Домой Управление Сценарий фольклорных посиделок «Путешествие в страну Фольклора. Конкурсно-игровая программа «День русских забав Скачать фольклорная программа для детей и подростков

Сценарий фольклорных посиделок «Путешествие в страну Фольклора. Конкурсно-игровая программа «День русских забав Скачать фольклорная программа для детей и подростков

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г.Сальска

Фольклорная игровая программа

«УНИКАЛЬНОСТЬ КАЗАЧЬЕГО БЫТА »,

(по истории, традициям и обрядам Донского казачества)

Разработал: Артюшина Н.Н., методист

туристско- краеведческого структурного

подразделения ДПШ

2012 г.

Состав игровой команды: команда краеведов обучающихся 7-11-х классов (обучающиеся в краеведческих объединениях и учащиеся занимающиеся краеведением в школе) в количестве 5 человек.

Форма проведения: игровая программа.

Цель - Формирование у обучающихся высокого уровня общей культуры и толерантного сознания на основе нравственных ценностей.

Создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.

Задачи :

Развивать познавательный интерес, стремление изучать историю и культуру Дона; показать уникальность и значимость этих знаний в духовном и личностном развитии;

Расширять кругозор детей, приобщать к жизни, быту и культурным традициям;

Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, нравственные качества обучающихся посредством привлечения к активной творческой деятельности;

Прививать любовь к родному краю; сохранять бережное и уважительное отношение к историческому наследию своего народа.

Оборудование, материал:

ПК,экран, магнитофон, аудиозаписи;

Слайдовые презентации к этапам игровой программы;

Игровой инвентарь к разыгрыванию традиций: сабли, фуражки, платок, пуля др.

Набор «пословиц» (в разрезанном виде).

Тихим фоном звучит песня «Степь да степь кругом, путь далек лежит...». Заставочные слайды (№ 1)

Ведущий : - Дон, земля донская... Произносишь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, бескрайние поля с золотыми налитыми колосьями, барханы угля и руды у старых шахт. 75 лет Ростовской области – веха не малая! А скажешь «Дон – батюшка», образы казаков встают: Ермака, Платова, Разина да Булавина, и сотни других донцов, прославивших Дон и Россию своими славными деяниями. Сколько почестей воздали казакам, но сколько незаслуженной хулы излилось на них! Все прошло, века пролетели, как мгновения, но осталась память потомков неугасимая и неистребимая.

На фоне музыки ведущий читает отрывок из стихотворения «ДОН» Анатолия Софронова.

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской

С Ивана-озера течет

Века идут… Но не мелеет

Донское русло на пути;

Все выше ростом, все смелее

Казачье воинство в степи.

К нему идут Донец и Маныч –

Меньшие братья с двух сторон…

Мой тихий Дон, ты, Дон Иваныч,

И от меня прими поклон.

- В исполнении вокальной группы юношей Сальского казачьего кадетского профессионального лицея звучит казачья песня ______________________________________________________

Ведущий: - «Веселы привалы, где казаки запевалы». Любят, поют, создают и хранят песни у нас на Дону. Жизнь – она нелегкая, всякое в ней бывает. Песня людям помогает жить. Людям без песни нельзя. Песня... она нужна как ключевая вода в нестерпимую жару. И если песня по нраву была, то «гутарили» казаки «ЛЮБО!» А вам, друзья эта песня «Люба»? (все отвечают, ведущий представляет исполнителей)

Итак, «Делу время – потехе час», познакомимся сейчас. Команды будут по очереди представляться, удивлять нас поэтическим словом да казачьим фольклором. А оценивать их визитные карточки будут люди бывалые и уважаемые (представление гостей, членов жюри)

- Традиция велит слово говорить.

    Визитная карточка объединения(команды) «Приветствие в казачьем стиле» (до 3-х минут)

Ведущий просит членов жюри при оценке выступления команд обратить внимание на выразительное, оригинальное преподнесение материала, использование в своем выступлении фольклорного и современного творчества (песен, попевок, пританцовок, шуток и прибауток). Оценка визитки – 5-ти бальная.

Ведущий: - История у донскогоказачества славная, давняя, традиции веками складывались. И нам с вами негоже про то забывать, чай на Донской земле живем, вольным воздухом дышим. Про то и ведать должны. Не правда ли?

Ведущий раздает командам сигнальные карточки и объясняет правила игры. В викторине команды участвуют парами .

По правилам викторины право на ответ имеет та команда, которая первой заявится на ответ. Полный ответ оценивается в 1 балл. Вторая команда имеет право на дополнение или вторую версию. Полное дополнение также

оценивается в 1 балл. Право на ответ имеет только один игрок команды, обсуждают всей командой. Если ответ не полный, обрывочный, команда получает 0,5 балла.

Играем по принципу «Кто смел, тот два съел» (вызывается первая игровая пара команд)

II . Вопросы к викторине «ДОНЦЫ – МОЛОДЦЫ»:

    Какие промыслы испокон – веков кормили донских казаков?

