Домой Инвестициями Понятие самооценки в современной психологии. Предложения со словом «вышесказанному Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод

Понятие самооценки в современной психологии. Предложения со словом «вышесказанному Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «вышесказанному»

Мы нашли 80 предложений со словом «вышесказанному». Также посмотрите синонимы «вышесказанному» .
Значение слова

  • Правда, все вышесказан ное относится не ко мне одной, а ко всему моему поколению.
  • К вышесказанному следует добавить следующее.
  • Но, к моему стыду, в свое оправдание к вышесказанному добавить мне нечего.
  • Доказательством вышесказанному может служить судьба и деятельность Н.Н.
  • Нужны ли к вышесказанному какие-то особые комментарии?
  • Зная ее любовь к деньгам, я не могла всерьез относиться к вышесказанному .
  • Морозов приводит удивительный пример вышесказанному .
  • К вышесказанному нужно добавить, что заградительные отряды были расформированы на основании приказа НКО № 0349 от 29 октября 1944 года.
  • Из вышесказан ного следует, что я не считаю размер предприятия препятствием.
  • Хотя, к чему все вышесказан ное и написано, есть тут прямая аналогия.
  • Все вышесказан ное , над объяснениями чего мы не склонны были ломать головы, внушало надежду, что и статья Сахнина окажется проходимой.
  • Да просто хочу подтвердить все вышесказан ное простым примером.
  • Не были уничтожены и его записи: «А вышесказан ные писанные им бумаги запечатать печатью генерал-прокурора и хранить в Тайной экспедиции».
  • Все вышесказан ное можно было бы отнести к профессиональным придиркам, если бы не главное.
  • Исходя из вышесказан ного , переходим к заключительной части беседы.
  • Несмотря на вышесказан ное , в каждой главе книги женщины играют важнейшую роль.
  • В силу вышесказан ного финал походил, скорее, на заклинание, чем констатацию.
  • Оставляли ее без малейшего просвещения в добродетелях и пороках, и тут вышесказан ное разумела ли она различить от истины?
  • Если вы согласны хоть с чем-то из вышесказан ного , у меня есть для вас короткая лекция.
  • Все вышесказан ное не означает, что к делу Литвиненко обязательно непричастны какие-либо спецслужбы (возможно, что и причастны).
  • Капитан сразу же написал брату письмо, в котором велел все вышесказан ное сделать.
  • После того за деньги и за водку никак не соглашался представлять вышесказан ного .
  • Из вышесказан ного напрашивается вывод, что за минувшие тридцать шесть лет я неуклонно снижал производительность.
  • И мы должны учитывать все вышесказан ное , анализируя происходящие события.
  • К примеру вышесказан ного , есть оного сочинение под названием Таня!
  • Исходя из вышесказан ного , можно утверждать, что портрет Джиневры сближает Леонардо с академией философов и поэтов Фичино.
  • Все вышесказан ное я отношу к проявлению элементарного здравого смысла.
  • Вышесказан ное объяснит следующее требование, предъявленное Нобиле, а также мой ответ.
  • Как видно из вышесказан ного , человеческого языка они не понимают.
  • Помимо вышесказан ного у России накопилось и много мелких претензий к Речи Посполитой.
  • Все вышесказан ное вовсе не означает, что Ева вовсе отказывается обнажаться.
  • Правда люди, прочитав вышесказан ное , особенно женщины, имеют право напомнить мне об изменах жене.
  • Он-то и был олицетворением всего вышесказан ного .
  • Из всего вышесказан ного можно сделать вывод, что Николай Афанасьевич был талантливым человеком.
  • Однако все вышесказан ное составляло лишь одну часть его натуры.
  • Расписался на этом же листке бумаги и Голубов, подтверждая вышесказан ное и, наверное, в самом деле веря в силу своего слова.
  • Если бы меня сейчас обвинили в злопыхательстве, я мог бы привести только из моей жизни десятки примеров в подтверждение вышесказан ного .
  • С учетом вышесказан ного , считалось в те годы неприемлемым встречаться, к примеру, с несколькими девушками одновременно.
  • Вышесказан ное относится не ко II, а к III, конец ее может быть еще отнесен ко II.
  • Несмотря на все вышесказан ное , есть основания усомниться в достоверности немецкой статистики.
  • Любопытную историю, имевшую прямую взаимосвязь с вышесказан ным , рассказал как-то мой друг Китаев Дмитрий Васильевич.
  • Вышесказан ное противоречит более ранним воспоминаниям Гринсона.
  • Об этом мы уже достаточно поговорили, но все же, еще раз повторю вышесказан ное .
  • Все вышесказан ное и заставило меня рассказать мою историю.
  • Из вышесказан ного можно сделать два вывода.
  • С учетом вышесказан ного мы не можем полностью согласиться с данной российским исследователем оценкой социологии Гурвича.
