Домой Бизнес-процессы Форма обоснование плана закупок образец. Пример обоснования закупки услуг. АУ и другие

Форма обоснование плана закупок образец. Пример обоснования закупки услуг. АУ и другие

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут с 01.01.2016 при планировании своих закупок осуществлять их обоснование (ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)). Новый нормативный правовой акт – Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 – устанавливает порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования. В данной консультации автор рассматривает правила обоснования закупок с учетом этого нового документа.

Обоснование закупки осуществляется бюджетным учреждением в двух случаях : при формировании плана закупок и при формировании плана-графика закупок (далее – план-график). Обратим внимание, что с 01.01.2016 учреждения будут обязаны создать оба этих документа – пока осуществляется только формирование плана-графика.

План закупок будет формироваться на очередной финансовый год и плановый период срока действия бюджета, план-график – только на очередной финансовый год. Например, с учетом того, что бюджеты трехлетние, в 2016 году учреждениям понадобится сформировать план закупок на 2017 год (очередной финансовый год) и 2018 – 2019 года (плановый период), а план-график – на 2017 год. При этом указанные документы необходимо будет делать с учетом уже принятых, но еще не вступивших в силу нормативных правовых актов – они вступают в силу также с 01.01.2016. Сейчас планы-графики формируются с учетом такого нормативного правового документа, как Приказ Минэкономразвития РФ № 182, Казначейства РФ № 7н от 31.03.2015 , устанавливающий особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы.

Сроки формирования плана закупок и плана-графика

Что нужно обосновывать в плане закупок?

При формировании плана закупок обоснованию будет подлежать объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки. В табличной форме самого плана содержится колонка «Цель осуществления закупки» – в ней должно указываться то или иное мероприятие государственной или муниципальной программы, в рамках которого бюджетное учреждение делает закупку, и ожидаемый результат реализации данного мероприятия. Кроме того, в качестве приложения к плану закупок должен выступать отдельный документ – обоснование в отношении каждого объекта или объектов закупок.

Какую информацию указывать в обосновании объекта закупки?

Обоснование в отношении объекта (объектов) закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

Идентификационный код. Порядок формирования этого кода, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, будет установлен Минэкономразвития по согласованию с Минфином. На момент подготовки данной консультации (июнь 2015 года) этот порядок установлен не был.

Наименование объекта закупки. Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» – например, легковой автомобиль.

Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), если закупка планируется в рамках указанной программы.

В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ ). Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование» ).

Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ.

В качестве целей закупок федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ. Однако, как говорилось, выше деятельность бюджетных учреждений, как правило, осуществляется именно в рамках программ. Поэтому, например, в отношении закупки легкового автомобиля для нужд бюджетного учреждения среднего профессионального образования надо указать мероприятие соответствующей программы, для выполнения которого необходима такая закупка и средства на которую предусматриваются в объеме финансирования этого мероприятия. Если брать для примера вышеупомянутую государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы, то мероприятием данной программы, к которому можно было бы «привязать» покупку легкового автомобиля бюджетным учреждением среднего профессионального образования, могло бы быть «улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования» (если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания) либо «осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования» (если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг). Хотя отметим, что последний случай маловероятен, поскольку, скорее всего, закупки за счет внебюджетных средств бюджетное учреждение будет осуществлять в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , где обоснования закупок не требуется.

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы. Например, в случае покупки легкового автомобиля в рамках мероприятия по укреплению материально-технической базы госучреждений можно вполне формально и лаконично указать, что приобретение нового авто будет способствовать укреплению материально-технической базы учреждения.

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных нормативных правовых (правовых) актов , устанавливающих требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта (объектов) закупки.

Какие ценовые ограничения учитывать?

