Домой Мотивация Основные понятия системы экологического менеджмента. Экологический менеджмент: Учебное пособие. Список использованной литературы

Основные понятия системы экологического менеджмента. Экологический менеджмент: Учебное пособие. Список использованной литературы

Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении.

Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент. В Повестке дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г., подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства» (Earth Summit’92. The United Nations Conference on Environment and Development).

В самом общем виде и экологическое управление, и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.

Что такое менеджмент

Менеджмент представляет собой целостную, комплексную систему, которая постоянно развивается и совершенствуется. Приведем ряд определений, совокупность которых дает целостное представление о менеджменте. Итак, менеджмент – это:

    функциональный аспект экономики;

    наука, практика, техника управления и контроля;

    наука, практика и искусство управления;

    деятельность, обеспечивающая рациональное использование ресурсов и времени;

    умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

    процесс планирования, организации, мотивации и контроля.

Строго говоря, менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область знания, аккумулирующую достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики.

За всю историю существования человечество выработало всего три инструмента управления:

Иерархия – организация, где основное средство воздействия – отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.п.

Культура – это вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В реальных хозяйственных и социальных системах эти инструменты всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, какой инструмент играет определяющую роль. На рисунке 1 в очень схематичной форме дано представление о соотношении понятий «управление» и «менеджмент». Если предпочтение отдается иерархии (как, например, в административно-командной системе советского общества или в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если, в основном, используются рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте. Культура – весьма эффективный, но наиболее «инерционный» инструмент управления. По мнению экспертов, реформирование современного российского общества весьма затруднено, в частности, из-за невозможности быстрых изменений в социокультурной и нравственно-этической областях.

Экологический менеджмент

В российской литературе (в том числе, в переводах документов ISO 14000) термин «экологический менеджмент» заменен» управлением качеством окружающей среды», а в некоторых случаях – «экологическим управлением». Вместе с тем, для этих понятий на основе анализа существующих нормативных документов, учебно-методической литературы, практики деятельности можно выделить ряд существенных различий, определяемых субъектами экологического управления и экологического менеджмента, мотивацией деятельности, ролью ответственных лиц, отношением к результатам деятельности и др.

менеджмент стандарт международный экологический

Таблица 1

Различия в понятиях

Экологическое управление

Экологический менеджмент

Осуществляется органами государственной власти и экономическими субъектами.

Осуществляется исключительно экономическими субъектами.

Внешне мотивированная деятельность, определяемая требованиями природоохранительного законодательства.

Внутренне мотивированная деятельность, определяемая в первую очередь принципами экоэффективности и экосправедливости.

Обязательная в своей основе деятельность.

Деятельность инициативная и добровольная в своей основе.

Деятельность, осуществляемая в рамках должностных обязанностей и инструкций.

Деятельность, зависящая от личной заинтересованности менеджера в конечныхрезультатах и определяемая его квалификаций, опытом и искусством.

Преобладание процесса управления над результатом. Игнорирование отрицательных результатов.

Преобладание результатов менеджментанад процессами их достижения. Активное использование отрицательных результатов.

Изначальная формализованность, консервативность и ограниченность.

Изначальная активность, необходимостьпоиска новых возможностей и путей, творческие аспекты.

Относительная легкость имитации ифальсификации эффективной деятельности.

Практическая невозможность имитациии фальсификации эффективной деятельности.

Исходя из наиболее существенных различий в понятиях «экологическое управление» и «экологический менеджмент» можно предложить следующие определения.

Экологическое управление – это деятельность государственных органов и экономических субъектов, главным образом направленная на соблюдение обязательных требований природоохранительного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ.

Экологический менеджмент – это инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости.

Основные цели и соответствующие критерии оценки их достижения в экологическом менеджменте связаны с процессами постоянного улучшения. Последовательное из года в год улучшение должно достигаться во всех экологически значимых аспектах деятельности экономических субъектов, где это практически достижимо. Подобное улучшение в целом невозможно имитировать и фальсифицировать, что создает необходимую основу для оценки экологической состоятельности экономических субъектов. Таким образом эффективный экологический менеджмент обеспечивает предприятию кредит доверия в отношениях со всеми заинтересованными в его деятельности сторонами. В этом заключается основное преимущество экологического менеджмента в сравнении с традиционным формальным экологическим управлением. Фактическое воздействие промышленного предприятия на окружающую среду (сбросы, выбросы загрязняющих веществ, отходы, использование ресурсов) меняется с течением времени. Можно выделить три основных «сценария» возможного изменения фактического воздействия промышленного производства на окружающую среду с момента пуска в эксплуатацию, показанных на рисунке 2.

Рис. 1 . Динамика изменения воздействия на окружающую среду в процессе эксплуатации промышленного предприятия.

Общая устойчивая тенденция к увеличению воздействия на окружающую среду и, соответственно, к увеличению экологического риска. Увеличение воздействия может быть равномерным, а может носить скачкообразный характер, связанный с осуществлением отдельных природоохранных мероприятий или возникновением значительных аварийных ситуаций. Данный «сценарий» наиболее типичен для большинства действующих в настоящее время российских промышленных предприятий. Предприятия абсолютно не заинтересованы не только в декларировании, но и в оценке фактического воздействия на окружающую среду и результатов своей экологической деятельности. Все это создает дополнительные посылки для увеличения экологического риска.