  • Из вышесказан ного становится ясно, до какой степени нация доверяла тогда своему королю.
  • Все вышесказан ное касалось общеметодологических подходов к изучению религиозных исканий русских писателей.
  • Ходорковский не хочет комментировать свою встречу с Патрушевым, и, таким образом, вышесказан ное остается лишь версией.
  • Вот в сочетании всего вышесказан ного и выковался несгибаемый боец.
  • Тем не менее вышесказан ное оставалось всего лишь потенциалом, поскольку Гиммлер почти не использовал свои права.
  • Из вышесказан ного следует, что задача различения подлинных пророков от лжепророков, является достаточно актуальной.
  • Вышесказан ные слова в полной мере относятся и к легендарному артисту Леониду Осиповичу Утёсову.
  • Все вышесказан ное еще раз подтверждает, что прокуратура работать умеет.
  • Я приводил самые разные доводы против всего вышесказан ного , сдуру полагаясь на мнимую мудрость тогда еще не впавшего в маразм Брежнева!
  • Мы простояли тут три с половиною дня, запасаясь всем вышесказан ным .
  • Но все вышесказан ное для противника Черчилля меркнет по сравнению с его грандиозными ошибочными суждениями периода Первой мировой войны.
  • Вышесказан ное типично для партизанских отрядов, действующих в тропической местности.
  • Вышесказан ное о нём я знаю только по воспоминаниям мамы, старших сестры и братьев, родственников и собственных наблюдений.
  • Сверх того все, что Шатобриан ни напишет, принадлежит компании, с заплатою ему на вышесказан ном основании.
  • Когда правительство Екатерины II инициировало созыв Уложенной комиссии, ему пришлось считаться со всем вышесказан ным .
  • Было бы большим заблуждением сделать из вышесказан ного вывод, что слепое движение напролом всегда победит искусную осмотрительность.
  • Вышесказан ное относится не только к видимому человеку и видимому миру, но касается также невидимых планов.
  • Кроме всего вышесказан ного , само существование Эдуарда представляло угрозу для новой власти.
  • Но все вышесказан ное относится только к периоду репетиций.
  • Исходя из вышесказан ного , прошу Вас незамедлительно принять соответствующие меры.
  • С какими-то коррективами вышесказан ное относится и к этой книге, которая хоть и состоит из текстов, но сама по себе текстом не является.
  • Несмотря на вышесказан ное , наука все же не занималась изучением деятельности придворных евреев.
  • Собственно, все вышесказан ное имеет прямое отношение к истории девицы Марии Гамильтон.
  • То есть из вышесказан ного не было ничего сказано в оправдание этому явлению.
  • Не нужно копать архивы, чтобы убедиться в вышесказан ном .
  • Мы имеем теперь дело с положением вещей, проистекающим из всего вышесказан ного .
  • К сожалению, все вышесказан ное относится к военному вузу, которого уже нет в Коломне.
  • Из всего вышесказан ного следует, что никто не требовал от первого помощника абсолютно точных расчетов балласта.
  • Однако, в свете вышесказан ного , настало время отправить в конец списка и кое-кого еще.
  • Впрочем, все вышесказан ное вполне подходило для описания как самого Милтона, так и Уилбура с Орвиллом.
  • Из вышесказан ного видно, что Гарвей пользовался покровительством важных лиц.
  • Исходя из всего вышесказан ного , становится понятным, почему Шах не мог давать практической части в своем учении.
  • Как видно из всего вышесказан ного , работа у Василия Чернова была хлопотная, связанная с разъездами по всему Сарапульскому уезду.
  • Землянки строить, не нарушая вышесказан ного расположения батальонов.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Страница 6

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения. Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом так же постепенно дифференцируется и обобщается. К началу подросткового возраста роль самооценки в жизни ребенка заметно усиливается, начинается переориентация с внешних оценок на самооценку. Усложняется содержание самооценки, в нее включаются нравственные проявления, отношения с окружающими, собственные возможности. В подростковом возрасте более выраженные темпы наблюдаются в развитии эмоционального компонента самооценки; эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием внутренней жизни подростка. Обостряется восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. Повышенная эмоциональность в отношении к себе замедляет совершенствование когнитивного компонента самооценки. Переход в юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «я». Складываются относительно устойчивые представления о себе как целостной личности, отличной от других людей. Ведущим новообразованием юношеского возраста считается потребность в самоопределении, в осознании себя как члена общества.