Ответ: - Охота, рыболовство, виноградорство, коневодство, промыслы и ремесла: лозоплетение, пчеловодство, овощеводство, торговля, в меньшей степени земледелие и скотоводство.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ведущий : - Казаки той поры вообще были людьми завидного здоровья и долголетия. Основными занятиями их дома были охота и рыболовство, они не знали, как русские крестьяне, тяжести непосильного труда. По большей части они еще были старообрядцами, не курили, воздух и вода были еще кристально чисты. Многие из казаков жили так долго и насыщенно, что никак не могли дождаться естественного ухода, и однажды заявляли, что - хватит, пора и честь знать , ложились в уединенном уголке и, по сути, усилием воли заставляли жизнь покинуть свои тела. Казакам, как условие их существования, требовалось накапливать, анализировать и усваивать опыт предшествующих поколений. Вся жизнь их была напряженным и никогда не прекращавшимся учением. Сначала казачонок, затем молодой казак внимательно слушал старших, напитываясь их собственным жизненным опытом и опытом их предшественников , сохраненным и донесенным до него в былинах, песнях и преданиях. Кто плохо учился, погибал в первом же бою

(вызывается вторая игровая пара команд)

2 Что символизируют цвета казачьего флага ?

(принимаются все версии, главное, чтобы они были доказательными)


ОТВЕТ: ФЛАГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

А/ Флаг Всевеликого Войска Донского был утверждён в мае 1918 года на Кругу спасения Дона. Он состоял из трёх продольных полос равной ширины: синего, желтого и красного. В постановлении Круга по этому поводу было сказано: « Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков - синий, у калмыков - жёлтый и у русских - алый» . В 1996 году решением Законодательного собрания Ростовской области к левой стороне флага были добавлены белая полоса , составляющая 1/5 часть ширины полотнища и символюзирующая единство Ростовской области и России.

Б/ Флаг выдержан в традиционных цветах донских казаков: Золотой означает в поисках славы и богатства. Красный -кровь, пролитую в борьбе за свободу. Синий - таинственый цвет Бога и Крови, готического наследия.

В/ По другой версии синий и жёлтый цвета - это , а малиновый - это цвет казачества. Ведь и язык казаков – это симбиоз украинского и русского. на заседании «Круга спасения Дона» под председательством были рассмотрены Основные законы Всевеликого Войска Донского. В законах оговаривалась и символика Дона:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Г/ Флаг Всевеликого Войска Донского


…Донской казачий флаг впервые был поднят над в мае г. До этого у донских казаков были лишь войсковые знамена, пожалованные русскими царями. Флаг 1918 г. был символом независимого государства Всевеликое Войско Донское. Всего два года просуществовало оно, дав казакам («Основные законы Всевеликого Войска Донского»), двух - Краснова и Богаевского и трехцветный национальный флаг, сине-желто-красный. Если флаг Российского государства (под которым сражались белогвардейцы) символизировал единство трех славянских народов: русского, белорусского, украинского, то флаг Дона символизирует единство, проживающих в крае, казаков, и русских. Синий - казачество. Желтый - калмыки, тоже включенные в казачье сословие. И красный цвет - все иногородние ( , , )…

Ведущий: - Любили казаки свои земли, свои реки, хутора и станицы. И куда бы казака ни забросила служба, всегда грустил о своей сторонке, всегда слал ей свой сыновний привет. Ибо таков был уклад жизни казачьей – «свое люби, цени и защищай»

Вызывается следующая пара игроков.

3. Назовите все столицы Всевеликого войска Донского?

1. Раздоры . Раздорский городок (1571 – 1620 гг., 1643 - 1644 г.).

Раздорский городок являлся столицей донских казаков вплоть до 1620 года.

2. Монастырский городок (1620 – 1637 гг., 1642-1643 гг.).
3. Черкасский городок Старочеркасск (1644-1805 гг.).

4. Неоднократно Черкасск подвергался стихийным бедствиям виде наводнений и пожаров. В августе 1744 года Черкасск практически весь сгорел и позже уже не смог полностью восстановиться. В 1805 году, когда столица Войска Донского была пересена в Новочеркасск, Черкасск стал именоваться Старочеркасском .

5. С приходом Советской власти столицей был объявлен г.Ростов-на-Дону (1918 г.), однако казаки не признали его столицей и открыто об этом заявили

4. Кто мог стать казаком и с какого возраста принимали в казаки?

Ответ: Ошибочно полагать, что казаками были только исключительно русские и украинцы – на самом деле это была многонациональная община . Именно это и стало основой будущего казачества. Ведь когда коренные люди смешались с приезжими, то это очень сильно отразилось на формировании культурной и духовной составляющей зарождающегося в тот момент казачества, что и дало такие узнаваемые этнические приметы.

Здесь были люди отовсюду – татары, украинцы, поляки, ну и, конечно же, в основном, выходцы из разных российских городов, в том числе и москвичи, среди которых были даже бояре. Сюда убегали от прошлой жизни, от преследования властей и просто к безграничной свободе. Они сами избирали себе атаманов и каждый имел право голоса. Сами же решали все дела общины, а также споры – никто им не был указом – даже царь. Каждый знал, что если уеден на Дон, то его там примут, и никогда не отдадут в руки властей.

Т.о. казаки – это не национальность, а общность народов, делом, ратным подвигом доказавшие свою принадлежность к казачеству. В казаки принимали по делам, по заслугам. Принимали в казаки с 16 лет на казачьем кругу.

Ведущий: - Смотришь на настоящего казака и невольно радуешься их гордой осанке, бравому виду, знающих себе цену людей. Как тут не вспомнить сказанное в «Картинах былого Дона»: - Была у них сила неуемная, веселье в боях и пляске лихой, в песнях звонких и раздольных. Да то и не диво: ведь каждый, кто просился в казаки, проверялся в походах дальних, испытаниях суровых, отсеивался как жито на лопате, и слабое, пустое зерно, словно мякина на ветру, отлетало. А молодцы добрые, надежные, сердцами твердые оседали на Дону.

5. Что собой представляет древний герб Донских казаков?

Ответ: ЕЛЕНЬ ПРОНЗЕН СТРЕЛОЮ - древний герб Донских Казаков .