В области воздействия промышленного предприятия на окружающую среду складывается общая тенденция к стабилизации. Это связано с проведением ряда природоохранных мероприятий, а также с фактическим соблюдением всех установленных норм и правил, высокой эффективности государственного и производственного экологического контроля и управления, высоким уровнем производственной и технологической дисциплины. Такая ситуация характерна для второго варианта изменения воздействия промышленного производства на окружающую среду. На практике в Российской Федерации данный «сценарий» изменения воздействия на окружающую среду встречается редко, но присутствует в условиях искажения данных о фактическом воздействии на окружающую среду.

При третьем варианте складывается общая тенденция к последовательному снижению отрицательного воздействия на окружающую среду и, соответственно, к снижению экологического риска. Подобный «сценарий» характерен, в первую очередь, для промышленных предприятий, осуществляющих эффективную деятельность в области производственного экологического менеджмента. Основная цель экологического менеджмента – последовательное улучшение во всех сферах деятельности, где это практически достижимо. Одним из наиболее характерных проявлений последовательного улучшения является минимизация воздействия промышленного предприятия на окружающую среду. На предприятиях в Российской Федерации такая ситуация на практике не встречается и, тем более, не декларируется предприятиями.

Функции экологического управления и экологического менеджмента

К основным функциям экологического управления и менеджмента относятся:

    Обоснование экологической политики и обязательств.

    Планирование экологической деятельности.

    Организация внутренней и внешней экологической деятельности.

    Управление персоналом.

    Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов.

    Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль.

    Анализ и оценка результатов экологической деятельности.

    Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.

Функции экологического управления и экологического менеджмента в целом совпадают. Для экологического менеджмента характерно существенное развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. Например, обоснование экологической политики и обязательств, организация внешней экологической деятельности, пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.

С развитием экологического менеджмента значительно расширяются и видоизменяются традиционные функции экологического управления. Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности здесь в первую очередь начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента, отсутствующие в традиционном управлении.

Острота проблем, которые невозможно решить прежними методами, требует глубокой перестройки в сознании и мировосприятии. Это касается всех сфер нашей жизни, и прежде всего - системы "экономика-экология". Поиск новых путей решения проблем экологического характера заставил обратиться к разработке систем экологического менеджмента.

Следует различать понятия "экологическое управление" и "экологический менеджмент".

Экологическое управление - это деятельность государственных органов и экономических субъектов, направленная на соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ.

Экологический менеджмент - инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов екоефективности и екосправедливости. Экологический менеджмент можно трактовать как экологически безопасное управление производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями.

Основные цели и соответствующие критерии их достижения в экологическом менеджменте связаны с процессами постоянного улучшения. Последовательное из года в год улучшение должно достигаться во всех экологически значимых аспектах деятельности экономических субъектов. Подобное улучшение в целом невозможно имитировать или фальсифицировать, что создает необходимую основу для оценки экологической состоятельности экономических субъектов. Таким образом, эффективный экологический менеджмент должен обеспечить предприятию кредит доверия в отношениях со всеми заинтересованными в его деятельности сторонами. Именно в этом заключается основное преимущество экологического менеджмента по сравнению с традиционным формальным экологическим управлением.

Экологический менеджмент можно трактовать как экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное спивввидношення между экологическими и экономическими показателями.

Принципы экологического менеджмента:

Опора на экономическое мотивирование;

Своевременность решения проблем;

Ответственность за экологические последствия, возникающие в результате принятия управленческих решений любого уровня;

Приоритетность решения экологических проблем. Задача экологического менеджмента:

Налаживание экологически безопасных производственных процессов (таких, предусматривающие отсутствие загрязняющих веществ, эффективность ресурсопотребления, низкие показатели энергоемкости и т.д.);

Экологический совместительства всех подразделений предприятия;

Достижение оптимальных эколого-экономических соотношений (минимальная себестоимость или максимальный объем выпуска продукции при наименьших потерь для окружающей среды);

Предупреждения негативной антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления или утилизации продукции, производимой;

Преобразование экологических ограничений на новые возможности роста производственной деятельности (утилизация отходов, внедрение малоотходных технологий и т.д.);

Обновление продукции в соответствии с социальной ответственности перед потребителями и создание привлекательного имиджа;

Создание "зеленого" имиджа в глазах общественности (выбор поставщиков с учетом их отношения к окружающей среде, предсказуемость по ресурсов, поставляемых и др.);

Стимулирование природоохранных инициатив, высвобождают дополнительные финансовые средства в результате снижения издержек (за счет уменьшения объемов потребления энергии, природных ресурсов, ликвидации отходов) и рост доходов (за счет продажи улучшенных или дорогих "зеленых" товаров и создание принципиально новой продукции).

Основу методов экологического менеджмента составляют: экологический баланс, экологический контроллинг, экологический учет и экологический аудит, а также управления качеством окружающей природной среды.

В странах Западной Европы в соответствии с проектом международного стандарта ISO 14010 в последнее время получила признание такая область деятельности, как экологический аудит, что является одним из самых эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики. Экологический аудит выступает как инструмент управления и обеспечения выполнения требований природоохранного законодательства Украины. В функции экологического аудита должна входить разработка стратегических планов улучшения экологических показателей материального производства. Сопоставление результатов аудита с требованиями нормативных документов позволит выработать план действий для корректировки технологических процессов и переналадки оборудования.