Итак, в дошкольном возрасте более быстрыми темпами развивается и более выражено функционирует эмоциональный компонент самооценки; в младшем школьном возрасте – когнитивный; в подростковом – снова ведущую роль приобретает эмоциональный компонент; в юношеском возрасте на первый план выступает когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций .

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности.

Так как мы говорим о подростках, а в подростковом возрасте ведущую роль приобретает эмоциональный компонент нам необходимо исследовать влияние эмоционального состояния на самооценку подростка.

Практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения подростков в учебном процессе. Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации у...

Классификация групп
Показательно, что содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу учас...

Посттравматические стрессовые расстройства, пути и средства купирования
Проблема психологических травм и их последствий является особо актуальной для практической деятельности войск, в особенности в связи с усилением стрессогенности общих условий жизнедеятельности в современных условиях. Очень долго в нашей п...

Страница 9

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что социальное программирование выступает как особая разновидность управленческой технологии, рационализирующей деятельность по воплощению социальных целей в жизнь, превращению их посредством практических действий из предпосылок в результат социальной практики.

В таком качестве программирование успешно применяется во многих зарубежных странах. Для примера рассмотрим систему управления ППБ (планирование-программирование-бюджетирование), разработанную в США в конце 50-х годов нашего столетия.

Это система управления на макроуровне, в основе которой необходимость решения таких задач, как обеспечение высшего звена управления более конкретными данными, касающимися общих решений; более четкое определение национальных целей; расширение возможностей поиска альтернативных решений государственных задач; повышение уровня финансовой обоснованности правительственных решений; формирование надежных каналов обратной связи.

Система ППБ предполагает разработку и реализацию главной программы и подпрограмм. Главная программа объединяет проекты, связанные с решением одних и тех же или сходных задач. В подпрограммах конкретизируются определенные виды деятельности. Выработка управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей, опирается на трехмерное представление природы процессов в ППБ, а именно на взаимную увязку трех факторов достижения целей: действий, ресурсов и времени.

Система ППБ предполагает четкую формулировку основной цели и подцелей деятельности правительственных органов; разработку соответствующих программ, ориентированных на достижение основной цели; оценку текущих результатов деятельности с позиции осуществления намеченных задач; планомерное распределение ресурсов между программами по годам с последующей ежегодной корректировкой данных в зависимости от хода выполнения предусмотренных мероприятий.

В системе финансирования работ используются два принципа. Согласно первому средства на программу выделяются не только по традиционно плановым периодам, но и по ожидаемым срокам завершения всех работ. Это позволяет сократить число незавершенных проектов. В соответствии со вторым принципом любое мероприятие программы анализируется через призму "затраты-результаты", что исключает дублирование работ и дает возможность расставить приоритеты в деятельности.

Каждый участник системы ППБ (а это не только правительственные органы, но и корпорации) включается в подготовку двух основных документов: многолетней программы и финансового плана (МПФП), а также меморандума программы (МП). В МПФП определяются задачи и направления деятельности организации, обоснованные как с точки зрения затрат, так и ожидаемых результатов (выгод). Меморандум программы готовится по каждой составляющей МПФП и служит для обоснования результатов МПФП.

В системе ППБ предусмотрен механизм обратной связи, основными элементами которого являются системный анализ и контроль. Следует признать, что аналитические исследования составляют сильную сторону данной модели управления. Они присутствуют на всех стадиях, этапах программирования и опираются на использование широкого спектра аналитических методов и в том числе методов исследования операций (сетевые модели, графическое, линейное и стохастическое программирование, модели теории массового обслуживания), методов анализа политик (социальная диагностика, экспертиза, психологические исследования) и др. Контроль за программами строится на базе программной оценки как разновидности системного анализа. Главный принцип программной оценки - определение эффективности на базе сравнения затрат и результатов. Его применение способствует непрерывному совершенствованию процесса управления, повышению отдачи от управленческих воздействий.