Войсковой герб Войска Донского есть в голубом щите черный, стилизованный степной «"Елень"(олень) пронзен стрелой» - старый герб до-Петровского Донского казачества. Этот герб изображается на печати Войсковой в круге, надписью кругом: «Всевеликое Войско Донское». Олень, пронзенный стрелой (символ непокоренности).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА : Голый казак - прежний символ Всевеликого Войска Донского. По легенде, когда Петр I был на Дону, ему встретился местный воин, который предстал перед императором в чем мать родила. Царь был поражен наглостью «нудиста» и спросил его, куда тот подевал свою одежду?
- Пропил, - признался казак.
- А шашку почему оставил?
- Как же без нее?! Я ж казак!
Такая преданность тронула царя, и он велел увековечить образ казака на гербовой печати Донского войска. Однако в 1918 году образ голого мужика со спиртным в государственной символике посчитали аморальным, и заменили на более романтичный ранний - оленя, пробитого стрелой, но не упавшего.

На заседании Всевеликого Войска Донского в мае 1918 года на Кругу спасения Дона.
ст.49. Восстанавливается старинная печать и герб Донского войска, изображающего оленя, пронзённого стрелою.

6. Кто из трех богатырей, изображенных на картине В.Васнецова «Богатыри» был добрым старым казаком? Расскажите о нем.

Ответ: Казаки, которые сугубо почитают преподобного Илию Муромца как своего предка

1 января (по новому стилю) всем Православным миром совершается память преподобного Илии Муромца, Печерского, что позволяет наполнить этот выходной и праздничный для всей страны день не менее праздничным христианским смыслом и содержанием. Могучий богатырь, герой древних былин, Илия Муромец закончил свой жизненный путь в стенах Киево-Печерской Лавры, зримо соединив в своей жизни жертвенное служение ближним, Отечеству и Богу.

Славянская гипотеза

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.

Ведущий : - Для казака Дон Иванович-батюшка был хранителем. Ему в прощальной молитве оставлял свою семью казак. Его поминал он в далеких

краях. Не случайно сказано «Тихий Дон». Именно за тишину, за мир и порядок ценится семья. Дон - символ справедливости, мира и семейного счастья. В основе казачьей семьи всегда лежал «домостроевский уклад», уважение традиций:

1. Безмерное почитание гостя.

2. Уважительное отношение к старшим является внутренней потребностью любого казака.«Господа старики – первейшие казаки».

3. Уважение к женщине. «Нет такого дружка, как родная матушка».

В основе морально-нравственных устоев казаков находятся 10 заповедей Христа.

Наряду с Господними заповедями в казачьей среде чрезвычайно строго соблюдались обычаи, поверья, традиции, связанные с повседневной жизнью. Их несоблюдение осуждалось всеми жителями станицы, хутора, поселка.

III . Разыгрывание обрядовых традиций

(с помощью предложенных атрибутов)

Ведущий предлагает разыгрывать традиции по очереди двум командам. Кто сможет показать интереснее и более полнее. Очередность устанавливается по жребию (тянут из мешочка фишки красного и синего цвета).

    Рождение мальчика в семье. Какие подарки дарили гости? (выбрать из предложенных, назвать не достающие)

Ответ: Рождение мальчика у казаков, так же как и у русских, считалось большим счастьем, так как каждый мужчина получал еще при рождении надел земли, так называемый «пай». Однако в материалах есть указание на то, что мальчику делались особые подарки «на зубок»: «Дед с бабкай идуть, тетка там, абизательна нисуть какой-та падарак. Или авечку дорють, или худобу какую-та там, чи телка. «Это тибе внучик! Это тибе на твае щастя!» Типерь жы ни носят. А раньшы ище кастюмы дарили. Саблю дарили гадов в семь-восимь. Сабля та ж ни маленькая, она ж па зимле будит» . На девочек это все не распространялось.

Приносили в подарок: Стрелу, патрон, пулю, ружье и развешивали все это на стене.

    Казачья мудрость гласит «Сумел родить – сумей на коня посадить». Какая традиция и ритуал лежат в основе этой народной мудрости?

Ответ: -Сажали ребенка на коня с раннего возраста, что можно расценивать как элемент мужской инициальной обрядности: «Кагда сидеть он можыт, посодють иво на каня, да придерживають, чтоб ни упал» . Но начиная с двух лет его регулярно сажали на коня. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то это всегда примечали: «Сразу видна, что он будит наезьник хороший, сразу видна, что он будит настоящий салдат! . Таким образом, посажение на коня является способом определить дальнейшую судьбу и качества казака-воина.

Назовите основную цель воспитания у казаков детей, особенно мальчиков.

Ответ: Сделать из казачонка воина, способного встать на защиту родного Дона и матушки-России.

Ведущий: - Свадебный обряд в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и словаря.

