мифологический (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов), бытовой (М.Шибанов), портрет (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В. А. Боровиковский)

Cлайд 24

Cлайд 25

Живопись в России XVIII в. Левицкий Д Г. – крупнейший русский художник второй половины XVIII в., мастер парадного портрета. Портрет Екатерины II (1780) – его известная работа в этом жанре.

Cлайд 26

Живопись в России XVIII в. Портрет М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского – яркий образец сентиментализма в русской живописи конца XVIII в.

Cлайд 27

Скульптура в России XVIII в. Основной жанр русской скульптуры – портрет. Скульпторы: Б. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Э. Фальконе.

Cлайд 28

Скульптура в России XVIII в. Шубин Федот Иванович (1740-1805) - скульптор. Его творчество было вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. Родился на Севере, в семье холмогорских крестьян, среди которых издавна процветала резьба по кости. Зимой 1759 девятнадцатилетним юношей, с обозом рыбы приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться скульптурному мастерству. Возможно, на первых порах ему помог земляк - Ломоносов М.В. В 1761, покровительствуемый Ломоносовым М.В. и первым попечителем Академии художеств Шуваловым И. И., Шубной Ф.И. был внесён в списки учеников под именем Федота Шубина.

Cлайд 29

Скульптура в России XVIII в. Шубин Ф.И. – замечательный мастер скульптурного портрета XVIII в. Портрет Барышникова И.С. 1778 – известная работа его в этом жанре.

Новое на сайте

>

Самое популярное