Обоснование закупок связано с понятием «нормирование в сфере закупок», введенным федеральным законодательством о контрактной системе и призванным обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. До 01.01.2016 государственные и муниципальные органы на основании правил нормирования, которые также должны быть ими установлены, утверждают требования к закупаемым подведомственными данным органам бюджетными учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены). Например, в отношении закупаемых бюджетными учреждениями легковых автомобилей может быть установлена предельная цена авто. К примеру, на федеральном уровне такие ограничения уже определены – если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа – не дороже 1,5 млн руб. Поэтому если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в данной позиции необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта.

Что нужно обосновывать в плане-графике?

При формировании другого документа – плана-графика – обоснованию подлежат:

– начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) или цена контракта в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП);
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки, если способом закупки является конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.

Данные обоснования должны содержаться в отдельном приложении к плану-графику по каждому объекту закупки. Это приложение составляется по табличной форме, в которую по каждой закупке помимо ее идентификационного кода и наименования объекта (здесь повторяется содержание формы обоснования плана закупки – см. выше) вносятся следующие данные:

1. НМЦК, цена контракта, заключаемого с ЕП.

Если речь идет, например, о покупке легкового автомобиля, то указывается конкретная начальная (максимальная) цена его покупки.

2. Наименование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП, могут применяться: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

3. Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе , а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, не предусмотренного ч. 1 ст. 22 закона.

Если при планировании закупки заказчик не смог применить ни один из вышеперечисленных методов определения НМЦК или цены контракта с ЕП – федеральное законодательство о контрактной системе это допускает – то в данной позиции необходимо обосновать эту невозможность, а также метод, который был применен вместо вышеперечисленных. Если был применен какой-либо из вышеуказанных методов, данная позиция не заполняется.

4. Обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. Здесь необходимо описать конкретную процедуру применения того или иного метода для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП. Например, если при закупке легкового автомобиля используется метод сопоставимых рыночных цен, то нужно привести собранные данные от различных поставщиков и расчет итогового результата. Если закупка осуществляется у ЕП в установленных случаях, когда обоснование цены контракта не требуется (например, при закупке ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.), эта позиция не заполняется.

5. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Указывается один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который предусматривается федеральным законодательством о контрактной системе и который бюджетное учреждение в рамках этого законодательства выбирает для осуществления закупки.

6. Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках федеральной контрактной системы осуществляется бюджетным учреждением с учетом многочисленных различных факторов, однако, не углубляясь сейчас в эту масштабную тему, можно порекомендовать учреждениям при заполнении данной позиции использовать достаточно формальные формулировки – например «применение запроса котировок для осуществления данной закупки допускается действующим законодательством».

7. Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований). Федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает, что при использовании отдельных способов закупки, в том числе конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, бюджетное учреждение должно использовать дополнительные требования к участникам закупки в случаях, установленных Правительством РФ. Например, при закупке через конкурс с ограниченным участием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если НМЦК (цена лота) превышает 500 тыс. руб., бюджетное учреждение должно применить к участникам закупки такое требование, как «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе».

Поскольку установление данных дополнительных требований в тех или иных случаях обязательно, при заполнении этой позиции рекомендуется просто указывать то или иное дополнительное требование с пометкой «(является обязательным в соответствии с действующим законодательством)».

В отношении закупок через запрос предложений лекарственных препаратов , которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, дополнительным обосновывающим документом является решение врачебной комиссии. Данное решение также должно стать приложением к плану закупок или плану-графику.

В отношении отдельных видов закупок обоснованию подлежит не каждый заключаемый контракт, а общий годовой объем закупок одной строкой. К этим видам закупок относятся следующие закупки у ЕП:

– закупка ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
– закупка ТРУ государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
– заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

В случае внесения изменений в план закупок или план-график изменения должны одновременно вноситься и в соответствующие формы обоснований закупок.

Особенности обоснования в плане закупок и в плане-графике

Контроль обоснованности закупок

Следует помнить, что оценка обоснованности закупок будет проводиться в ходе их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. При этом по результатам аудита и контроля конкретная закупка может быть признана необоснованной – тогда органы контроля будут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, в порядке, установленном КоАП РФ.