    1. Как совершался обряд женитьбы по казачьим традициям? Где это происходило? (разыграть, можно показать варианты)

Ответ: - 5 веков назад свадьбу на Дону играли совсем иначе. Этот обряд «рыцарского» периода истории донского казачества (XVI-XVII вв.) описан едва ли не каждым историком или краеведом: «... Жених и невеста, согласившиеся вступить в супружество, являлись вместе на местную площадь во время народного собрания (т.е. на казачий Круг. – Б.П.). Здесь, помолившись Богу и кланяясь на все стороны, жених называл свою невесту по имени и говорил ей: "Будь ты мне жена", и невеста же, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, говорила ему: "А ты будь мне мужем". После этого брачившиеся целовали друг друга и принимали от собрания поздравления с вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством». Здесь, в этой редуцированной свадьбе XVI-XVII вв., уже заложены существеннейшие черты донского свадебного обряда.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: - Конечно, в то время церквей на Дону практически не было, а батюшка избирался самими казаками на Кругу из своих же собратьев на определенный срок, после которого он, так сказать, возвращался в строй. Но следует, видимо, согласиться с тем, что благословение брака Кругом было выше Божьего благословения. Дело дошло до того, что в своё время грозный атаман Степан Разин выгнал с Дона попов и велел играть свадьбы «у вербовых дерев», т.е. вернул донскую свадьбу едва ли не к языческой («умыкание невесты у воды») традиции. Религиозное своеволие донских казаков оказалось настолько устойчивым, что главным «ангелом-хранителем» свадебной церемонии даже в конце XVIII – начале XIX в. на Дону считался находящийся перед или подле жениха ведун (сбережатый), которого «дружко» обязан был приискать.

- С установлением церковной составляющей свадебного обряда (икона в храбром поезде, венчание-благословение молодых иконой при встрече в доме жениха) ведун стушевался и постепенно трансформировался в свадебного колдуна. Но обычай оберегания жениха и невесты не только не утратился, но приобрёл самые разнообразные формы: и одевание рыбачьей сети под платье невесты (сейчас этого уже нет), и уголки крестиком на венчальном наряде невесты, и пшено в сапоге жениха, и мак вместе с зерном и хмелем во время обсыпания молодых, и т.д. В этом же ряду и белый платок, за который держатся новобрачные при входе в дом.

    1. Покажите развод по-казачьи. А могла разведенная казачка выйти замуж вновь?

Ответ: - патронажная роль мужа-казака, берущего под свою защиту новобрачную. Наглядным доказательством этой роли служит укрытие полою одежды женщины, переходящей от одного мужа к другому: «Прикрытие полою казаки почитали очень важным символом: оно значило снять с отказанной жены бесчестье развода ». Трогательно патронажную роль казака-мужа подчеркивает его фуражка в красном углу вдовьего дома: и после смерти казак заботится о той, с которой получил благословение общины.

    1. Какие виды наказания недобрых казаков существовали в разные времена? (покажите атрибуты)

Ответ : битье розгами, плетью, «в куль да в воду» (в 16-17 веке), выгоняли из казаков.

Ведущий ( берет в руки фуражку ): - Как и все другие части казачьей одежды, казачья шапка - предмет особого сакрального мистического смысла. И пусть этот смысл для большинства казаков был потерян давным-давно - ритуал соблюдался и соблюдается до наших дней!

За курганом пики блещут, пыль клубится, кони ржут,

И повсюду слышно стало, что донцы домой идут.

Они к Дону подходили, Сразу кивера долой!

Они Дону говорили: «Здравствуй, наш отец родной».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА : Это не просто художественный образ. Это зарисовка с натуры. Во многих книгах, статьях встречается сцена - со станции казаки в пешем или конном строю или поодиночке, возвращаясь в родные места,

идут не домой, а прежде всего к Дону, к Хопру, к Донцу… Здесь, на берегу, казаки срывали с голов фуражки и бросали их в волны реки. Затем, умывшись, а то и искупавшись, напившись родной водицы, насухо утирались свежим полотенцем и доставали из тороков или заплечного «сидора» новенькую фуражечку и только тогда шли домой.

    Показать, как атаман отбирал казаков а дальний поход? (использование атрибутов)

Ответ: СЕРЬГИ (у мужчин) - означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, серьгу в правом ухе. Две серьги в обоих ушах - единственный ребёнок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
Вторая версия : Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

IY . «В пословице не зря слово молвится»

Условие : каждой команде предлагается по одной разрезанной на части казачьей пословице, которую они должны собрать и объяснить ее смысл.

Ведущий предлагает сравнить ответ команд с эталоном на экране.

Слайды «ПОСЛОВИЦЫ» (с фото) №__

Жюри оценивает это задание в 2 балла (правильно собрать – 1 балл; суметь объяснить – 1 балл)

(собрать пословицу из отдельных частей воедино и объяснить ее смысл)

ПОСЛОВИЦЫ:

    Кому Дон тих, а кому – лих (своим на Дону хорошо, врагам – туго)

    Кони в лугах, что жемчуг в шелках (красивы и ценны )

    Казак молодой, а сноровка старая. (казак пользуется опытом старших, усваивает опыт поколений)

    Пироги на кустах терна не растут (чтобы что-то в жизни иметь, надо трудиться)

    И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. (о военной выправке, об умении воевать...)

    Донская земля дармоедов не кормит. (о трудолюбии, только трудом будешь сыт)

    Коня гладь не рукой, а овсом с мукой. (хороший корм – лучшая ласка )

    Казан проверяют по звону, а казака по слову.

    Где тревоги, туда казаку и дороги. (казак по первому зову встает на защиту своей земли, семьи...)

    Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору. (казак всегда стремится к славе, быть достойным, лучшим, не ищет легких путей)

    Без атамана казак сирота. (атаман казаку как отец родной )

Ведущий: - Нынешнее казачество славно лишь тем, что петь и плясать умеет не хуже своих дедов. И не зря говорено « Казак – донец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец!»

Выступление танцевальной группы Сальского казачьего лицея.

    «Казачий перепляс» (мастер – класс)

Мастер – класс ведет _____________________________________________

Эх, топни нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьет,

Али эти подошьет.

Данный конкурс проводится при условии, если возникает спорная ситуация с 2-мя командами, претендующими на призовое место (в форме перетанцовки «кто лучше и правильнее» по образцу танцора) либо проводится как МАСТЕР – КЛАСС для всех желающих ребят в зале, пока подводятся итоги.