Планы экологического менеджмента должны охватывать такие меры, направленные на улучшение эколого-экономических показателей производства:

Снижение ресурсоемкости и энергоемкости технологических процессов;

Снижение токсичности сырья, используемого;

Повышение эффективности существующих и внедрение современных систем очистки выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов сточных вод в водные объекты;

Утилизация и переработка производственных отходов;

Организация и проведения текущего контроля источников и объемов поступления вредных веществ в окружающую среду;

Внедрение современных "экологически чистых" технологий и технологического оборудования.

Зарубежный опыт научных и практических исследований свидетельствует, что решение проблемы улучшения качества окружающей среды прежде всего связано с развитием системной структуры и расширением функций экологического менеджмента в материальном производстве. Структура системы экологического менеджмента в соответствии с международными стандартами ISO 14000 и ISO 14001 в современных условиях должно стать неотъемлемым звеном в управлении этим производством, направленным на улучшение эколого-экономических показателей предприятий.

Во всем мире экологический менеджмент воспринимается в тесной связи с обеспечением качества производственной безопасности, благоприятных условий труда. Среди важных признаков, по которым можно распознать проявление экологического менеджмента, в отличие от традиционных форм производственного экологического управления, следует назвать следующие:

Обоснованное и осознанное принятие руководством предприятия экологической политики - публично декларируемых основных принципов, приоритетов и направлений экологической деятельности;

Наличие конкретных экологических целей и задач, направленных на развитие процессов последовательного улучшения везде, где это возможно; обязательное установление показателей и критериев оценки результатов, достигаемых;

Эффективное планирование и организация экологической деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами; взаимосвязь основной производственной и экологической деятельности;

Привлечение всего персонала к экологической деятельности; максимальное использование всех имеющихся возможностей и средств для решения экологических проблем;

Независимый анализ и оценка достигнутых результатов деятельности; системный пересмотр и совершенствование экологической политики, целей и задач, планирование и организация деятельности в соответствии с достигнутыми результатами.

Принципы более постоянны, чем методы их реализации. Недаром говорят: президенты приходят и уходят, а западная экономика остается эффективной .

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 году в книге американского менеджера Эмерсона «Двенадцать принципов производительности». Но только в современном менеджменте они нашли применение, обогатились и широко распространились. Именно Эмерсон, первый с позиций этих принципов предвидел то, что в конце XX века назвали японским чудом. Вот эти принципы:

· отчетливо поставленные идеалы или цели;

· здравый смысл;

· компетентная консультация;

· дисциплина;

· справедливое отношение к персоналу;

· быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;

· диспетчеризация;

· нормы и расписания;

· нормализация условий;

· нормирование операций;

· писанные стандартные инструкции;

· вознаграждение за производительность.

Кроме этих принципов Эмерсон ввел ряд фундаментальных положений менеджмента :

· подчиненный существует для того, чтобы расширять личность начальника;

· начальник существует для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;

· компетентные специалисты должны формулировать основные принципы дела, обучать всех, неумолимо следить за всеми нарушениями;

· каждая высшая степень управления существует для обслуживания тех, кто работает ниже;

Современные принципы экологического менеджмента:

· приоритет потребителя: надежное обслуживание, быстрота и удобство;

· высокое качество;

· доступные цены;

· опора на общечеловеческие ценности;

· нравственность;

· помощь другим предпринимателям в достижении успеха;

· высокие стандарты деятельности, начиная с предпринимателя;

· ориентация на перспективу развития, расширение бизнеса;

· ориентация на конечные результаты трудового процесса;

· стремление к нововведениям, сохранение духа новаторства;

· обостренная, подчеркнутая ответственность за результаты дела фирмы;

· умение вызывать в людях, персонале фирмы энтузиазм;

· развитие творческих способностей в людях, желания делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;

· использование конкуренции, ибо монополия – враг высокой производительности;

· четкое, ясное и краткое изложение мыслей, суждений и аргументаций;

· поступки решительные, но взвешенные, рассчитанные, предвидящие близкие и отдаленные последствия;

· исправление ошибок (неудач нет, а есть ошибки);

· концентрация своей деятельности на приоритетных программах;

· выработка реалистичных, простых, четких критериев оценки своей деятельности;

· расширение и углубление связей фирмы с внешним окружением.


Чем больше связей, тем больше гармонии, согласованности, производительности и результативности в ваших действиях.

Общие принципы экологического менеджмента:

· возрастание числа сотрудников, привлекаемых к выработке управленческих решений;

· повышение готовности каждого к инновациям, динамичному обновлению продукции;

· постоянное обучение персонала в процессе деятельности;

· постоянный поиск альтернативных вариантов деятельности фирмы;

· применение новых способов стимулирования труда;

· осуществление программ долговременного профессионального, должностного, социального и имущественного развитая работников;

· активное формирование нового мышления персонала с ориентацией на динамичные, быстрые изменения;

· опора на систему гибкого лидерства среди персонала фирмы и личные контакты работников с окружающей фирму внешней средой;

· постоянная и активная поддержка индивидуальной инициативы работников фирмы и сотрудничающих с ней других фирм, предприятий;

· отход от команд, директив, распоряжений. Не подгоняйте, a ведите за собой;

· создание атмосферы всеобщей вовлеченности персонала в дела фирмы, основанной на общности корпоративных и индивидуальных интересов;

· заинтересованность в постоянном росте благополучия;

· введение специальных подразделений, осуществляющих выработку общих ценностей корпораций.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

«МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС»

_______________________________________________________

Кафедра сервиса и туризма

по дисциплине «Экология»

на тему: Общие понятия экологического менеджмента

Выполнила студентка

группы С-104

Максимова

Маргарита Александровна

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1.Основы экологического менеджмента……………………………………4

1.1. Понятие экологического управления и менеджмента…………4

1.2. Экологическая политика……………………………………………………….6

1.3. Концепция экологического менеджмента……………………………9

1.4. Взаимосвязанные факторы, определяющие

развитие экологического менеджмента……………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..13

Введение

Актуальность темы. На сегодняшний день экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая экологическая картина продолжает ухудшаться. Основная причина этого заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве.