План закупок на 2019 год - это обязательная форма, необходимая для тех организаций, которые являются заказчиками. На основании плана закупок на 2019 год государством производится расчет и выделение необходимого финансирования для осуществления закупок. Такое планирование является эффективным и рациональным механизмом использования средств для обеспечения необходимых нужд муниципальных и федеральных учреждений, а также исключает коррупционную составляющую при проведении торгов.

Требования к документации постоянно ужесточаются, сроки ее предоставления сжимаются. Все это предъявляет особые требования к сотрудникам, которые занимаются ведением данных документов. Новые нормативы начали действовать при оформлении плана закупок с 2017 года. План закупки должен составляться на 3 года и размещаться на сайте zakupki.gov.ru в открытой части. В плане закупки необходимо отражать все тендеры, независимо от того, что проводиться они будут в разных формах, например, аукционах, конкурсах или в форме запроса котировок.

В нашем сегодняшнем материале мы расскажем своим читателям об основных особенностях и алгоритме его заполнения.

План закупок на 2019 год по 44 ФЗ: зачем необходим?

Изменения касаются тех предприятий, что входят в группу муниципальных и региональных клиентов, подпадающих под действие Федерального закона № 44. Каким бы видом деятельности ни занималась компания, надо придерживаться общих правил заполнения бланка плана закупок. А он значительно расширен по сравнению с прошлой формой, в него войдет намного больше позиций.

Зачем нужна унификация и такая детализация плана закупок на 2019 год по 44 ФЗ? Основных причин три:

  • Другие фирмы и частные лица, ведущие хозяйственную деятельность, получают свободный доступ к информации;
  • Расширяются возможности поиска партнеров и клиентов, заключения выгодных контрактов;
  • Детальная унификация документов упрощает их контроль.

Как составить, что отразить в плане?

Изучите, какую именно информацию план должен включать обязательно, а что рекомендовано в качестве дополнительных данных. Внимательно ознакомьтесь с примером заполнения бланка. Обратите внимание на необходимое время публикации плана закупок на официальном сайте. Это 10 рабочих дней спустя принятия Госдумой закона о бюджете на 2019 год. Крайний срок — 31 декабря. Чтобы проще всего было разработать план закупок на 2019 год — скачайте образец заполнения. В случае отсутствия данной формы на портале zakupki.gov.ru, ее можно взять на нашем ресурсе.

Назовем для примера несколько запросов, которые нужно отразить в этой форме отчетности. В плане должны быть следующие данные:

  • причина осуществления закупки;
  • данные о потребителе: название компании, адрес, телефон и др.;
  • названия объектов и их количество;
  • срок первого осуществления приобретения;
  • идентификационный номер закупки;
  • единицы измерения работ, товаров, услуг;
  • сроки выполнения контракта поэтапно;
  • дата согласования документа;
  • данные о лице, подготовившем план и др.

Вероятные причины и способы корректировки

План закупок на 2019 год по 44 ФЗ, как и любой иной документ, порой нуждается в корректировке. Жизнь не стоит на месте, возникают новые обстоятельства, да и от ошибок никто не застрахован. Вы могли что-то упустить, ввести данные ошибочно или они успели объективно измениться. Главное, вовремя это отследить и исправить. Для чего следует обратиться в соответствующую службу по телефону 8-800-333-48-01 либо через функцию обратной связи за 10 дней до размещения отчета на официальном сайте.

В каких случаях возможно внесение корректив в план закупок в соответствии с положениями ПП РФ № 552 и Законом № 44-ФЗ :

  • когда налицо экономия средств госбюджета;
  • если произошли изменения в условиях договора: по объемам или стоимости товара (услуг), другим параметрам закупки;
  • если вмешались органы контроля и от них исходит соответствующее указание;
  • компания решила отказаться от закупки данной продукции;
  • форс-мажорная ситуация.

