Домой Инноватика Презентация - Архитектурный стиль «Ампир. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир Сказочный сон» Версаля

Презентация - Архитектурный стиль «Ампир. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир Сказочный сон» Версаля

Слайд 1

Архитектурный стиль
Ампир

Слайд 2

Стиль ампир был создан во Франции после буржуазной революции. Политический переворот принес с собой новые веяния в искусстве. Творцы XIX века вдохновлялись греко-римской культурой и во многом подражали ей. Прежде всего, это подражание отразилось в меблировке комнат на античный лад. Это новое течение зародилось в Париже после революции, в эпоху директории - примерно 1795 году, развивалось при консульстве и достигло полного расцвета при Наполеоне I, между 1804 и 1813 годами, и держалось на протяжении 20-25 лет.

Слайд 3

Новый стиль получил название ампир (empare), что в дословном переводе означает империя. Создателем архитектурного стиля ампир по праву можно считать художника Давида, а выразителями его - архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена. Созданные ими проекты реализовались в отделке парижских дворов и особняков Наполеона. Их работы были примером подражания для художников всех стран, которые нахлынули в Париж около 1800 года, после спада революционной волны. Новый стиль в мебели стал популярным в других странах после выпуска изданного собрания проектов обстановки жилищ в 1801 году Перьсье и Фонтеном. Это издание было повторено в 1812 году.

Слайд 4

Производство мебели в стиле Ампир отличается от предшествующего стиля Людовика XVI тем, что в самом дизайне мебели используются античные, в особенности римские архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы, используемые для членения передних сторон шкафов и комодов. Опорные части столов, кресел, стульев, диванов делаются в виде античных герм, сфинксов, гриффонов, колонн и львиных лап, заимствованных из развалин древнего Рима и раскопок Помпеи. В форме мебели используются прямоугольные, массивные, замкнутые формы, профили и выступы на ней редки.

Слайд 5

Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материала. В предшествовавших стилях она скрывалась за нагромождениями резных украшений и различных шаблонов. На шкафах, секретерах, комодах и других предметов меблировки остаются большие плоскости филенок, обрамленных слабо выступающей обвязью рамы.

Слайд 6

Иногда одну целую доску использовали для передней части комода. Для этого ее распиливали по линии ящиков, благодаря чему сохранялся общий рисунок и расположение струй и слоев дерева. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченой через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед ("Ника"). Кресла принимают форму древнеримских. Передние ножки нередко идут прямо от подлокотников и представляют собой гермы; если же они заканчиваются около сиденья, то подлокотники поддерживаются резными фигурами львов, гриффонов, лебедей и других животных или же каннелированными колоннами, или массивными завитками.

Слайд 7

Слайд 8

Как кресла, так и вся другая мебель для сидения жесткая. Мебель стиля Ампир, отдает предпочтение пышности, в ущерб удобству пользования. Стулья несколько проще кресел, причем их спинке часто придается форма лиры, которая является одним из наиболее употребительных мотивов в украшениях предметов меблировки стиля ампир.

Слайд 9

Как во французской мебели, так и в мебели других стран можно заметить непосредственную связь традиций столяров эпохи ампир с традициями предшествующей эпохи Людовика XVI. Убедительнейшим доказательством этого может служить мебель Жакоб Дельматра, который, начав перед самой революцией работать в стиле Людовика XVI явился главным исполнителем мебели по рисункам Персье и Фонтэна для Наполеона и многих иностранных государей. Сотрудником Жакоба был знаменитый бронзовщик Томир, принимавший большое участие в украшении всех возведенных тогда дворцов. Довольно значительное число новых типов мебели, созданных в эту эпоху, указывает, что столярное искусство без ущерба для античного идеала сохранило свою творческую изобразительность в отношении практических потребностей эпохи. В это время входят в употребление книжные шкафы с решетками, туалетные столики, шкафы для фарфора, открытые серванты, витрины для драгоценностей, круглые подставки для цветов (жардиньерки), клавикорды, стоячие зеркала - "псише" и др.