Ведущий : - «Казаки сыграли большую роль в становлении и укреплении российской государственности и всегда отважно защищали Родину. Для современной России очень важно, чтобы казачьи общины активно развивались, сохраняли свою историческую и культурную самобытность, воспитывали молодёжь в духе патриотизма и любви к Отчизне»

Подведение итогов : жюри подводит итоги суммируя баллы команд после выполнения заданий на каждой станции. Победителями становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Слово предоставляется председателю жюри ___________________________________________________________________

Награждение: команды, занявшие 1-3 места в игре-путешествии награждаются почетными грамотами.

(воспитатель Бакуцкая С.Л. СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено.)

Цель: - закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;

Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;

Воспитывать интерес к культурному наследию.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входят дети.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

Дети, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он.(открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное - Фольклор. А что такое фольклор?

Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Хозяйка: А кто их сочинил?

Дети: народ.

Хозяйка : Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора

Предлагаю начать с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

(выставляется береза)

Ребёнок. Берёза, моя берёзонька! Берёза раскудрявая!

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

На тебе, березонька, листья зелёные!

Близ тебя, березонька, красны девицы,

Да добры молодцы хоровод ведут!

Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём» (средняя группа)

Хозяйка: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,

Во зеленый огород,

Сорвала лопушок

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и не ткан!

Ребенок: Положила в уголок,

В берестяной коробок,

Где ни взялся таракан,

Проел Дунин сарафан!

«Во ку во кузнице» - русская народная песня

Загадка - для ума зарядка

1. Кто приходит, кто уходит -

Все её за ручку водят. (Дверь)

2. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол)

3. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

4.Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Гости дорогие, а вы сказки знаете русские народные? А сейчас - загадки про сказки.

В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь»)

Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный …

В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатсвом? («Морозко)

Хозяйка: Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети : В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети : В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети : В балалайки!

Хозяйка : Кукушки

Дети : В колотушки!

Хозяйка : А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы!

Играют, играют,

Всех потешают!

Инсценировка детей ясельной группы

Русская народная игра «Ворон»
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон (он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей - нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

Хозяйка. Вижу, повеселее вам стало, а уж чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

Я пойду да разойдуся

По зелёной по траве.

Заиграли гармонисты -

Всё волнуется во мне.

Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Хозяйка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам - частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу своих гостей повеселить нас частушками.

1 гость: Да для нас такое дело

Очень даже просто!

Эх! Душа помолодела

Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!,

Гости : Конечно чепуха!

«Чепуха» -частушки- русская народная мелодия

2 гость: Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха - ха-

В самом деле, чепуха!

Гость 3: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Гость 4: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Гость 5: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Дети: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну - ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

А теперь давайте ещё поговорим о скороговорках - «Всех скороговорок не переговоришь», а мы давайте попробуем.

Три вороны на воротах;

Около кола колокола;

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Хозяйка: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках - пословица

недаром молвится. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:

«Что посеешь…», «Осенний день …», «Делу время -…» , «Кончил дело - …», «Хлеб - …всему голова».

Хозяйка. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Я думаю, что нам это сегодня удалось. Кто-то ещё к нам идёт.

Стук в дверь - заходит дедушка Фольклор.

Здравствуйте, дорогие внучата - вот мы и встретились, очень рад нашей встрече. Вы вспомнили все виды и жанры фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались к тому, что придумал наш русский народ. Как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».

Все вместе встают на пляску «Светит месяц…»

Дедушка Фольклор: Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь! - угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.

Татьяна Ронина
Сценарий фольклорно-игровой программы «Яблочный спас - собрал у околицы нас» для детей разновозрастных групп (5–7 лет)

Цель : Приобщение детей к русским , кубанским народным традициям.

Задачи :

Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас ".

Создать радостную атмосферу праздника.

Способствовать развитию двигательной активности детей .

Развивать ловкость, смекалку.

Вести здоровый образ жизни.

Ход праздника.

Звучат песни в исполнении Кубанского Казачьего хора.

Кубанская Казачка 1 - Все! Все! Все!

Все на праздник спешите скорей!

Нет праздника Кубанского нашего щедрей!

Дети в кубанских костюмах проходят и рассаживаются на скамейки.

Кубанская Казачка 2 - Здравствуйте гости, дорогие, желанные! Милости просим! Есть такой праздник в августе – Яблочный Спас . Во время Спаса обязательно освещаются яблоки , а также другие фрукты, мёд и цветы. В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай угощать всех близких, знакомых, прохожих, яблоками , окроплёнными святой водой в храмах и церквях.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел настоятель ___

Он поздравит вас с праздником и немного о нем расскажет.

Вступительное слово священника. Краткий рассказ о празднике.

Кубанская Казачка 2 - Ребятки, поможете нам отгадать загадки? Слушайте внимательно!

1. Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели .

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало? (яблоня )

2. В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод

Я подскажу на букву"Я"

Он начинается друзья. (яблоко )

3. Кто в доме-яблоке живёт

Постепенно дом жуёт? (червяк)

4. Белым цветёт

Зелёным висит

Красным падает. (яблоко )

5. Кругло, да не арбуз,

С хвостом, да не мышь. (яблоко )

6. Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко )

Кубанская Казачка 2 - А сейчас красны девицы да добры молодцы выходите, и стихи свои про яблочки прочтите .

Ребенок Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая-пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька

Подружись со мной.

Ребенок - Яблочный Спас - золотая пора ,

С яблонь в садах опадает листва.