План закупок на 2019 год по 44 ФЗ: некоторые нюансы

Обратите внимание! Можно сформировать план закупок на 2019 год, скачав образец заполнения на официальном ресурсе или здесь, но есть и другой вариант. Это можно сделать при помощи при помощи специальных компьютерных программ, которые автоматически выстроят графики и проверят документ на наличие ошибок.

Правда, такие программы настроены на составление отчетности на три года, то есть с 2018-го по 2020-й.

Основой составления ПГ становится рабочая документация заказчика. Федеральный закон № 44 регламентирует случаи, когда в план требуется внесение идентификационного кода, а также общей суммы финансового обеспечения по каждому идентификационному коду приобретения. Это необходимо, если закупка относится к данным категориям:

  • товары (услуги или работы) с общим бюджетом до 100 тыс. руб;
  • товары (услуги или работы) с общим бюджетом до 400 тыс. руб;
  • услуги, связанные с командировкой сотрудников;
  • частные услуги преподавателя и гида;
  • лекарственные препараты.

В течение 2017 года потенциальные заказчики обязаны подготовить планы закупок на 2018-2019-2020 годы, и на их основе составить план-график на 2019 год, в соответствии с ФЗ-44.

Перечислим сроки и последовательность работы с планом закупок для учреждений федерального уровня:

  1. До 1 июля заказчик должен заполнить и передать учредителю сформированный план закупок.
  2. На утверждение плана закупок отводится 10 дней с момента утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
  3. После утверждения плана закупок заказчик, в течение 3-х дней должен разместить документ в Единой Информационной Системе.

Разберем моменты, при которых возможно допустить ошибки при формировании плана закупок и последствия таких ошибок:

  1. Указана некорректная НМЦК - начальная максимальная цена контракта. Результатом такой ошибки может быть существенное увеличение бюджета или отмена торгов. Эта ошибка является основной и в последствии может исказить оставшиеся пункты плана закупок на 2019 год.
  2. Без наличия причин не соблюдены указанные в документе даты проведения тендеров.
  3. Начало торгов происходит в конце года, для окончательной реализации выделенного на данный период бюджета, в результате чего государственное финансирование может остаться неосвоенным.
  4. Не учтены закупки объемом до 100 000 руб.

Перед тем как скачивать электронный образец бланков, обратите внимание на важные детали. На компьютере желательно наличие программ WordPad и Microsoft Excel, поскольку документы плана закупок предоставляются в формате RTF и EXCEL. Можно ограничиться и браузером.

Расскажем, как корректно заполнить каждую графу формы обоснования закупки при формировании плана и плана-графика по 44-ФЗ. На примерах покажем, какие данные брать из планов, а какие заполнять самостоятельно.

До конца лета заказчики должны обосновать процедуры на следующий плановый период и вместе с проектом плана закупок передать в ГРБС. Затем закупки обосновывают, когда формируют и утверждают план-график. Обоснование нужно, чтобы объяснить, почему заказчик закупает товары, работы, услуги с конкретными характеристиками и ценой.

Если контролер признает закупку необоснованной, контрактного управляющего или работника контрактной службы оштрафуют на сумму от 20 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ч. 4–6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

Порядок обоснования закупок

Обоснование осуществляется в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о контрактной системе. Оно заключается в том, что заказчик доказывает соответствие планируемой процедуры своим потребностям, целям и положениям закона.

Порядок обоснования закупок по 44-ФЗ устанавливается постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. В соответствии с ним заказчики должны аргументировать выбор:

  • объекта закупки;
  • способа определения поставщика;
  • НМЦК.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Обоснование плана закупок по 44-ФЗ

При формировании плана закупок обосновывается соответствие процедуры нормам закона и целям заказчика. Эти документы составляется заказчиками на основе установленных затрат на функционирование учреждений, государственных и иных программ, требований к отдельным товарам, работам и услугам.