Приведенный пример свидетельствует об органическом включении программирования как особой разновидности социальной технологии в систему управления, благодаря чему усиливается его целевая ориентация, стратегический характер, направленность на достижение конечных результатов.


Другие материалы:

Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества. Эта позиция обозначена в Конституции Российской Федерации, конституция или уставах субъектов Федераци...

Социологический опрос - салоны мобильной связи
Уважаемый посетитель! Мы дорожим Вашим мнением и просим вас уделить несколько минут на заполнение анкеты. Обведите, пожалуйста, цифру, соответствующую Вашему ответу. 1. Где Вы обычно приобретаете мобильный телефон и цифровую технику...

Классификация рас
При выделении рас первого (боль­шие), второго (малые) и третьего порядка (подрас), а также антропологических типов руководствуются принципом таксоно­мической ценности расовых признаков в зависимости от времени формирования расового ствола...

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что документ - это и информация, и материальный носитель. Причём эти две составляющие являются неотъемлемой частью документа.

Но в отличие от бумажного документа для электронного документа материальный носитель не играет определяющую роль. В течение всего своего жизненного цикла электронный документ может переносится с одного носителя на другой, а может вообще храниться в памяти компьютера.

Но что же представляет из себя электронный документ?

Формирование понятия «электронный документ» в законодательных и нормативно-методических актах РФ происходило постепенно.

По мнению российских специалистов в области права, первые попытки разработать правовую базу для электронных документов в нашей стране предпринимались с середины 70-х годов, когда был принят ряд ведомственных актов о требованиях к внутриотраслевым машинным документам.

В 1981 году были утверждены «Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники». В этом акте утверждалось, что «… документ на машинном носителе используется без преобразования в человекочитаемую (визуальную) форму при передаче информации на предприятия, в организации и учреждения или для обмена информацией между ними» (п. 3).

В сентябре 1986 года были утверждены «Методические указания по внедрению и применению ГОСТ 6.10.4-84 «УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения» (РД 50-613-86). В главе 2 «Требования к подлинникам документов» указано, что к документам на машинных носителях относятся документы на магнитных машинных носителях (магнитные ленты и диски, гибкие магнитные диски) и документы на бумажных машинных носителях (перфоленты, перфокарты).

В ГСДОУ, принятой в 1991 году, встречается определение термина «машиночитаемый документ» - «документ, пригодный для автоматического считывания содержащейся в нём информации, основными носителями которой являются: перфокарты, перфоленты и магнитные ленты».

Исследователю М.В. Ларину удалось выявить около 40 определений понятия «электронный документ». По мнению исследователя, «электронный документ - это зафиксированная на электронном носителе информация, которая записывается, сохраняется, передаётся и представляется в приемлемой для человека форме с помощью технологий, поддерживаемых электронно-вычислительными машинами, и которая содержит реквизиты, позволяющие её идентифицировать».

Согласно Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

В соответствии с редакцией 2000 г. Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" электронный документ - сведения, представленные в форме набора состояний элементов электронной вычислительной техники (ЭВТ), иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущей быть преобразованной в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, и имеющей атрибуты для идентификации документа.

нального и специального цикла возросла на

0,48 балла - 9,4 %. Во-вторых, использование информационной технологии обучения обеспечивает улучшение прочности знаний, навыков и умений и их сохраняемости на протяжении, как минимум, месячного срока на 3,0 %. В-третьих, сократилось в 1,2 раза время, отводимое на подготовку к контрольной работе и подготовку реферата. В-четвертых, активизировалась познавательная деятельность и повысилась мотивация обучающихся.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что все компоненты модели межпредметных связей учебной дисциплины находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Применение такой модели как части информационной технологии обучения является перспективным направлением совершенствования качества подготовки военных специалистов в вузе. Задача вышеназванной модели - обеспечить медпредметные

связи между изучаемыми дисциплинами на уровнях целепологания, отбора содержания, его структурирования, выбора форм, методов, средств обучения и т. д. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать процесс обучения, сократить время на подготовку специалистов и гарантированно достигать цели обучения.

1. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Изд. 2-е / под ред. В. А. Сластенина. М., 2005.

2. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: моногр. М., 2000.

3. Образцов П.И. // Военная мысль. 2004. № 10. С. 55-60.