Слайд 1

Архитектура Парижа XVII век Классицизм

Слайд 2

Париж XVII века

Слайд 3

Собор Инвалидов
Архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения инвалидов войны королевской армии. Сегодня он все еще принимает инвалидов, а также в нём нашли свое место несколько музеев и некрополь военных.
Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

Слайд 4

5 мая 1821 года Наполеон Бонапарт умер. Он был похоронен недалеко от Лонгвуда в местности, носящей название «Долина герани». Есть версия, что Наполеон был отравлен. Король Луи-Филипп, уступив давлению бонапартистов, в 1840 году послал на Святую Елену делегацию для выполнения последней воли Наполеона - быть похороненным во Франции. Его тело с 1840-го года находится в Соборе Инвалидов в Париже.

Слайд 5

Площадь Вогезов
Создана в 1605-1612 годах архитектором К. Шантийоном.

Слайд 6

Это самая старинная площадь Парижа. Расположена в квартале Маре и представляет собой правильный квадрат длиной 140 метров. До 1799 г. называлась Королевской. Нынешнее название получила в честь жителей департамента Вогезы, которые добровольно стали выплачивать взносы на содержание революционной армии.

Слайд 7

Застраивалась по указу Генриха IV с 1605 по 1612 гг.; с тех пор её облик оставался почти неизменным. Здания по сторонам площади строго выдержаны в едином стиле - из красного кирпича с полосами серого камня. Два здания с более высокими мансардными крышами именуются павильонами короля и королевы (здесь простолюдины справляли свадьбу Людовика XIII и Анны Австрийской). В домах на площади жили многие знаменитые люди - Сюлли, кардинал Ришелье, Марион Делорм, Боссюэ, Виктор Гюго, Теофиль Готье, Альфонс Доде и др.

Слайд 8

Вандомская площадь

Слайд 9

Сооружена в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь Людовикa XIV, а название получила от дворца Сезара де Вандом. Единообразные здания в стиле классицизм, окружающие площадь, были закончены к 1720 году. В центре Вандомской площади установлена 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная по образцу римской колонны Траяна.

Слайд 10

Площадь Побед

Слайд 11

В центре площади – конная статуя «Короля-Солнце»
Небольшая площадь округлой формы. Здесь сходятся сразу шесть улиц, а элегантность этой площади очаровывает типично французской архитектурой. В 1684-1687 гг. Ардуэн-Мансар создал площадь так, чтобы обозначить центр площади конным монументом.

Слайд 12

Люксембургский дворец

Слайд 13

Люксембургский дворец
Дворец, возведенный в 1615-1621 гг. архитектором Саломоном де Броссом, явился первым опытом городского пространства. Сам подход к строительству был продиктован классическим духом французской школы - парадный вход в центре здания, двор защищенный со всех сторон, главное здание. Оформлением внутренних интерьеров занимался великий Рубенс, с работами которого хорошо была знакома парижская аристократия.

Слайд 14

Люксембургский сад
Сад - классический пример французской садовой архитектоники, сочетающей строгую геометрию с буйством растительности. На территории Сада установлено более сотни скульптур, памятников и фонтанов. Вокруг центральной зеленой зоны установлено около 20 статуй французских королев и женщин-святых (в том числе Жанны III Наваррской, Бланки Кастильской, Анны Австрийской, Луизы Савойской и Анны Французской.

Слайд 15

Фонтан перед Люксембургским дворцом

Слайд 16

Архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно решить эту проблему во дворце и парке Во-ле-Виконт близ Мелена.

Слайд 17

Дворец Во справедливо считается прообразом главного создания второй половины XVII в. Версальского дворца и парка. Он был построен Лево, а на последних этапах в его строительстве принял участие Ардуэн-Мансар.

Слайд 18

Лучший по тем временам частный дворец Франции, творение трёх крупнейших профессионалов своего времени - архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить регулярный парк c партерами, фонтанами и каналами.

Слайд 19

Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключает пышной декоративной отделки, особенно в интерьере. Интерьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных комнат.

Слайд 20

Дворец Мезон Лаффит, построенный Франсуа Мансаром в 1642-1651 гг., при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию.

Слайд 21

Дворец Мезон Лаффит
В отличие от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы "П" вокруг открытого в парк курдонера, здание хорошо обозревается со всех сторон.

Слайд 22

Отель Ламбера
Особняк был заказан у архитектора Луи Ле Во в 1639 году секретарём Людовика ХIII Жаном-Баптистом Ламбером. Архитектор разработал сложный план здания, так как было необходимо адаптировать его к особенностям земельного участка. Тремя годами позднее он умирает и завещает дом своему брату Николя, который произвел там обширные декоративные работы. Внутреннее убранство трех кабинетов особняка и большой галереи прославили особняк с момента его создания.