Цель данного исследования - осветить общие понятия экологического менеджмента. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие экологического управления и менеджмента;

2. Рассмотреть особенности экологической политики;

3. Проанализировать концепцию экологического менеджмента;

4. Рассмотреть основные понятия, определяющие развитие экологического менеджмента.

Предметом данного исследования является анализ особенностей экологического менеджмента.

Объект исследования ― основные понятия экологического менеджмента.

1 Основы экологического менеджмента

1.1 Понятие экологического управления и менеджмента

В самом общем виде и экологическое управление, и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.

По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой.

Таким образом, экологическое управление – деятельность государственных органов и экономических субъектов, главным образом направленная на соблюдение обязательных требований природоохранительного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих проектов и программ.

Экологический менеджмент – инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов эффективности экологической деятельности субъекта.

Основные цели и соответствующие критерии оценки их достижения в экологическом менеджменте связаны с процессами постоянного улучшения. Последовательное из года в год улучшение должно достигаться во всех экологически значимых аспектах деятельности экономических субъектов, где это практически достижимо. Подобное улучшение в целом невозможно имитировать и фальсифицировать, что создает необходимую основу для оценки экологической состоятельности экономических субъектов. Таким образом эффективный экологический менеджмент обеспечивает предприятию кредит доверия в отношениях со всеми заинтересованными в его деятельности сторонами. В этом заключается основное преимущество экологического менеджмента в сравнении с традиционным формальным экологическим управлением.

Система экологического менеджмента – часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Системы экологического менеджмента как инструмент не только внутренний, но и внешний, помогающий выяснить отношения, обсудить проблемы и возможности природоохранной деятельности предприятий с заинтересованными сторонами, имеют социально более высокую значимость, чем системы менеджмента качества. Более того, при наблюдаемом сегодня росте заинтересованности общественных организаций, высшей школы, специалистов к системам экологического менеджмента и учетом их значительной открытости, прозрачности, можно ожидать, что стимулы для внедрения подобных подходов будут весомы настолько, чтобы предприниматели серьезно отнеслись к вновь открывающимся возможностям.

1.2 Экологическая политика

Экологическая политика – совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач. Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.

Экологическая политика - публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач, в том числе:

Совмещение экологических целей и задач с целями и задачами развития предприятия в целом;

Осознанное принятие и активная поддержка экологической политики и обязательств руководством предприятия;

Экологическая культура производства, т.е. сознательное использование в практической деятельности предприятия основ современной экологической культуры и экологической этики; разделенная ответственность; вклад в устойчивое развитие; цивилизованное предпринимательство;

Добровольное расширение экологических обязательств предприятия; охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка отрицательного воздействия на окружающую среду и его минимизация; развитие более экологически чистого производства; поддержка экологических научных исследований и экологического образования и просвещения, включая школьное экологическое образование; развитие добровольного экологического страхования; экологическая благотворительность;

Экономически эффективная экологическая деятельность (экоэффективность), т.е. достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;

Повышение качества продукции и услуг за счет развития экологической деятельности;

Стремление к достижению и укреплению экологической репутации производства;

Рациональное использование ресурсов;

Стремление к экологическому лидерству;

Доступность экологической информации о деятельности производства для всех заинтересованных лиц и сторон (экологическая "прозрачность" предприятия); активная демонстрация результатов деятельности;

Независимая оценка результатов экологической деятельности предприятия (осуществление систематического экологического аудирования);

Мотивация и вовлечение всего персонала в экологическую деятельность предприятия;

Вовлечение поставщиков и смежников в экологическую деятельность предприятия;

Вовлечение потребителей товаров и услуг в экологическую деятельность предприятия;

Обязательное документирование предприятием экологической деятельности и подробная добровольная отчетность о результатах деятельности ("зеленая отчетность" предприятия); активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами, включая экологическую общественность; сотрудничество со средствами массовой информации;

Соответствие действующему природоохранительному законодательству, экологическим нормам и правилам; разработка и использование собственных экологических норм и правил, дополняющих государственные требования.

Экологическая цель – экологически значимое направление деятельности организации, установленное экологической политикой этой организации. Практически важно сформулировать ясные показатели, характеризующие эти цели.

Экологическая цель должна быть увязана с экологической политикой и обязательствами предприятия, быть конкретной, быть доступной и понятной для руководства, персонала, внешних заинтересованных лиц и сторон. Цель должна быть достижимой и иметь реальное обеспечение необходимыми ресурсами. Каждая цель должна быть мотивированной для руководства предприятия и персонала и связанной с получением определенных выгод и преимуществ.

Экологические цели в первую очередь направлены на развитие определенных процессов.

Экологическая задача – конкретизация экологической цели для определенных этапов ее достижения.

Для практической реализации экологических целей и задач разрабатывается система конкретных мероприятий и действий, составляющая основу программы или ряда программ экологического менеджмента на предприятии. В программах менеджмента для каждого действия или мероприятия указываются ответственные исполнители, сроки реализации и необходимые финансовые и материальные ресурсы, включая источники финансирования.