4. Образцов П.И. // Военная мысль. 2003. № 12. С. 17-23.

Поступила в редакцию 11.01.2007 г.

АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Л.Г. Инешина, С.В. Панина

Inyoshina L.G., Panina S.V. Activization of social and cultural potential as a condition of pupils’ personal self-determination in senior forms. The article states that it is necessary to work at the formation of flexible and open space, favorable microclimate of moral mutual relations, productive cooperation and dialogue of subjects of personal self-determination. At the same time formation of schoolchildren’ value system of relations, maintenance of conditions for growing persons to take social cultural values, getting personal sense of existence and life in society remain significant.

Современное российское общество провозглашает гуманистические и демократические идеи и ценности, которым соответствует постиндустриальная культурная парадигма образования, нацеленная на создание условий для развития, саморазвития и самоопределения личности, повышения эффективности и качества образовательного процесса . И, как отмечают многие исследователи, гуманизация социокультурной образовательной среды школы является важнейшим фактором бесконфликтного вхождения развивающегося человека во взрослую жизнь, формирования личной идентичности, позиции субъекта личностного самоопределения.

В этой связи необходимо разработать педагогическое обеспечение активизации личностного самоопределения учащихся с учетом особенностей социокультурной среды школы.

Прежде всего, необходимо выяснить смысл ключевых понятий исследования, опираясь на системный анализ их определений, истолкований, даваемых различными авторами в психолого-педагогической, социологической и философской литературе. Такими ключевыми понятиями являются «самоопределение», «личностное самоопределение», «социокультурная среда».

Термин «самоопределение» используется в различных областях человекознания - в

социологии, педагогике, психологии для обозначения процесса взросления личности, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии. Так, Е.А. Климов характеризует понятие «самоопределение» как проектирование и построение учащимися своего жизненного пути, такого же взгляда придерживается Г.В. Данилова, В.В. Сафин выделяя процессуальную сторону самоопределения личности как овладение ею отдельными сферами жизни в жизнедеятельности в целом .

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности была предпринята Г.П. Никовым. Он исходит из характеристики самоопределившейся личности, которая для него является синонимом социально-созревшей личности. Другой точки зрения придерживаются К.А. Абульханова-Славская, Р. Бернс, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, считающие ключевым моментом в понимании сути самоопределения отношение человека к самому себе, от которого зависит его отношение к окружающим и окружающих к нему. При этом подчеркивается, оттого как складывается система отношений, зависит самоопределение и общественная активность личности. Иной подход у Э.Д. Днепрова, Е.В. Маликиной и других, которые рассматривают понятие «самоопределение» как самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к созидательной деятельности. Исследователи связывают самоопределение с осознанием личностью своих возможностей, причем рассматривают его как условие, а не как сущность самоопределения.

Интересен подход к проблеме самоопределения личности у Л.И. Божович, которая рассматривает данную проблему в возрастном аспекте и характеризует самоопределение как личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции человека .

В общем виде под самоопределением личности понимается сознательный акт выявления или утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, «центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе многообразных социальных отношений» . Самоопределение означает умение гибко и быстро реагировать

на все культурные и социальные изменения в обществе, адаптироваться к ним через овладение необходимыми знаниями и навыками. Проанализировав различные истолкования понятия «самоопределение», мы прослеживаем три особенности в определениях этого термина. Самоопределение рассматривается как: проектирование жизненного пути; система отношений человека к самому себе; окружающим и окружающих к нему; самостоятельный этап социализации.

В литературе феномен «личностное самоопределение» рассматривается как нахождение самобытного «Образа - Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Важным для нас является высказывание Н. С. Пряжникова о том, что «человек не просто овладевает ролью, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим мониторингом, когда окружающие могут сказать не просто о хорошем «семьянине», «учителе», «руководителе», а «уважаемом человеке», чья жизнь в глазах окружающих является целым событием» .

Проблема формирования личностного самоопределения растущего человека во многом зависит от тех условий, в которых происходит социализация учащихся. В настоящее время социокультурная среда во многом определяет траектории развития личности. Для выявления возможностей социокультурной среды для личностного самоопределения необходимо вначале рассмотреть понятие «социокультурная среда».