Конец 18 – начало 19 века- Эпоха неоклассицизма в русском зодчестве.

Классицизм – европейское культурное – эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское искусство) (XVII-XIXвв.).

Неоклассицизм – это термин, который применяют в искусстве для обозначения художественных явлений второй половины XVIII - первой трети XIX веков.

Ампир - (имперский стиль), стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.


В классицизме России можно выделить 2 этапа:

первый - екатерининский (конец XVIII века) или ранний русский классицизм,

второй - александровский (начало XIX века) , переходящий в ампир (был только во Франции и России)


Характерные черты классицизма:

1) Уравновешенностью, чёткий и спокойный ритм, строгие пропорции.

2) Симметрия, подчёркивание центра.

3) Парадный вход располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном).

4) Колонны отличались по цвету от стен. (колонны красились обычно в белый цвет, а стены в жёлтый).

Смольный. Санкт-Петербург.


Париж

В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов.

Площадь Вогезов в Париже (1605-1612), общий вид.


Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи Габриэль (1698 – 1782)

Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.


Дворец Малый Трианон 1762-1764, Версаль

Беседка в Трианоне



Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем находят гениальную реализацию в ансамбле площади Людовика XV (ныне площадь Согласия; 1757-1779).

Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны.





Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским -

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским...

Д. Самойлов. «Над Невой»


  • Ж. Леблона,
  • Д. Трезини,
  • А. Ринальди,
  • И. Старова,
  • Д. Кваренги,
  • О Монферана,
  • А.Захарова
  • К.Росси,
  • А.Воронихина,
  • Ч.Камерона

Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров отличали высокий профессионализм и следование принципам классицизма.

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей.


Старов Иван Егорович (1745-1808)

  • Русский архитектор, один из основоположников русского классицизма.
  • Важнейшие из его сооружений:

- Троицкий собор в Александро-Невской лавре;

- Таврический дворец;

- Князь-Владимирский собор (перестройка после пожара);

- Софийский собор, близ Царского Села,

- и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии,

- Екатерининский собор в Херсоне.


Свято - Троицкий собор в Александро - Невской лавре.

Усадьба Сиворицы.


Екатерининский собор в Херсоне.

Князь – Владимирский собор.


Таврический дворец (1783 - 1789)

  • Большая городская усадьба Г. А. Потемкина-Таврического - фаворита Екатерины II
  • Здание состоит из трех основных объемов, соединенных низкими галереями - в глубине участка увенчанного куполом центрального и двух флигелей, выдвинутых вперед, на красную линию улицы.

Джакомо Антонио

Доменико Кваренги

(1744 – 1817)

Архитектор итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.

В 35 лет, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780-1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783-1787), Академии наук (1783-1785), Ассигнационного банка (1783-1789), Иностранной коллегии.


Английский дворец.

Дворец в Английском парке на юге Петергофа, выстроенный по заказу Екатерины II в 1781-1789 годах. Во время Великой Отечественной войны уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии.

Дворец на литографии К. Шульца (XIX век)

Мемориальный камень на месте дворца (2011)





Андреян Дмитриевич

Захаров (1761 – 1811)

русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Портрет работы С. С. Щукина.

Около 1804 года.


В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года:

  • достроил Лютеранскую церковь Святого Петра,
  • возвел Горбатый мост.

Лютеранская церковь Святого Петра (1799 – 1800 гг.)

Горбатый мост. 1800.


Захаровым был выполнен ряд довольно значимых по объему и содержанию работ:

  • Андреевский собор в Кронштадте (1805 – 1817),
  • проект морского госпиталя для Херсона,
  • проекты застройки Провиантского острова и Галерного порта.

Проект Андреевского собора

архитектора А.Д.Захарова. 1806 г.

Церковь Обуховского завода (снесена в XX веке)


Однако выдающееся значение творческой деятельности Захарова обусловлено прежде всего созданием нового Адмиралтейства.

Адмиралтейство. 1806 – 1823 гг.


Архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра I, представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот.


Перед Захаровым стояла непростая задача - необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота.