1.3 Концепция экологического менеджмента

Известно, что в мире, обществе и деятельности человека есть процессы управляемые и неуправляемые. Неуправляемые процессы происходят по естественным законам природы и общества независимо от целей и интересов человека, но в соответствии с характером, видом и объемом его деятельности. Какие бы цели не преследовал человек в своей деятельности, достижение этих целей всегда имеет определенные последствия как позитивного, так и негативного для него свойства. Это реальная диалектика. Развитие производства направлено на достижение благосостояния человека и изменение качества его жизни, но развитие производства сопровождается и накоплением потенциала опасности для человека в виде изменения взаимоотношения человека с природой, отрицательного воздействия на него изменяющейся окружающей среды.

Сегодня уже явно можно наблюдать закономерность интернационализации экологических проблем.

Экология влияет на демографические, биосоциальные, социокультурные, социоэкономические, природопреобразовательные процессы развития человека и человечества. Поэтому необходимы транснациональные усилия в решении этих проблем.

Возникает задача – защитить человека от рабства перед укоренившимся сознанием своего материального благополучия, вступающего в противоречие со своей собственной природой. Но это не призыв в прошлое, это реальность будущего, контуры которой уже видны сегодня, хотя и скрыты толщей проблем экономического развития. Это не призыв к бедности, но близости к природе. Это призыв к богатству и счастью, материальному обеспечению в новом качестве жизни, соответствующем природе человека.

1.4 Взаимосвязанные факторы, определяющие развитие экологического менеджмента

1. Инфраструктура экологического менеджмента – совокупность внешних условий, благоприятствующих или препятствующих его появлению и развитию.

2. Менталитет – образ мышления, традиции поведения, характер деятельности.

3. Экологическая культура – понимание важности экологии, привычки поведения, отношение к экологическим проблемам.

4. Экологическое образование – знание природы и взаимодействия с ней человека, способность решать экологические проблемы, овладение навыками их анализа.

5. Мониторинг экологических ситуаций – последовательный и непрерывный контроль экологической обстановки.

6. Наличие ресурсов, отвечающих потребностям экологического менеджмента.

7. Система информационного обеспечения экологического менеджмента – структура информации, порядок ее получения, движения и использования.

8. Правовое обеспечение экологического менеджмента – наличие законодательных актов, позволяющих и заставляющих решать экологические проблемы.

9. Наконец, общая тенденция экологического развития общества – истоки, формы проявления экологических проблем, возможности их осмысления и потенциал общественного сознания.

Во всей совокупности этих факторов сегодня центральное место занимает фактор экологического образования.

Он является системообразующим и может быть рассмотрен в двух ракурсах – общее экологическое образование и экологическое образование современного менеджера, его профессиональная подготовка в этой области.

Вообще в истории развития человека, производства и общества решение многих проблем начиналось с образования и им определялось. Такая же ситуация возникает и сегодня. Образование влияет на изменение общественного сознания, развитие культуры, оценку решающих проблем.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологический менеджмент прежде всего – это тип управления, построенный на социально-экономическом и социально-психологическом мотивировании гармонии взаимоотношений человека с природой. Концепция экологического менеджмента включает полный комплекс проблем управления, связанных с экологическими процессами как объектом управления.

В ходе исследования были рассмотрены понятия экологического управления и менеджмента, выявлены особенности экологической политики, проанализирована концепция экологического менеджмента, а также выявлена факторы, определяющие развитие экологического менеджмента.

Необходимость экологического менеджмента определяется не только резким ухудшением экологической обстановки, кризисом окружающей среды, но и закономерными тенденциями развития современного производства, такими как – дифференциация регионального размещения производства; увеличение производственных мощностей по потребностям новых технологий; обострение влияния производства не только на природу региональную, но и общее мировое пространство; разделение стран в мировой экономике на производителей опасных отходов и их поглотителей (концентрация отходов); возникновение политического содержания экологического сознания и мировоззрения; тенденции научно-технического прогресса.

Список использованной литературы

1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009 г.

2. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 2006 г.

3. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., Феникс, 2007 г.

4. Чернова Н.М. Общая экология: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н.М.Чернова, А.М.Былова. – М.: Дрофа, 2008 г.

5. Христофорова Н.К. Основы экологии. Владивосток: Дальнаука, 1999 г.

6. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): уч-к: М.:Юрист, 1998 г.

7. Дерябин В.А. Общий экологический менеджмент. Курс лекций. Изд. УМЦ-УПИ. Ек., 2000 г.

8. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика

природопользования: Учебник- Мн.: БГЭУ, 2001 г.

9. Чернышов В.И. Системные основы экологического менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Ю.П.Козлова. –М.: Изд-во РУДК 2001 г.

10. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000 г.

11. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов М.: Аспект Пресс, 1998 г.

12. Варламов А.А., Хабаров А.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов. – М.: Колос, 1999 г.