Под социокультурной средой понимается определенная система «среда - личность», так как в ней существует внутренняя связь условий и деятельности, их взаимопроникновение. Функции данной системы показывают ее двойственность: с одной стороны, дают представление о возможном направлении и содержании процесса развития личности, с другой стороны, определяют происходящие структурно-организационные изменения самой среды в результате взаимодействия с личностью, усложнение этих взаимодействий. Личность ребенка находится в центре социокультурной среды, поскольку только в этом случае возможно произвести оценку социокультурной среды с позиции наличия в ней воспитательного потенциала .

В целях изучения эффективности взаимодействия школы и социокультурной среды и решения намеченных задач обеспечения взаимодействия всех заинтересованных институциональных и неинституциональных образований были проанализированы возможности средней общеобразовательной школы № 5 г. Якутска, где осуществлялась опытно-экспериментальная работа, для формирования личностного самоопределения учащихся.

Анализ обследования показал, что содержание образования определенным образом нацеливает воспитательный процесс учреждений на организацию успешного формирования личностного самоопределения во взаимодействии с социокультурной средой. В учебно-воспитательном плане образовательного учреждения СОШ № 5 г. Якутска заложены определенные возможности для организации формирования и развития личности школьника и взаимодействия школы с социокультурной средой и предусмотрен следующий комплекс мер: обеспечение интеллектуального и личностного формирования детей на основе демократизации и гуманизации учебно-воспитательной деятельности; формирование духовного и нравственного облика учащихся; усиление физического и трудового воспитания учащихся; воспитание и формирование творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в обществе; совершенствование методов и средств по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; активизация работы с родительским социумом. При выборе основных направлений экспериментальной работы учитывались следующие противоречия, имеющиеся в практике работы средних образовательных учреждений:

Между стремлением общества выйти на новый уровень экономического, социального и политического развития и несоответствием воспитательно-образовательной системы этому стремлению;

Между унифицированной системой школьного образования и необходимостью учета в воспитании и обучении личностных особенностей развития школьников;

Между потребностями растущего человека в личностном самоопределении и отсутствием целостной системы педагогического обеспечения данного процесса.

Перестройка учебно-воспитательной работы школы предполагала учет потребностей микросоциума, преобразование его в открытую социально-педагогическую систему

(создание и расширение Совета родителей и Попечительского совета), организацию работы учителей по педагогизации среды, локальное использование потенциальных возможностей городского быта, богатства народной педагогики, отработку содержания и организацию разнообразных видов деятельности детей в микрорайоне школы (в мастерских, студиях, лабораториях, подростковых клубах и т. д.).

В качестве основных направлений опытно-экспериментальной работы нами выбраны: 1) организация систематического взаимодействия всех субъектов личностного самоопределения учащихся (школы, личности, семьи, дошкольных и внешкольных учреждений и культурных центров микрорайона, неформальных и этнических общностей и др.); 2) функционирование школы как открытой и целостной самоорганизующейся социокультурной системы; 3) ориентация педагогического процесса на духовность как необходимый компонент гуманизации и гуманитаризации образования; 4) популяризация культуры народов мира, России и республики, использование школой нравственных социокультурных ценностей, национальных традиций, обычаев, народного творчества, традиционных видов деятельности; 5) преподавание элективных и базовых культурологических курсов, синтезирующих гуманитарные знания и гуманистические представления о человеке, природе, обществе; 6) поэтапное ознакомление учащихся с технологией личностного самоопределения путем преподавания учебных курсов «Я в мире людей» (1-4 кл.), «Познай себя» (7-8 кл.), «Психология общения» (9 кл.), «Технология личностного самоопределения» (10-11 кл.) и др.; 7) осуществление психолого-педагогической поддержки формирования личностного самоопределения старшеклассников с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся; 8) организация разнообразной внеучебной деятельности учащихся старших классов по приобщению к мировой, российской и этнической культурам.

Мы исходили из того, что замена действующей в современных условиях дисципли-

нарно ориентированной модели обучения на модель проектно-созидательную, разработанную на основе гуманистического подхода, изменит традиционное понимание учителей о процессах овладения детьми знаниями об окружающем мире и месте индивида в нем. Логика такой модели базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины посредством совершенствования системы образования: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования инновации, творческого исследования.

С первых дней работы в школе в экспериментальном режиме ее деятельность строилась на принципах гуманистической направленности, культуросообразности, преемственности, интеграции, вариативности. Продуктом образовательной деятельности для нас выступал выпускник - физически здоровый, духовно богатый, высокоинтеллектуальный, адаптированный к современной жизни. Мы стремились в своей деятельности воплотить идею воспитания личности, гармонично взаимодействующей со средой и природой.