В план закупок включают:

  • код закупочной процедуры;
  • цель закупки в соответствии с нормами статьи 13 Закона о контрактной системе;
  • предмет будущего контракта;
  • объем финансирования;
  • сроки планируемых закупок;
  • сведения о процедурах, к которым в силу инновационного характера и технической сложности могут быть допущены не все поставщики;
  • информация об общественном обсуждении процедуры.

Планы составляют на срок действия бюджета. Как правило, это 1-3 года. Также в эти документы включает информация о процедурах, которые планируется провести за пределами этого периода. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объекты планируемых закупочных процедур, а именно их соответствие потребностям заказчика, проводимым на государственном или региональном уровне программам и мероприятиям, а также нормам закона.

Как заказчику обосновать закупку в плане закупок

В плане закупок обоснуйте объект закупки. Задача – подтвердить, что заказчик проводит закупку, чтобы реализовать конкретную цель, и продукция отвечает требованиям нормирования. .

В графе 1 укажите порядковый номер позиции.

В графе 2 укажите идентификационный код закупки, который прописали в столбце 2 плана закупок .

В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана закупок. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, заказчик планирует закупку в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» – от 26.12.2017 № 1640. В графе 4 укажите наименование программы. Если закупку планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.

В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана закупок.

Как заказчику обосновать закупку в плане-графике

Вложенные файлы

  • Архив документов.7z

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о порядке обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее - Постановление N 555).

Постановлением N 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее - Форма обоснования планов закупок) и Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее - Форма обоснования планов - графиков закупок).

Согласно Постановлению N 555 в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации. В графе 7 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.

Заполнение указанных выше граф форм обоснования планов и планов - графиков закупок осуществляется заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом полагаем, что в случае, если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации напрямую следует из названия такой государственной (муниципальной) программы, такого международного договора, таких функций и полномочий, в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

Вместе с тем не всегда можно отследить прямую связь между объектом закупки и соответствующим мероприятием государственной (муниципальной) программы, международным договором, функциями и полномочиями. В данном случае в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия государственной (муниципальной) программы, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения Формы обоснования планов - графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ отмечаем, что в указанном случае в соответствии с пунктом 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 555, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8 Формы обоснования планов - графиков закупок.

В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок в целях обоснования годового объема указанных закупок указывается информация о его соответствии ограничениям годового объема закупок, установленным соответствующими положениями Закона N 44-ФЗ.

При обосновании закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в случае заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается информация об утвержденном плане командировок (указываются мероприятия, на посещение которых были получены приглашения), согласно которому выделяется соответствующие денежные средства.

В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами), в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок указываются запланированные образовательные и экскурсионные мероприятия и объем услуг (в часах), оказываемых в рамках соответствующих мероприятий.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Разъяснения касаются заполнения формы обоснования планов закупок и формы обоснования планов-графиков закупок.

В графе 6 формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору. В графе 7 формы обоснования планов-графиков закупок отражается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Указанные выше графы заполняются заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством о контрактной системе.

При этом если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору напрямую следует из названия такой программы, договора, функций и полномочий, в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

В противном случае в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения формы обоснования планов-графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) разъяснено, что обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8.

Также разъяснено, как заполняется графа 8 формы обоснования планов-графиков закупок в следующих случаях. Речь идет о заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение, о заключении контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физлицами.

Заполните форму обоснования закупок в плане-графике одновременно с самим планом-графиком. Сделать это нужно через ту же систему, в которой делается и план-график. Обратите внимание, что вам нужно не просто соблюсти форму, но и учесть особенности обоснования НМЦК, способа закупки и дополнительных . Нюансы обоснования возможны и по некоторым . Ошибки в обосновании могут привести к штрафу до 50 тыс. руб.

Где заполнить форму обоснования и какие графы продублировать из плана-графика

Обоснование закупок нужно заполнить по утвержденной форме при (п. 2 Правил обоснования закупок).