1.Основные понятия и общие положения. Виды современного менеджмента в экологии

2. Этапы развития менеджмента, переход к экологическому управлению

3. Разработка экологической стратегии предприятия

4. Механизмы и структура экологического менеджмента на различных стадиях инвестиционного процесса

5. Система управления природопользованием на предприятии

6. Экологический менеджмент в системе управление отходами

производства и потребления

7. Международный и российский опыт для развития менеджмента

8. Экономическая, нормативно-правовая, организационн0-управленческая, отчетно-статистическая основы современного экологического менеджмента

Тема 1.Основные понятия и общие положения. Виды современного менеджмента в экологии

Современная политика государства, а также стратегия государственного развития, разрабатываемая на достаточно длительную перспективу предусматривают значительный компромисс между необходимостью развития негосударственного сектора экономики с одной стороны и усилением роли государства в формировании политики в природоохранной области с другой, что предполагает модифицирование и использование новых стимулов в существующих или разрабатываемых правовых и институциональных рамках.

При этом государство выступает как управляющий институт, использующий для управления охраной окружающей природной средой и рациональным природопользованием административные, организационные, правовые и экономические методы регулирования /2, 21, 22, 26, 45, 47, 51, 54, 55/.

Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей или же, с позиций хозяйственной деятельности, целенаправленная деятельность, с помощью которой человек упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники /2, 17/.

При этом термин “управление” традиционно широко применяется не как перевод с английского термина “менеджмент”, а самостоятельно, характеризуя, как правило, некий процесс или процедуру. Однако, по отношению к формальным организациям, корректнее применять термин “менеджмент”.

Менеджмент - это наука, изучающая управление людьми в организациях (на предприятиях): принципы, методы, функции и технологии управления, способы формирования и достижения целей организации (предприятия), в том числе повышения эффективности ее (его) работы и увеличения прибылей /6, 27, /.

Практика употребления термина “менеджмент” в специальной литературе заметно расширила сферу его понимания и предполагает понимать под ним: процесс управления; науку об управлении; область знаний об управлении социально-экономическими процессами; искусство управления, набор управленческих навыков; орган управления и людей, его составляющих /2, 6/.

Менеджмент классифицируется по типу изучаемого им объекта. Так, общий менеджмент изучает общие принципы и закономерности управления (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство), а стандартные его функции (планирование, организация, мотивация и контроль) встречаются в хозяйственной деятельности любого предприятия /6, 27, 32/.

Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами. Одним из видов специального менеджмента и является экологический менеджмент, объектом которого является совокупность элементов, с которыми взаимосвязана экологически значимая хозяйственная деятельность, имеющая свои пространственные и временные границы /6, 16, 29, 31, 32/.

Классификация менеджмента на общий и специальный не является исчерпывающей, так как объектом специального менеджмента, в рассматриваемом случае - экологического, могут быть некоторые виды специальных процессов (например, менеджмент экологически ориентированных инвестиционных потоков, менеджмент отходов и т.п.) /5, 37, 45, 49/.

Экологический менеджмент - специальная система управления, имеющая в основе регулятивный процесс, направленный на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативных социальных, экологических и экономических параметров /5, 16, 29, 31, 34, 47/.

Применительно к предприятию, которое представляет собой обособленную специализированную хозяйственную единицу, созданную на базе организованного по тому или иному принципу профессионального трудового коллектива, который на основе имеющихся у него средств производства занимается экологически значимой хозяйственной деятельностью, предметом экологического менеджмента являются: экономический механизм природопользования; организационная структура; экологический маркетинг, персонал, экологически значимая информация, экологическая и корпоративная культура, поведенческие мотивы, взаимодействие с внешней средой и общественностью, а также другие составные части системы управления /26, 29, 31/.

Функциями экологического менеджмента являются как относящиеся к общим (целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, принятие решения, и др.), так и специальные, например, техническая (создание и внедрение малоотходных технологий и т.п.), экологический учет и др., оперирующие различными показателями деятельности. Все функции экологического менеждмента тесно связаны между собой /31/.

Необходимость создания эффективной системы экологического менеджмента особенно ярко стала проявляться в связи с принятием Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая была утверждена указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440. Эта Концепция предусматривает ряд положений, которые призваны устранить провалы в экологической политике государства, перекладывая тяжесть ответственности за негативное воздействие на окружающую среду и его последствия на конкретных субъектов экологически значимой хозяйственной деятельности, что соответствует современным тенденциям развития общества.

Согласно данным зарубежных источников, провалы в экологической политике характерны для любого государства на том или ином этапе развития экономики, зависящего от успешного функционирования рынков сырья, товаров и услуг /26, 34, 52/. Наблюдающееся нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов и окружающей среды увязывается в этом случае с неправильным функционированием рынков, их дефектами или полным отсутствием. Цены, складывающиеся на таких рынках, не отражают истинные социально-экологические издержки и выгоды от использования ресурсов. Такие цены вводят в заблуждение представления о дефицитности ресурсов и не обеспечивают достаточных стимулов для управления, эффективного использования и сохранения природных ресурсов.

Источниками провалов рынков являются:

1. Внешние эффекты, т.е. последствия, наступающие для других сторон экологически значимой хозяйственной деятельности в результате того или иного действия, которые не учитывались лицом, совершившим действие. Тем самым снижается уровень благосостояния и издержки других субъектов хозяйственной деятельности, а сами последствия не учитываются в частных расчетах совершившего действие предприятия. Таким образом, рынок не обеспечивает обратного сигнала о стоимости внешних эффектов для нарушителя, у которого в связи с этим отсутствуют стимулы к ограничению указанных действий (если они не регламентированы законодательно).