Школа в ходе эксперимента сформулировала следующие воспитательные задачи: 1) помочь учащимся в личностном самоопределении; 2) создать максимально благоприятные условия реализации личностного потенциала учащихся в социокультурной среде.

Участие в экспериментальной работе по созданию благоприятных условий для формирования личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде, кроме внедрения новых элементов в деятельность школы, потребовало модернизации и обновления уже имеющихся структур. Начало этому процессу было положено организацией специальных семинаров для группы педагогов-экспериментаторов, а затем к этой работе подключился весь коллектив.

Обновление содержания воспитательного процесса, выстраиваемого на основе единой программы воспитания, рассматривалось в ходе специальных занятий с педагогами школы и включало следующие вопросы: цель, закономерности, принципы, программа воспитания, организация воспитательного процесса, отношение как содержание воспитания, социокультурная среда как средство

формирования личностного самоопределения школьников, методика создания индивидуальных вариантов программы воспитания.

Новое содержание воспитательного процесса обеспечивалось обновленными методическими формами работы с учащимися, поэтому вторым направлением подготовки педагогов к осуществлению экспериментальной работы стали занятия по овладению современными методиками работы со школьниками. Эти занятия проходили в форме «мастер-классов»: педагог, освоивший новую методику, демонстрировал ее коллегам на примере работы со своим классом, позже обсуждалось увиденное, отмечались особенности проведения подобного мероприятия, достоинства и недостатки.

Третьим направлением профессиональной подготовки были занятия педагогической технологии. В содержательном плане рассматривались такие вопросы, как: технология педагогического общения, педагогические требования, оценки конфликта, информативного воздействия, создание психологического климата, ситуации успеха, этической защиты и другие.

В целом, проведенная работа с педагогами позволила внедрить в воспитательный процесс новые методики работы с учащимися, а в содержательном рассмотрении учебной информации на уроках перейти от информационно-репродуктивной системы - к поисково-творческой.

В процессе учебной деятельности мы старались направить педагогический процесс в старших классах на формирование у школьников ответственного отношения к учебе как основному труду, развитие учебных и познавательных интересов, творческих способностей. Этому способствовало проведение различных олимпиад по учебным предметам, познавательных конкурсов, развивающих игр, факультативных занятий, спецкурсов.

Для индивидуализации обучения учителями освоены инновационные технологии и методы обучения. Использование их в учебном процессе позволило построить индивидуальные образовательные траектории в следующих направлениях: содержательном (вариативные учебные планы и образовательные программы); деятельностном (специальные педагогические технологии); процессуальном (организационный аспект).

В качестве педагогической поддержки использовались различные технологии и инновационные методы обучения. Так, в начальной школе учителя применяли дидактическую систему развивающего обучения Л.В. Занкова, образовательную систему «Школа - 2000», в среднем звене - интегрированное обучение, игровые технологии, педагогические технологии на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) и др., в старших классах - модульное обучение, технологию Шаталова, метод «проектов», технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре.

Для формирования индивидуальных траекторий образовательного маршрута учащихся педагогическим коллективом школы на выбор школьникам стали предлагаться следующие спецкурсы: «Риторика», «Лингвистика английского языка», «Психология личности», «Практикум решения задач по физике для поступления в технические вузы», «Комплексная подготовка к сдаче ЕГЭ», «Технология проектирования моделей одежды», «Речевая стилистика», «Теория и практика сочинений разного жанра», «Информационная культура личности», «Граждановедение», «Искусство делового общения», «Я и мир профессий», «Я и моя профессиональная карьера», «Познай себя», «Проектная деятельность», «Организация научно-исследовательской работы с учащимися», «Психология общения» и др.

Применение различных педагогических технологий и инновационных методов, преподавание курсов по выбору способствовали, с одной стороны, совершенствованию учебного процесса, с другой - организации личностного подхода к учащимся в процессе обучения. Курсы по выбору расширяли представления школьников об индивидуальнопсихологических особенностях, давали знания о технологии самопознания, актуализировали необходимость формирования образа «Я» и составления программы саморазвития. Построение индивидуальных траекторий образовательных маршрутов школьников в ходе опытно-экспериментальной работы создавало основу для формирования личностного самоопределения, вследствие использования индивидуального подхода к учащимся. Организация учебного процесса, основанного на гуманистических принципах, способство-

вала созданию необходимых предпосылок для успешной социализации школьников в социокультурной среде школы.