Воронихин Андрей Никифорович

(1759 – 1814)

Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Проектировал не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств, добиваясь особой цельности образов.

По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803).

Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт.


  • Построен в 1801 г.-1811 г. в честь древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван (по решению Павла I).
  • Крестово-купольное здание обращено к Невскому проспекту вытянутым боковым фасадом. Мощная полукруглая колоннада с 6-колонным портиком образует торжественную площадь.

Санкт-Петербург, Россия. Невский проспект. Казанский собор.

Казанский собор, 1821 год.


В 1813 в Казанском соборе похоронен М. И. Кутузов.

В 1837 перед собором установлены памятники Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли

6 декабря 1876 перед Казанским собором состоялась первая в России революционная демонстрация студентов и рабочих.

В 1932 в Казанском соборе открыт Музей истории религии и атеизма.

Памятник фельдмаршалу князю Кутузову

Смоленскому. 1812 год.




Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» - один из ведущих и крупнейших вузов Санкт-Петербурга, первое высшее техническое учебное заведение России.

Интерьер.

Скульптурная группа перед портиком.


Эпоха неоклассицизма и период зарождения имперского стиля ознаменовали собой начало работ по упорядочению ансамблей Петербурга.

В новой архитектуре были сделаны шаги по преодолению феодальной хаотичной городской застройки и созданию ансамблей, рассчитанных на свободный обзор.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МХК Обобщающий урок с формой контроля в виде электронного теста Школа №283 Кировского района Санкт-Петербурга Учитель: Губарь Марина Дмитриевна Рим, Париж, Санкт-Петербург. От барокко до ампира.

Барокко Эпоха и художественный стиль Кругосветные плавания, новейшие открытия в астрономии, изобретение телескопа и микроскопа показали относительность, изменчивость и непостижимость пространства и времени, что привело к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома и нашло отражение в образах барокко. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро фонтане. Рим.

Барокко Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. Рим. Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий стали символом эпохи. Равновесие и гармонию Возрождения сменил живописный, иллюзорно-подвижный облик здания.

Плафонная живопись барокко Церковь Иль Джезу. Рим. Иллюзорное стирание четкой границы между архитектурой, скульптурой и живописью способствует утрате представлений о реальной протяженности пространства в интерьерах.

Мистические настроения Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие. Возьми в свою святую длань Поводья, мой Господь, У нашего кормила стань Чтоб волны побороть. Прямее паруса поставь И в этот грозный час Нас на надёжный путь направь И якорь брось за нас Джордж Уитер (перевод О.Румера)

Чародей барокко – Лоренцо Бернини Архитектор и скульптор Лоренцо Бернини создавал свои ансамбли в расчете на внешний «театральный» эффект. Площадь перед собором Св.Петра в Риме оформлена как продолжение храма. Площадь и храм соединены в неразрывное целое. Бернини сравнивал рукава колоннады с объятиями Церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. Обелиски и фонтаны в барочном Риме стали наиболее активными элементами упорядочивания архитектурной среды. Площадь Св. Петра. Рим.

Городской ансамбль Барокко было в первую очередь искусством ансамбля, общего впечатления. Его влечение к вибрирующим поверхностям и сложным криволинейным очертаниям требовало открытого неба и обширных пространств. Одним из важнейших слагаемых городских ансамблей стали фонтаны, ибо динамика водной стихии по своей сути отвечает духу барокко. Лоренцо Бернини. Площадь Навона.

Русское барокко. Санкт-Петербург Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы. Специфика русского барокко была обусловлена спецификой застройки Санкт-Петербурга, означавшей полный разрыв с традициями национального русского градостроительства. Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы стала Нева

Растреллиевское барокко Франческо Бартоломео Растрелли превратил Петербург из города-крепости и города-порта в город дворцов. Этот стиль соединил в себе ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии. Зимний дворец. Санкт-Петербург.

Зимний дворец Излюбленные сочетания цветов Растрелли – белого с золотом ордерных элементов и лазорево-синего – восходят к золоченой резьбе иконостасов древнерусских храмов с их насыщенной красочностью и жизнерадостностью. Зимний дворец. Парадная лестница.

Екатерининский дворец Янтарная комната. Сквозная анфилада комнат от парадной лестницы в обе стороны позволяет видеть перспективу залов сквозь дверные проёмы с одного конца дворца до другого. Франческо Бартоломео Растрелли. Екатерининский дворец. Вид с северо-востока. Царское Село.