2. Отсутствие цен на блага и отсутствие рынков. На многие экологические блага не установлена цена и в результате они не могут обращаться на рынке. Отсутствует рынок качества окружающей среды. Блага, которые ценит общество, такие как чистый воздух, привлекательные пейзажи и разнообразие биологических ресурсов, на рынках не покупаются и не продаются. Если общество не сдерживают иные меры, то у него нет каких-либо стимулов к ограничению использования этих благ, а тем более к вложению средств в их сохранение и рост. Многие товары и услуги, которые обеспечивает природа, не требуют от пользователей почти никаких или совсем никаких расходов, кроме связанных со сбором (например, рыба, пойманная в море, дичь, добытая при охоте).

3. Общественные блага. В некоторых случаях ресурсы не имеют установленной цены, потому что они являются общественными благами и взимать за них плату было бы затруднительно или невозможно. Общественное благо - это товар, который доступен для всех и права пользования которым никто не может быть лишен. Вследствие этого взимать плату за его использование невозможно. Поэтому частной стороне невыгодно вкладывать средства в его защиту или улучшение из-за невозможности покрытия издержек за счет пользователей (бесплатные пользователи). У пользователя также нет какого-либо стимула воздерживаться от потребления, поскольку его место занял бы кто-либо другой. Это свойство общественных благ называется “неисключительность”.

Некоторые общественные блага могут использоваться тем или иным конкретным пользователем без сокращения их предложения для других (например, существование биоразнообразия, сохранение редких видов, чистые воздух и вода, привлекательный пейзаж, охрана водосборного бассейна). Другие общественные блага, хотя и обладают неисключительностью, могут истощаться - в тех случаях, когда их использование одним субъектом осуществляется за счет какого-либо другого.

4. Трансакционные издержки. Это причины, по которым стороны не могут достичь соглашения - затраты и трудности, связанные с обеспечением соблюдения договоров и выполнения условий, затраты времени и сил для того, чтобы собрать вместе многочисленные стороны, расходы, связанные с получением информации и т.д. В тех случаях, когда трансакционные издержки высоки по отношению к ожидаемым выгодам, достижение действенного соглашения маловероятно, и деградация окружающей среды продолжается.

5. Права собственности. Для правильного функционирования рынков необходима их поддержка соответствуюшими институтами и, говоря конкретно, системой прав собственности. Например, у субъекта хозяйствования, владеющего своей землей, имеется очевидный стимул заботиться о ней и вкладывать в нее средства, особенно если есть также возможность продать ее и возместить эти капиталовложения.

Права собственности относятся не только к земле. Во многих странах законодательство о водных ресурсах предоставляет владельцу земли право пользования поверхностными или подземными водами в пределах своего участка; во многих случаях эти права могут быть проданы и куплены на активных рынках. До тех пор, пока права собственности, в своем общем смысле, являются необремененными, исключительными, гарантированными, обеспеченными и могут быть переуступлены, у их владельцев есть все стимулы обеспечивать сохранность соответствующего ресурса.

6. Отсутствие знаний и неопределенность также препятствуют функционированию рынков. Функция рынков заключается в том, чтобы сигнализировать о возникающих дефицитах, например, экологических ресурсов. Проблема возникает вследствие плохого понимания экологических процессов, и изменения (а также их последствия) могут быть не осознаны вовремя, с тем чтобы был приведен в действие механизм цен. Даже руководствующиеся добрыми намерениями предприятия и физические лица едва ли внесут изменения в свое поведение, если они, как и все общество, не осведомлены о результатах своей деятельности, которые могут возникнуть по истечении большого срока или в отдаленном месте.

7. Недальновидность усугубляет серьезность проблемы. У многих физических лиц период планирования весьма невелик. Они уделяют наибольшее внимание тем последствиям для своего финансового положения и благосостояния, которые наступают в ближайшем будущем. Предприятия и фирмы, вкладывающие средства, обычно предполагают окупить свои затраты в течение 5-7 лет. Предполагается, что правительства могут исходить из более долгосрочных интересов своего электората, однако, предвыборные соображения часто диктуют иной подход. Результат коллективной недальновидности состоит в том, что при принятии решений как долгосрочные затраты, так и долгосрочные выгоды, как правило, в значительной степени дисконтируются. Природоохранные проекты в особой степени страдают от этой тенденции.

8. Необратимость. Если будущее неопределенно, то имеет смысл сохранить в целостности варианты будущего развития. Если при строительстве гидроэлектростанции затоплена красивая долина, то общество лишится возможности сохранить этот пейзаж для будущих поколений. Обеспечение такого же количества электроэнергии посредством строительства тепловой электростанции позволило бы сохранить этот вариант, однако рынок указывал бы на проект строительства гидроэлектростанции, если бы он был более дешевым. Иными словами, на рынке не учитывалась бы стоимость наличия выбора, которая уничтожается при строительстве плотины. Этот вопрос имеет большое практическое значение, поскольку общество в растущей степени проявляет заинтересованность в качестве окружающей среды, а это значит, что стоимость наличия выбора постоянно растет.

Следовательно, одной из задач экологической политики любого государства должно быть устранение вышеуказанных сбоев рынка. Для этого требуются активные действия: политика государственного вмешательства, например, в процесс естественного (рыночного) ценообразования. Например, для того, чтобы выявить и тем или иным образом "интернализировать" внешние эффекты, необходимо предусмотреть финансовые выплаты между нарушителем и "жертвой".