Для усиления активизации социокультурного потенциала среднего образовательного учреждения стала осуществляться работа по созданию гибкого и открытого пространства, благоприятного микроклимата нравственных взаимоотношений, продуктивного сотрудничества и диалога субъектов личностного самоопределения старшеклассников по принципу вариативности многообразных, кооперированных связей и отношений, организации социокультурной ориентированности совместных воспитательных дел, ресурсной поддержки социокультурных программ.

По результатам анкетирования учащихся и родителей, проведенного на констатирующем этапе педагогического эксперимента, установлено, что педагогизация социальной среды является насущной потребностью: около 30-40 % воздействий на детей и подростков приходится на школу и 60-70 % - на окружающую социокультурную среду.

Вследствие этого в экспериментальной деятельности выбрана ориентация на усиление воспитательного потенциала семейного социума. Поскольку мы считаем, что без изменения отношения к личности, без уважения к другим, без самоуважения невозможно оздоровление общества и реализуемого в нем посредством семьи и школы воспитательного процесса. Эффективность воспитательной работы повышается при условии сочетания активной позиции детей, педагогов, семьи, путем вовлечения их в процесс педагогического сотворчества.

Система воспитания в школе стала строиться с активной опорой на семейный социум, воспитательные возможности среды, богатство народной педагогики и традиций. При этом учитывалось взаимодействие воспитательных учреждений, материальная база воспитания. Ведущими идеями при реализации основных направлений работы стали следующие: 1) система непрерывного воспитания, ориентированная на различные возрастные группы, предполагает активное включение в эту работу общественности, населения, семьи; 2) деятельность всех воспитательных институтов направлена на формирование и развитие личности школьника по-

средством оздоровления социокультурной среды.

Проведенное нами изучение социальнопсихологического климата в семье показало, что только 23 % родителей проводят свое свободное время с детьми и интересуются, приходя в школу, удачами и проблемами детей в образовательном учреждении. Каждая шестая семья - неполная, 25 % неблагополучных семей. Более 77 % от общего числа учащихся микрорайона - это дети из семей рабочих промышленных предприятий города, только 25 % родителей имеют высшее и среднее специальное образование. Представленные данные коррелируют с информацией, полученной от детей о совместном проведении досуга с родителями: театры и художественные выставки вместе с родителями посещают менее 15 % детей; на праздники, проводимые в городе, ходят вместе с родителями, в основном, дети начальной школы; во время отпусков культурно-просветительные учреждения (театры, музеи и т. п.) посещает лишь десятая часть от опрошенных.

Таким образом, для усиления активизации социокультурного потенциала среднего образовательного учреждения необходимо осуществлять работу по созданию гибкого и открытого пространства, благоприятного микроклимата нравственных взаимоотношений, продуктивного сотрудничества и диалога субъектов личностного самоопределения старшеклассников по принципу вариативно-

сти многообразных кооперированных связей и отношений, организации социокультурной ориентированности совместных воспитательных дел. При этом значимым становится формирование у школьников ценностносмысловой системы отношений, обеспечение условий для интериоризации растущим человеком социокультурных ценностей, приобретения личностных смыслов собственного существования и жизнедеятельности в обществе.

1. Иванов А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка. М., 2005.

2. Рубцова С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом региональных особенностей: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.

5. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения: теория и практика подготовки учителя. Кемерово, 2004.

6. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга, 2000.

Поступила в редакцию 28.12.2006 г.

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ И.Н. Скрипкин

Skripkin I.N. On the problem of profile training in contemporary Russian schools. The article reveals the difficulties hampering the profile training at schools and pedagogical conditions which will allow improving the efficiency of profile education. The author enumerates the ideas capable of becoming the basis for forming educational system in Russia.

Профильное обучение позволяет доби- чению имеет ряд трудностей, связанных как

ваться высоких результатов учебного труда организационными аспектами, так и с дидак-

за счет ориентации учебного процесса на по- тическими характеристиками самого про-

знавательные способности и интересы уча- фильного обучения и, прежде всего, с игно-

щихся. Однако переход к профильному обу- рированием познавательных возможностей

Новое на сайте

>

Самое популярное