Смольный монастырь Смольный монастырь по своему пышному великолепию не уступает дворцовым усадьбам и считается самым барочным произведением Франческо Бартоломео Растрелли. Ансамбль Смольного монастыря является творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и архитектуры европейских монастырских комплексов.

Классицизм Идеалы государственности во Франции потребовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей древних греков и римлян. Версаль. Любимая загородная резиденция короля Франции Людовика XIV .

Большой королевский стиль Поскольку строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным для прославления Людовика XIV – «короля-солнца», архитекторы обратились к прихотливым изощренным формам итальянского барокко. В результате сложился «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров. Центральная аллея и Большой канал. Версаль.

Версаль Плоские водоёмы служат гигантскими зеркалами, дублирующими пространство. Обязательными элементами регулярного парка являются травяные газоны и цветники. В больших зеркалах галереи отражается парковый ансамбль, что вызывает иллюзию бесконечного пространства.

Рококо Центром формирования нового стиля с его пристрастием к театрализации жизни и маскараду стали салоны аристократов, превративших жизнь в праздничную феерию. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, возник плавный, полукруглый переход, украшенный вызолоченным узором из гипса.

Неоклассицизм образ «идеального города» в классицистических ансамблях Парижа … Просветительское движение во второй половине XVIII века обусловило появление новых социальных идей, новой морали и новой эстетики. Воплощением естественности, простоты и ясности стала классицистическая архитектура, вновь утвердившаяся во Франции. Жак Анж Габриель. Площадь Согласия. Париж.

… и Санкт-Петербурга Пафос простоты и линейности ощутим в сооружениях Джакомо Кваренги. Будучи убежденным поклонником римской античности, он строил здания, отличающиеся симметрией, совершенными пропорциями и лаконизмом декора. Джакомо Кваренги. Академия наук. Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Джакомо Кваренги. Конногвардейский манеж.

Городские ансамбли Определяющее значение в первые десятилетия XIX века приобрело стремление подчинить отдельное сооружение художественно-образному единству ансамбля и города в целом. Карл Иванович Росси. Здания Сената и Синода. Адмиралтейство и «трезубец перспектив». Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство.

Ампир Стиль ампир утвердился в России благодаря Карлу Ивановичу Росси. В его ансамблях была реализована, казалось бы, невозможная идея – превратить целый город в произведение искусства, в музей под открытым небом. Первым произведением русского ампира стала Дворцовая площадь со зданиями Главного штаба, министерств и Зимним дворцом. При украшении ампирных интерьеров превалировало сочетание желтого с белым. Большая Морская улица и арка Главного штаба. Корпуса министерств и Главного штаба, соединенные Триумфальной аркой.

Михайловский дворец Величие ансамбля Михайловского дворца постигается не с фасада, а в движении. Дворец, сохранив архитектурную самостоятельность, включает в свою орбиту цепь улиц, площадей и водных артерий. Особая «державная» мифология, лежащая в основе архитектуры петербургского ампира и сложной имперской символики, выражается в бледно-желтом цвете стен и белом цвете архитектурного декора. Карл Иванович Росси. Михайловский дворец. Парадный фасад.

Источники информации Мировая художественная культура. Л.Г.Емохонова, учебник для 11 класса(базовый уровень), М. Изд.центр «Академия», 2009. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school.edu.ru Коллекция изображений на http://yandex.ru

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Рим, Париж, Санкт-Петербург. От барокко до ампира», 11 класс,

Цели: Расширение кругозора учащихся; повторение основных этапов становления, развития и смены художественных стилей в разные исторические периоды в различных европейских странах обобщение особенностей исторического стиля на примерах национальных шедевров, развитие образного мышления и формирование эмоциональной сферы личности.

Задачи: Повторение и обобщение ранее полученных знаний об архитектурных стилях Европы XVII - начала XIX вв. Выполнение электронного теста.

  1. Беседа с использованием слайдов презентации

Слайд 2

Кругосветные плавания, новейшие открытия в астрономии, изобретение телескопа и микроскопа показали относительность, изменчивость и непостижимость пространства и времени, что привело к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома и нашло отражение в образах барокко.

Слайд 3

Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий стали символом эпохи.

Равновесие и гармонию Возрождения сменил живописный, иллюзорно-подвижный облик здания.