Однако и само государство допускает значительные провалы экологической политики. Оно показывает себя как неидеальный хранитель национальных интересов и часто осуществляет на рынках вмешательство, которое усугубляет положение. Термин “сбои” политики охватывает как бездействие, так и действия - не только отсутствие мер для устранения дефектов и смещений на рынке, но и привнесение новых дефектов или усиление уже существующих. Можно привести несколько примеров провалов политики: низкие цены на воду, субсидирование цен на электроэнергию, бюрократические препятствия в установлении прав на землю, половинчатая земельная реформа, порождающая необеспеченность владения землей, низкая плата за лесозаготовки и природные ресурсы и т.д.

Во многих случаях предметом дискуссий по охране окружающей природной среды является и концепция устойчивого развития. Недостаточно, чтобы деятельность предприятия была бы эффективной с точки зрения обычных финансовых и экономических критериев. Если в деятельности широко используются природные ресурсы или функции окружающей среды акцептора выбросов, сбросов и отходов, она может быть выгодной с точки зрения традиционных критериев, но неустойчивой с точки зрения охраны окружающей среды. Сохранение возможностей для будущих поколений, что является одним из признанных определений устойчивого развития, идея хорошая, но слишком неопределенная, чтобы ее можно было использовать на практике.

В последнее время широко распространился подход, согласно которому окружающая среда рассматривается как одна из форм природного капитала, в чем-то аналогичная физическим или финансовым основным средствам. Поэтому нанесение ущерба окружающей среде аналогично уменьшению капитала, что раньше или позже снижает стоимость периодически приносимых им процентов (или потока доходов). Некоторый уровень использования окружающей среды является в известном смысле "устойчивым" и совместимым с задачей сохранения экологического капитала.

Устойчивое развитие должно обеспечивать сохранность во времени всего нашего достояния, включая природные экологические активы. Мы должны оставить в наследство будущим поколениям тот же "капитал", воплощающий возможности потенциального благосостояния, которым мы пользуемся в настоящее время.

Буквальное представление об окружающей среде как об акционерном капитале, который не следует уменьшать, связано с трудностями при его интерпретации и применении. Однако оно полезно, поскольку напоминает нам, что в ходе деятельности людей потребляются различные виды экологических ресурсов, которые в долгосрочном плане должны быть восстановлены для того, чтобы все мы не стали беднее. Некоторые виды экологических активов можно восстановить относительно легко, другие вовсе не поддаются восстановлению.

В рамках экономики природопользования различаются три общих вида капитала /23, 26, 54, 55/. Антропогенный (искусственно созданный) капитал (заводы, дороги, дома и т.д.) может быть увеличен или уменьшен по нашему усмотрению (если отвлеченно смотреть на связанные с этим экологические нагрузки). Критический природный капитал (озоновый слой, глобальный климат, биоразнообразие, нетронутые территории, Антарктика и т.д.) включает в себя необходимые для жизни природные блага, которые не могут быть замещены или заменены антропогенным капиталом. Третья категория - прочий природный капитал - включает в себя возобновляемые природные ресурсы и некоторые конечные минеральные ресурсы, которые могут быть полностью или частично восполнены или заменены антропогенным капиталом.

Некоторые виды природного капитала являются жизненно необходимыми, незаменимыми и не имеют цены. Необходимость сохранения таких благ должна быть абсолютным сдерживающим фактором, при всех видах деятельности; это предполагает установление безопасных минимальных норм (например, качества воды и воздуха, сохранения биоразнообразия) и исключение возможности некоторых видов развития экономики.

Другие виды некритического природного капитала следует по возможности оценить с использованием прогрессивных методов, употребляющихся в общемировой практике. Если та или иная деятельность приводит к уменьшению природного капитала (в результате потребления ресурсов при производстве или их уничтожения вследствие загрязнения или других внешних эффектов), эти "затраты" необходимо измерить и отнести на счет соответствующего вида деятельности. Они могут либо оставаться условными (скрытыми) стоимостями, которые используются только в целях планирования и оценки, либо реально включаться в проект деятельности (например, если предусмотрена компенсация затрат, понесенных жертвами, за счет тех, кто получил выгоды, или содержится требование о конкретных природоохранных мерах).

Использование конечных ресурсов (например, минералов и ископаемого топлива) является неустойчивым в строгом смысле. Естественная необходимость использования конечных ресурсов, однако, призывает к исследованию альтернативных вариантов и заменителей, повышению эффективности их использования, перечислению части доходов на создание фонда основного капитала для обеспечения устойчивого дохода и т.д.

Принципы устойчивого развития должны включаться в экологическую стратегию развития предприятий, так как именно они будут определяющими в государственной экологической политике на долгосрочную перспективу. Базовыми для принципов устойчивого развития являются критерии устойчивости, которые указаны как в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, так и в международных документах:

Выгода от экологически значимой хозяйственной деятельности не должна быть меньше вызванного ею ущерба;

Экологические затраты и выгоды должны иметь свою стоимость;

Ущерб окружающей среде (критическому капиталу) должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов;

Предотвращение необратимых процессов;

Ограничение использования возобновляемых благ уровнем, при котором обеспечивается их устойчивость, или учет издержек замещения этих благ, например, с помощью “компенсационных проектов”;

Использование полученных в ходе экономического анализа реальных “зеленых” цен.

Таким образом, необходимость создания эффективной системы экологического менеджмента очевидна, а основные выгоды от ее создания достаточно убедительны.

Под системой менеждмента в дальнейшем будет пониматься совокупность сферы и объекта управления, инфраструктура, функции и принципы экологического менеджмента.

Новое на сайте

>

Самое популярное