Ветки согнулись под тяжестью плода,

Яблоки вкусные дарит природа.

Ребенок - Желтые, красные и золотые,

Яблоки сладкие и наливные .

Яблоки дети с веток срывают.

Радуйтесь, дети, пора урожая!

Ребенок - Кушайте, дети, природы дары :

Яблочки съели - к вам силы пришли!

Кубанская Казачка 1 - Спас второй приходит в гости,

Ну-ка, люди, не ленись,

Встаньте, разомните кости,

Руки поднимите ввысь,

И во двор пора настала

Яблонь собирать плоды ,

Ну-ка, сколько нарожало?

Будем кушать до весны.

Приготовили свои ручки!

Речь с движениями «Яблочко » .

У дороги яблонька стоит . руки сплести над головой, пальцы разжаты

На ветке яблочко висит . сложить запястья вместе

Сильно ветку я потряс, руки над головой, потрясти кистями рук

Вот и яблочко у нас . ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко

В сладко яблочко вопьюсь соединить запястья, ладони развести)

Ах, какой приятный вкус. большой палец вперед

Кубанская Казачка 2 - Сегодня у всех без сомнения

Должно быть хорошее настроение,

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Хоровод «Ой, сад во дворе» (кубанская народная песня) .

дети за ведущей выполняют различные рисунки хоровода (улитка, выворачивание круга, прохождение в воротики) .

Кубанская Казачка 1 - Славно, вместе танцевали!

Не устали? Не устали!

Дружно все в кружок вставайте,

Яблочки передавайте !

Игра р. н. «Бежит яблоко по кругу , прямо – прямо в руки другу»

Дети под медленную музыку спокойно передают яблоко (можно 3- 4) по кругу, на быструю, веселую музыку ребенок у которого осталось яблоко скачет с ним по кругу.

Кубанская Казачка 2 – Ребята, мы сегодня с вами отмечаем праздник – Яблочный Спас . Ну, а какой праздник без гостей. Вот и к нам спешат на праздник весёлые гости. Встречайте их!

Появляется девочка Машенька и Медведь из сказки "Маша и медведь".

Машенька - Здравствуйте, ребята! Я смотрю вы весело проводите время. А вы умеете варить варенье? Я Мишке уже сварила, давайте и вам сварю.

Кубанская Казачка 2 – Свари, Машенька, пожалуйста!

Исполняет песню «Про варенье»

Медведь - Ох, и вкусное варенье сварила Машенька, я вообще очень люблю покушать! И сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобное – несъедобное» , если я беду называть предметы, которые нельзя съесть вы громко хлопайте в ладоши. Договорились?

Игра на внимание «Яблоки и груши » На «неправильных» словах дети хлопают)

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Суп и винегрет, тортик и омлет!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Кашу, сапоги, масло, пироги!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Блинчики, картошку, макароны, кошку!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Булочку, конфеты, кофточку, котлеты!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Кубики, варенье, бублики, печенье!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Шапочку, морковку, тапочки, веревку!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Палку, самолетик, книжку, вертолетик!

Медведь – Молодцы, вы очень внимательные ребята! Дети, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, говорите! Вот и хорошо, вы знаете, что висят на ветках? А вот мои яблоки оказались в воде .

Ребята, выловите яблоки из тазика и перенесите в корзину.

Соревнование "Помоги Мишеньке достать яблочко "

Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки . Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок , та и выиграла.

Медведь - Молодцы и с этим заданием справились! А для вас тоже насобирал полную корзину яблок ! (Показывает и «случайно» рассыпает на пол).

Соревнование "Собираем урожай"

Участвуют желающие дети среднего и старшего возраста. Яблоки (мячики с сухого бассейна) рассыпаны на полу. Участники должны собрать яблоки по цвету (красные, желтые, зеленые) в корзинки-обручи. Кто быстрее?

Кубанская Казачка 1 - Песни пели, плясали, играли и конечно немножко устали.

Приглашаем всех по старинному обычаю на «столование» . Яблочный Спас – можно пирогами и яблочками полакомиться .

Ведущие вместе - Угощайтесь, угощайтесь и, конечно, не стесняйтесь!

Праздник заканчивается веселой дискотекой под русскую и кубанскую народную музыку.

Конкурсная игровая программа с элементами фольклора

«Сударушка»

Задача: показать актуальность и самобытность русских народных традиций через танец, игру и русский фольклор.

Цели: приобщить обучающихся к русским народным традициям, воспитывать чувство уважения к произведениям русского фольклора, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям в процессе общения, развитие интереса к русскому народному творчеству, к истории русского народа.

Под народную мелодию появляются Красны девицы и Добры Молодцы, выбегают скоморохи.

1-й скоморох:

Поклон вам, гости званные!

Гости званные, да желанные!

Здравствуйте, лебёдушки!

Здравствуйте, молодушки!

Да ребята – удальцы,

Весёлые молодцы!

2-й скоморох:

Пожалуйте, гости дорогие!

Ждём вас, поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

1-й скоморох:

Неспроста, друзья, мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам.

Нам по нраву ваш характер боевой,

Темперамент ваш весёлый, озорной.

2-й скоморох:

А пришли сюда мы скуку разогнать.

Мы пришли повеселиться, поиграть.

Вместе с вами хором песенки попеть,

На забавы, на потехи посмотреть!

1-й скоморох:

Пусть закружится весёлый хоровод,

Пусть потешит сам себя честной нард!

2-й скоморох:

Все, кто в зале не ленись,

В круг пошире становись!

Расступись, честной народ!

Начинаем хоровод!