Слайд 4

Иллюзорное стирание четкой границы между архитектурой, скульптурой и живописью способствует утрате представлений о реальной протяженности пространства в интерьерах.

Слайд 5

Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие. Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах барокко. Барокко – (от итал. - странный, причудливый) – стали именовать и эпоху, и художественный стиль, сложившийся, прежде всего в архитектуре Италии.

Слайд 6

Бернини сравнивал рукава колоннады с объятиями Церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих.

Обелиски и фонтаны в барочном Риме стали наиболее активными элементами упорядочивания архитектурной среды. Архитектор и скульптор Лоренцо Бернини создавал свои ансамбли в расчете на внешний «театральный» эффект. Площадь перед собором Св.Петра в Риме оформлена как продолжение храма. Площадь и храм соединены в неразрывное целое.

Слайд 7

Барокко было в первую очередь искусством ансамбля, общего впечатления. Его влечение к вибрирующим поверхностям и сложным криволинейным очертаниям требовало открытого неба и обширных пространств. Одним из важнейших слагаемых городских ансамблей стали фонтаны, ибо динамика водной стихии по своей сути отвечает духу барокко.

Слайд 8

Специфика русского барокко была обусловлена спецификой застройки Санкт-Петербурга, означавшей полный разрыв с традициями национального русского градостроительства. Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы стала Нева.

Слайд 9

Франческо Бартоломео Растрелли превратил Петербург из города-крепости и города-порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, - Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт – Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе – относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогов на Западе – растреллиевскому барокко. Этот стиль соединил в себе ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии.

Слайд 10

Излюбленные сочетания цветов Растрелли – белого с золотом ордерных элементов и лазорево-синего – восходят к золоченой резьбе иконостасов древнерусских храмов с их насыщенной красочностью и жизнерадостностью.

Слайд 11

Сквозная анфилада комнат от парадной лестницы в обе стороны позволяет видеть перспективу залов сквозь дверные проёмы с одного конца дворца до другого. Зрительному разрушению монотонности чрезмерно длинного фасада способствуют пластическое чередование колонн, пилястр и рустовки, роскошное разнообразие наличников, и окон, богатая цветовая гамма, построенная на сочетании лазури стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур.

Слайд 12

Смольный монастырь по своему пышному великолепию не уступает дворцовым усадьбам и считается самым барочным произведением Франческо Бартоломео Растрелли. Ансамбль Смольного монастыря является творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и архитектуры европейских монастырских комплексов.

Слайд 13

Идеалы государственности во Франции потребовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей древних греков и римлян.

Слайд 14

Поскольку строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным для прославления Людовика XIV – «короля-солнца», архитекторы обратились к прихотливым изощренным формам итальянского барокко. В результате сложился «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров.

Слайд 15

Плоские водоёмы служат гигантскими зеркалами, дублирующими пространство.

Обязательными элементами регулярного парка являются травяные газоны и цветники. В больших зеркалах галереи отражается парковый ансамбль, что вызывает иллюзию бесконечного пространства.

История создания парка в Версале тесно связана с садовым бытом классицизма, для которого характерны пышные парады и увеселения под открытым небом с множеством гостей.

Слайд 16

Центром формирования нового стиля с его пристрастием к театрализации жизни и маскараду стали салоны аристократов, превративших жизнь в праздничную феерию. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, возник плавный, полукруглый переход, украшенный вызолоченным узором из гипса.

Слайд 17

Просветительское движение во второй половине XVIII века обусловило появление новых социальных идей, новой морали и новой эстетики.

Воплощением естественности, простоты и ясности стала классицистическая архитектура, вновь утвердившаяся во Франции.

Слайд 18

Пафос простоты и линейности ощутим в сооружениях Джакомо Кваренги. Будучи убежденным поклонником римской античности, он строил здания, отличающиеся симметрией, совершенными пропорциями и лаконизмом декора.

Слайд 19

Определяющее значение в первые десятилетия XIX века приобрело стремление подчинить отдельное сооружение художественно-образному единству ансамбля и города в целом.

Слайд 20

Стиль ампир утвердился в России благодаря Карлу Ивановичу Росси. В его ансамблях была реализована, казалось бы, невозможная идея – превратить целый город в произведение искусства, в музей под открытым небом. Первым произведением русского ампира стала Дворцовая площадь со зданиями Главного штаба, министерств и Зимним дворцом.