Сделать это нужно в электронном виде в той же системе, где вы заполняли план-график: ЕИС, «Электронный бюджет», региональные (муниципальные) системы закупок.

Форма состоит из 10 столбцов. Часть информации (идентификационный код закупки, наименование объекта закупки, (далее - НМЦК), способ определения поставщика) нужно просто продублировать из самого плана-графика.

Остальные графы вы должны заполнить самостоятельно.

Как обосновать НМЦК или цену контракта с единственным поставщиком

Наименование метода обоснования НМЦК укажите в графе 5. Это могут быть стандартные методы, предусмотренные ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или иные методы. К стандартным относятся: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), тарифный, проектно-сметный, нормативный, затратный.

Обоснование иных методов (если таковые применялись) НМЦК внесите в графу 6. Опишите, почему не подошли стандартные методы и в чем заключается метод, которым вы обосновали НМЦК.

Пример обоснования иных методов НМЦК

Если, предположим, вам не подошли стандартные методы при закупке услуг по управлению и содержанию многоквартирного жилого дома (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), то вы можете указать: «Применить методы, установленные ст. 22 Закона N 44-ФЗ, невозможно, поскольку управляющая компания выбрана общим собранием собственников и цена контракта определяется на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома».

Обоснование НМЦК, определенной стандартным методом , внесите в графу 7. Кратко опишите, как делали расчет. Например, в этой графе указывают: конкретную часть ст. 22 Закона N 44-ФЗ, документы, на основании которых был сделан расчет, сам расчет.

Пример обоснования НМЦК, определенной стандартным методом

Чтобы определить НМЦК закупки горюче-смазочных материалов (бензина АИ-95), был использован метод сопоставимых рыночных цен. Рассчитали НМЦК на основании трех коммерческих предложений. При заполнении графы обоснования НМЦК можно указать:

«Расчет произведен в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен. Стоимость 1 л бензина АИ-95, согласно коммерческим предложениям, составила: 39 руб. (поставщик N 1), 40 руб. (поставщик N 2), 41 руб. (поставщик N 3). Необходимое количество: 12 500 л. НМЦК = (39 + 40 + 41) / 3 x 12 500 = 500 000 руб.».

Как обосновать выбор способа закупки

Чтобы обосновать способ закупки, достаточно указать в графе 9 статью Закона N 44-ФЗ, которой установлен такой способ.

Если вы проводите электронный аукцион на закупку товара из аукционного перечня, сошлитесь также на Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.

Если , назначенных пациенту по медицинским показаниям, укажите номер и дату решения врачебной комиссии о назначении этих препаратов (п. 5 Правил обоснования закупок).

Как обосновать дополнительные требования к участникам закупки

Если вы установили такие требования к участникам закупки, то в графе 10 вы должны обосновать, на основании чего вы это сделали.

Укажите статью Закона N 44-ФЗ и (или) пункт из приложений к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, на основании которых вы устанавливали дополнительные требования к участнику

Как обосновать особые закупки

К особым относятся малые закупки до 100 тыс. руб. или 400 тыс. руб., а также закупки по п. п. 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

По ним не нужно заполнять все обоснование. Достаточно только внести:

  • в графу 2 - идентификационный код закупки из плана-графика;
  • в графу 4 - сумму всех закупок на год. Если, например, вы планируете провести за год закупок до 100 тыс. руб. в общей сложности на 20 млн руб., то укажите в этой графе 20 млн руб. Разбивать эту сумму на конкретные закупки не нужно;
  • в графу 7- расчет объема закупок. Например, по п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ укажите, что цена рассчитана в соответствии с планом командировок. По закупкам до 100 тыс. или до 400 тыс. руб. напишите, что запланированный объем соответствует допустимому объему таких закупок на год;
  • в графу 8 - основание закупки, например, закупки у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Новое на сайте

>

Самое популярное