/Танец в кругу «Барыня» /

1-я красна девица:

Очень часто за событиями дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!

/ Конкурс «Коса-девичья краса»: выбираются девочки-обладательницы кос, приглашаются в центр круга. Болельщики с помощью аплодисментов определяют, кто из них достоин звания «Русская красавица», ведь во все времена коса на Руси считалась символом женской красоты/ (Награждение победительницы)

1-й скоморох:

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Мы продолжим занимательный наш путь

Ждёт забава, не дождётся удальцов,

Вызываю добровольцев-храбрецов.

/ Конкурс «Бой петухов»: два участника находятся в кругу. Их задача: вытолкнуть соперника из круга плечом, причём руками каждый держит одну ногу, согнутую в колене за спиной/ (Награждение победителей)

2-я Красна девица:

В старые годы взяли молодцы

По стреле, вышли в чистое поле,

Натянули луки и выстрелили.

А кто из вас хочет судьбу попытать,

Стрелу пустить?

/ Конкурс «Стрела Ивана Царевича»: участникам раздаются листы бумаги, из которых они за определённое время должны сделать самолётики. Эти самолётики и будут стрелами. По команде участники запускают свои «стрелы» - самолётики. Чей самолётик улетит дальше, тот и победил. (три участника) / (Награждение победителя)

У старшего сына упала стрела …Куда?

У среднего сына упала стрела …Куда?

А у младшего Ивана Царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда.

Ребята, а из какой сказки эти стрелы?

Кто придумал эту сказку?

2-й скоморох:

Да, много есть у нас талантов:

И певцов, и музыкантов-

Любят пляску огневую

И частушку удалую.

/ Конкурс частушечников: от каждого класса выходят знатоки частушек. Кто больше знает частушек, тот и побеждает/ (Награждение победителя)

1-й скоморох:

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

А вы, ребята, любите сказки?

Много русских сказок знаете?

/ Конкурс «Продолжи строчку, назови сказку» /

    Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка,

А в клетке сидит Жар – птица.

Ты птицу возьми, за пазуху положи,

Да смотри… (клетки не трогай!)

Как называется сказка? (Иван Царевич и серый волк)

2) Позовите Сивку-бурку.

(Сивка – бурка, вещая каурка,

Стань передо мной, как лист перед травой!)

Кто знает название этой сказки?

3) Что должен был сказать Емеля, чтобы исполнилось его желание?

(По щучьему велению, по моему хотению…)

Как называется сказка? (Награждение победителя)

1-я Красна девица:

Я Лорка – скороговорка,

Скороговорка Лорка!

Так быстро говорить, друзья,

Могу лишь я, лишь я, лишь я.

К быстроте, кто не привык,

Заплетается язык!

/ Конкурс «Болтунов»: произнесите быстро скороговорку: Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!/

(Награждение победителя)

1-й скоморох:

А сейчас мы предлагаем вам игру-

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят.

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд!

/ Перетягивание каната / (Награждение победителей)

2-й скоморох:

Сила есть, ума не надо!

А давайте померяемся не силой, а сообразительностью!

Отгадайте-ка русские народные загадки.

/ Конкурс «Загадочный» /

Чисто, да не изба,

Клейко, да не смола,

Сладко, да не мёд:

От рогатого берут

И детушкам дают. (Молоко)

Без рук, без ног,

Под окном стучит,

В избу просится. (Ветер)

Бегал бегунок,

Да шмыг в уголок. (Веник)

Желта, да не месяц,

Хвостата, да не мышь. (Репа)

Бело покрывало

На земле лежало.

Лето пришло –

Оно всё сошло. (Снег)

За нашим двором

Висит ватрушка

С творогом. (Луна)

Чёрненька собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, е кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Течёт, течёт, не вытечет.

Бежит, бежит, не выбежит. (Родник или река)

(Награждение победителя)

1-й скоморох:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: до свиданья!

Говорим: до новых встреч!

Тема : Каравай (фольклорно-игровая программа)

Цель : изучение фольклорного материала о хлебе.

Предварительная подготовка : разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, поиск загадок.

Зал празднично украшен: на стенах плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, вода - матушка», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»; репродукции картин П. Венецианова о крестьянском труде: «Весна. На пашне», «Гумно» и др. На столах, покрытых рушниками, старинными скатертями, - всевозможная выпечка, сделанная учениками и родителями; в зале снопы ржи, пшеницы, овса, старинные орудия труда (можно ограничиться серпами из школьного музея).

Приглашаются гости - родители, учителя, друзья.

Ход мероприятия

Звучит песня «Русское поле» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля). Музыка приглушается.

Ведущий.

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

Такую загадку придумал русский народ о каравае - круглом хлебе. Издревле хлеб берегли, в честь него слагали гимны, говорили о нем, как о живом существе: хлеб - кормилец, хлеб - батюшка. Наши предки - восточные славяне - считали каравай символом плодородия, использовали его в различных обрядах. Приготовление каравая было связано со множеством торжественных действий особенных жрецов (даже и в XVI-XVII веках были специальные придворные - «каравайчата»); использовались обрядовые жернова для приготовления муки. По словам старинной песни, «сам Бог каравай месит»: люди просят Бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. Связь каравая с Богом отражается в его украинских названиях: дивень, дивний каравай.

В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха и невесту. Настоящий обрядовый каравай украшался изображением миррового дерева и фигурками птиц и животных.

В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям и помещикам. Русские князья и цари принимали хлеб-соль от покоренных областей, при проезде через города и селенья, при приеме различных депутаций. Побежденные города также подносили завоевателям хлеб-соль.

«Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы. Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб, надо вложить много труда: вспахать землю, посадить семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу», «Жатва - время дорогое, никому тут нет покою», «Пора, же, мати, жито жати, ох, и колосок налился. Колосок налился» - так поется в старинной песне.

Как вы думаете, ребята, что такое «жито»? (Хлебные злаки: рожь, пшеница, ячмень, просо.)

Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя Молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы.

Ведущий. К Успению (28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому силку, а кто сеял - тому две, а кто жал - тому все».

По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентами («завязывали бороду») и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ею на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Ведущий. К Воздвиженью (27 сентября) последние снопы перевозили на гумно, говаривали: «Здвижение - хлеб с поля на гумно движется. А с Феклы-заревницы (7 октября) в специальных помещениях - овинах - начинали по утрам молотить с огнем, то есть овины натапливали и молотили хлеб. Первый овин называли «именинником». Для именинного овина варили молотильщикам кашу. «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий-ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия-ветродуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела-белена по полю гуляла, домой пришла - в сусек легла».

К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый в семье человек. Резал его стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи, где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к хлебу.

В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом, вот некоторые из них:

Солнце закатилось - не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится: а если уж в этот час разрезают хлеб, то горбушку не едят, а после ужина опять приставляют к начатой ковриге.

Хлеб из рук выпадает - значит, гость торопится.

Раздвоился вдруг хлеб в печи - к отлучке одного из членов семьи.

Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке, и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.

В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика; и пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море.

А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и обо всем, что с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы, поговорки и загадки о хлебе.

Объявляю конкурс: «Хлеб - всему голова».

Дети, заранее разделившись на две команды - «Колосок» и «Зернышко», - по очереди называют пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки, кто больше.

Ведущий. Пришла пора провести «Хлебную викторину». У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить то к одной команде, то к другой. Вы будете брать листочек, читать вопрос и отвечать. Если не сможете дать правильного ответа, на помощь к вам придут друзья и родители. Команда, давшая правильный ответ, получает жетон. В конце игры вы сможете обменять жетоны на пряники, сушки, булочки, коржики, кексы.

«Хлебная викторина»

Вопросы:

1. Что такое хлеб? Каким хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом «хлеб», хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

2. Какой хлеб - черный или белый - считают русским национальным хлебом? (Черный - ржаной хлеб.)

3. Как называется хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово «пир» первоначально означало праздничный хлеб», отсюда - «пирог».)

4. Что такое сусек? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)

5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка...» (с полпуда).

6. Загадаю загадку, закину на грядку:

Моя загадка в рост пойдет, калачом взойдет. (Зерно.)

7. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины.)

8. О чем эта загадка: «Из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)

9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме...» (тоска).

10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? («Сивка-Бурка».)

11. Что это за борозда? «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память». О ком идет речь? О чем? Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. («Никита Кожемяка», Никитина борозда.)

12. Отгадайте загадку:

Лежит мужичок в златом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп.)

13. Вспомните русскую народную сказку: «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами». «А как подал хлеб царю, царь сказал: “Вот это хлеб, только в праздники его есть”». Кто этот хлеб испек? (Василиса Премудрая. «Царевна-лягушка».)

14. Вспомните, в какой русской народной сказке героиня думала, что наестся в гостях на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши? («Лиса и журавль».)

15. Кто этот сказочный хлебороб? Он за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай собрал и на всю дорогу хлеба напек. У него есть шесть братьев, которые умеют чудеса творить. (Симеон. «Семь Симеонов».)

16. Кто не велел в русской сказке садиться на пенек и есть пирожок? (Маша. «Маша и медведь».)

17. О чем загадка?

Согнут в дугу —

Летом на лугу,

Зимой на крюку. (Серп).

18. Почему пряник печатный? (На нем есть напечатанная картинка ши надпись.)

19. Почему каравай так назван? (Каравай - это хлеб, испеченный в каравайнике, «коло» - колесо, круг; каравай- круглый.)

Ведущий. А знаете ли вы, ребята, русскую игру «Каравай». Тогда поиграем.

Выбирают «именинника». Ходят вокруг него, взявшись за руки, поют:

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

(поднимают руки вверх)

Вот такой ширины,

(расширяют круг)

Каравай, каравай,

Кого любишь - выбирай!

«Именинник».

Я люблю, конечно, всех,

А (имя) больше всех.

Выбранный вновь «именинник» становится в центр круга, игра повторяется.

Ведущий . Наши далекие предки - восточные славяне - почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое. Очевидно, что игра «Каравай, где бывал?», в которую играли дети в прошлые века, пришла из седой старины. Давайте же и мы познакомимся с этой игрой. Кто у нас будет «караваем»?

Мы все хором у него спрашиваем:

Каравай, где бывал?

Каравай, что видал?

«Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:

Я на небе бывал,

Я месяц видал.

Мы опять хором говорим ему:

Каравай, каравай,

Ты другого выбирай.

На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторяется, мы должны ему хором сказать:

Каравай, каравай,

То неправда! Ай-ай-ай!

«Каравай» выбирает взамен себя другого, а сам из игры выбывает.

Игра проводится до тех пор, пока мы не назовем, все, что есть на небе. (Солнце, звезды, заря, тучи, облака, ветер, радуга...)

Ведущий.

«Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова -

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб - щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Д. Леднев

Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае. Остался один момент - «К чаю ароматному угощение знатное». Приглашайте, ребята, гостей к столу.

Звучит песня «Пряники русские». Все пьют чай.

Новое на сайте

>

Самое популярное