Не меняя жесткий регламент французского ампира – симметрию, коринфский ордер, линейный рельеф из элементов египетской и древнеримской орнаментики, Росси ввел в архитектурный декор элементы древнерусской военной символики и получил национальный вариант ампира.

Слайд 21

Величие ансамбля Михайловского дворца постигается не с фасада, а в движении. Дворец, сохранив архитектурную самостоятельность, включает в свою орбиту цепь улиц, площадей и водных артерий. Особая «державная» мифология, лежащая в основе архитектуры петербургского ампира и сложной имперской символики, выражается в бледно-желтом цвете стен и белом цвете архитектурного декора.

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Представления древних людей о мире», 11 класс,

ГБОУ СОШ №283. Учитель: Губарь Марина Дмитриевна – МХК.

II. Прохождение электронного теста по пройденному материалу.

Сложность теста заключается в том, что на каждый из 15 вопросов предусмотрена возможность выбора нескольких вариантов ответа. Тест оценивается по пятибалльной системе.

Вариант 1

Барокко появилось вследствие…

утверждения образа замкнутого пространства с человеком в центре мироздания.

чрезмерного роста мистических настроений, гиперболизации чувств, экзальтации.

новейших открытий в области науки и техники.

Русское барокко обусловлено…

развитием здания как трёхмерного объёма согласно древнерусской традиции.

акцентированием внимания на фасаде здания.

спецификой застройки Санкт-Петербурга.

Собор Смольного монастыря является …

самым барочным произведением Ф-Б Растрелли.

творческой переработкой архитектуры древней Руси и европейских монастырей.

типичным образцом древнерусского зодчества.

Стиль рококо…

Представленный интерьер относится к стилю….

рококо

барокко

ампир

стала Дворцовая площадь.

Неоклассицизм в архитектуре – это…

плавные орнаменты и завитки.

прямые, четкие геометрические формы.

продолжение феодальной хаотичности городской застройки

Джакомо Кваренги…

являлся придворным архитектором Петра I.

изысканно сочетал прямые и округлые линии эпохи перехода от рококо к неоклассицизму.

был убежденным поклонником римской античности.

История создания дворцово-паркового ансамбля Версаля связана с...

«садовым бытом» классицизма.

символикой Аполлона и обращением к теме античности в планировке и декоре.

идеей прославления величия Рима.

На данном рисунке представлен садово-парковый ансамбль..

Екатерининского дворца

Петергофа

Версаля

Площадь Согласия в Париже…

не имеет выхода к воде.

создана архитектором Ж-А Габриелем.

выглядит огромной, благодаря широкой панораме парков и набережных

Стиль ампир…

в России возник раньше, чем во Франции.

в России не отличался по орнаментике от имперского стиля Франции по набору военных атрибутов.

Карл Иванович Росси….

изменил регламент Французского ампира – симметрию, коринфский ордер, военную орнаментику.

решал градостроительные задачи в динамике, просчитывал восприятие здания в процессе движения.

создал формулу: «Каждый ансамбль – архитектурный пейзаж, каждый дом – функция имперской столицы»

Ансамбль Михайловского дворца включает в себя…

Стрелку Васильевского острова

здания музыкального театра, музея этнографии, Екатерининский канал, Мойку и Неву.

здание Русского музея.

Вариант 2

Для барокко характерно…

спокойствие плоскостей, равновесие и гармония вертикалей и горизонталей.

перетекание одного объёма в другой, искусство архитектурного ансамбля.

иллюзорность, подвижность, криволинейность, игра света и тени, динамика воды.

Растреллиевское барокко характеризуется…

пристрастием к изобилию, полихромией, праздничной торжественностью.

монотонностью фасадов, монохромностью, строгостью, статичностью.

креповкой антаблемента, особым ритмом колонн, причудливостью фронтонов.

«Большой королевский стиль» - это

строгость классических форм в архитектуре в сочетании с помпезностью барокко в интерьере

прообраз садово-паркового ансамбля в Петродворце

пышность барокко в архитектуре в сочетании со строгостью классических интерьеров

Стиль рококо…

провозгласил критериями красоты живописность и орнаментальность.

возник как декоративный стиль и распространил свое влияние на архитектуру.

сформировался в салонах аристократов, будуарах и спальнях, превратил повседневную жизнь в феерию.

Особенностью интерьеров рококо…

стало четкое, богато орнаментированное отделение плоскости стены от плоскости потолка.

являлось использование больших живописных полотен на библейские сюжеты.

являлось большое количество зеркал на стенах и безделушек на каминных полках, столиках и подставках.

Данное здание построено в стиле…

барокко

классицизм

ампир

Манифестом классицизма можно назвать…

Здание Сената и Синода.

Здание Главного штаба.

Здание Академии наук.

Неоклассицизм….

унаследовал феодальную хаотичность городской застройки.

воплотил в жизнь многие мечты об «идеальном городе».

сады и парки вынес за пределы городской застройки.

Созданное Андреяном Захаровым здание…

не имеет скульптурного декора.

является типичным образцом стиля барокко.

входит в ансамбли: трезубца перспектив, Дворцовой площади, Невы, Стрелки В.О. и Сенатской площади

Планировка парка в Версале…

отражает идеею величия «короля-солнца» и цикличность природы

симметрична и регулярна, включает в себя большие плоскости прудов

живописна и динамична

Представленный интерьер относится к стилю…

барокко

рококо

ампир

Стиль ампир…

воспроизводил архитектурные образы Древней Греции

был создан для императора Наполеона Бонапарта, воспроизводил архитектурные образы Древнего Рима.

утвердился в России после успехов Александра I в военных кампаниях и европейской политике.

Первым произведением русского ампира…

стал ансамбль Михайловского дворца.

стал ансамбль Адмиралтейства.

стала Дворцовая площадь.

Ансамбль Дворцовой площади…

не связан с Невским проспектом.

объединяет в себе здания барокко, классицизма и ампира

соединяется с ансамблем акватории перед Стрелкой Васильевского острова

В основе петербургского ампира…

лежали эстетические идеалы Ф.Б.Растрелли

лежала «державная» мифологическая и имперская символика, выраженная сочетанием бледно–желтых стен и белым цветом элементов декора.

лежало мастерское сочетание архитектурных деталей со скульптурным и живописным убранством.

Источники информации

  1. Мировая художественная культура. Л.Г.Емохонова, учебник для 11 класса(базовый уровень), М. Изд.центр «Академия», 2009.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school.edu.ru
  3. Коллекция изображений на http://yandex.ru

«Стилi архiтектури» - Собор Нотр-Дам де Парі Франція. Рококо. ЛУВР. Архітектура. Класицизм. Бароко. Базилика святого петра. Вчитель Новоспаської ЗОШ Подлєсна І.С. Романський стиль. Собор св. Види архітектури. Стиль в архітектурі. Містобудування. Площа Іспанії. Павла в Лондоні. Готичний стиль. Париж. Ландшафтна архітектура.

«Скульптура Романского стиля» - Робертом. Скульптура романского периода. Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и города-крепости. Аббатство Клюни, Франция, XII век. Почему? Основной темой романской скульптуры было прославление Бога. Тимпан собора Нотр Дам в Шартре. ТИМПАН – углублённая часть арки над входом. Романская скульптура открыла новые стороны действительности – образы чудовищного и безобразного.

«Архитектура ислама» - 10.07.2011. 1. 2. 3. Наука-сакральная геометрия. Геометрия в архитектуре. Ислам.

«Романский стиль» - Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль). Колокольня (кампанила). Замок Сюлли, X-XIвв., Франция. Романский стиль в Италии. Кириака в Гернроде, X век. Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов. Романский стиль. башня старого донжона в Лоше (X в.). Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни.

«Романский стиль в архитектуре» - Аббатство Мария Лаах, Германия. На средокрестии высится массивная башня. Свод - тип перекрытия которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Собор в Майнце. 4. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Характерные черты романского стиля: Огромная высота интерьеров.

«Стили в искусстве и архитектуре» - Триумфальные ворота (Москва). Арх. братья Веснины. Проект отделки в Адамовом стиле зелёной столовой Екатерининского дворца. Фрагмент витражного окна. Главный зал Владычной палаты. Арка Каррузель, Париж. Ампир. Антонио Гауди). Бранденбургские ворота в Калининграде. Романский стиль. Церковь душ в чистилище в городе Рагуза.

Новое на сайте

>

Самое популярное