Домой Инноватика Чем отличаются аффилированные лица от связанных сторон. Связанные стороны и взаимозависимые лица. Единая правовая природа сделок

Чем отличаются аффилированные лица от связанных сторон. Связанные стороны и взаимозависимые лица. Единая правовая природа сделок

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее - взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

НК РФ Статья 105.1 Взаимозависимые лица

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

    на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами;

    экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

Если лица взаимозависимы, то к сделкам между ними могут быть применены особые правила налогового контроля цен сделок.

Кто признается взаимозависимыми лицами

Согласно Налоговому кодексу РФ, взаимозависимыми лицами признаются:

1. Организации

1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%.

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%.

1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами - супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, назначены или избраны:

    единоличные исполнительные органы организаций;

    либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа;

1.4. Если в организациях одни и те же физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами - супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, составляют более 50%:

    состава коллегиального исполнительного органа;

    совета директоров (наблюдательного совета).

1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо.

2. Физическое лицо и организация

Взаимозависимые лица: подробности для бухгалтера

  • Если очень хочется, то можно… или как контролирующие органы злоупотребляют правами при проверке сделок между взаимозависимыми лицами

    В рамках контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами априори не могут быть предметом... до банального проста - налогоплательщик продал взаимозависимому лицу транспортные средства по «заниженной», по... штрафами) по беспроцентным займам, выданным взаимозависимым лицам на общую сумму около 229 ... единичные, скорее наоборот. Операции с взаимозависимыми лицами для территориальных органов ФНС являются... запрет анализировать рыночность применяемых между взаимозависимыми лицами цен в рамках выездных и...

  • Налоговые риски выдачи займа другой фирме, если процентная ставка по договору займа будет выше или ниже ставки рефинансирования

    Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, ... между взаимозависимыми лицами. Основанием для признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами является, ... предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом... материалами: - Энциклопедия решений. Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и... связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; - Энциклопедия решений. Сделки...

  • Взаимозависимость - не приговор в спорах об искусственном дроблении бизнеса

    Взаимозависимыми для целей налогообложения (далее - взаимозависимые лица). п. 1 ст. 105.1 ... в суде. «Правила этикета» для взаимозависимых лиц: минимизировать трудоустройство работников по совместительству... факт и условия взаимоотношений между взаимозависимыми лицами. Безусловно, аспект взаимозависимости в группе...

  • Как проверить свой бизнес на наличие признаков искусственного «дробления»?

    Налогово-правовая практика по искусственному «дроблению» бизнеса в последнее время стала приобретать все более массовый характер. Для налогоплательщиков такие дела, к сожалению, нередко заканчиваются крупными доначислениями налогов, начислением пеней и штрафов. Преобладающая на настоящий момент практика свидетельствует о том, что по делам о «дроблении» бизнеса налоговые и правоохранительные органы не оспаривают заключенные договоры, иные сделки, не требуют применения последствий их...

  • В сделке, сторонами которой являются взаимозависимые лица. Обратите внимание: Лица, не... Если безвозмездная передача происходит между взаимозависимыми лицами, то цена признается рыночной (... (работ, услуг, прав) осуществляет взаимозависимое лицо – то доход «упрощенец» должен... 4229). Взаимозависимость лиц и безвозмездная передача. Любые сделки, сторонами которых являются взаимозависимые лица, ... переквалификации договоров займов (особенно между взаимозависимыми лицами – например, между компанией и...

  • Когда искусственное «дробление» бизнеса становится налоговым преступлением?

    Безусловно, чаще всего «дробление» бизнеса оценивается и рассматривается в аспекте налогового контроля со стороны налоговых органов. Но в настоящей статье мы хотим акцентировать внимание на другом вопросе: когда искусственное «дробление» бизнеса становится налоговым преступлением? Полагаем, этот вопрос беспокоит налогоплательщиков не меньше, чем налогово-правовые последствия «дробления» бизнеса. «Дробление» бизнеса – одна из часто используемых концепций при построении бизнес-структур, ...

  • Пределы налогового планирования. Товарный знак

    ...) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Взаимозависимые лица - это организации и физические лица...

  • Что изменится в налоге на прибыль с 01.01.2020?

    Лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика (пп. 1); перед лицом, признаваемым взаимозависимым лицом иностранного лица... иностранных государств), который не является взаимозависимым лицом как с должником, так и... иностранным лицом и (или) его взаимозависимым лицом, которое обеспечивает исполнение обязательства (выступает...

  • Займ между взаимозависимыми организациями: налоговые риски

    Договора беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами у организации-заимодавца появляются... проведении налоговой проверки общества, помимо взаимозависимости лиц - участников сделок, иных обстоятельств, ... предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом... предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом... договора беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами у организации-заимодавца появляются...

  • Обвинения в искусственном дроблении. Производство

    Налоговые споры об искусственном дроблении бизнеса набирают обороты. Отраслевым лидером по обвинениям в искусственном дроблении с долей 22,7% по статистике Гида по дроблению, версия 2.0 июль 2017-июль 2019 является производственная сфера. Это одно из открытий, которые мы сделали, проанализировав 95% дел по искусственному дроблению за 2017-2019 годы. Учитывая, что обособление производственной составляющей является важной задачей в рамках комплексного структурирования бизнеса, предлагаем еще раз...

  • Как отбиться от искусственного дробления. «Прихватки» защиты и эффективные решения

    В 71% случаев вменения искусственного дробления бизнес проигрывает налоговым инспекциям. Зачастую просто не сумев ничего внятного возразить в суде. Познакомиться с нашей честной аналитикой на основе сквозного анализа 300 арбитражных дел о дроблении можно в специальном Гиде®. Отдельно мы разобрались с особенностями дробления в рознице, производстве, при обособлении активов в группе. В чем залог успеха оставшихся 29%? Благодаря чему им удалось убедить суд в своей правоте? К слову, в 94% всех...

  • Розница. Искусственное дробление: нюансы

    Основные претензии ФНС к розничной торговле на основе анализа всей арбитражной практики 2017-2019 года. Анализ 95% арбитражных дел по всей России за 2017-2019 годы по искусственному дроблению позволил нам раскрыть общую картину и основные тенденции «в среднем» по бизнесу. Основные претензии ФНС к розничной торговле на основе анализа всей арбитражной практики 2017-2019 года. Анализ 95% арбитражных дел по всей России за 2017-2019 годы по искусственному дроблению позволил нам раскрыть общую...

"ЭЖ-Юрист", 2013, N 46

В последние годы изменения законодательства были направлены в том числе и на сближение бухгалтерского и налогового учетов. Вместе с тем ведение налогового учета кардинально отличается от бухгалтерского. В целях исключения негативных последствий для организации необходимо знать все тонкости различий. Определим критерии разграничения понятий "связанные стороны" и "взаимозависимые лица".

Аффилированное лицо

Состав понятия "зависимость (взаимозависимость) юридических лиц" применяется во многих отраслях права. В частности, в ГК РФ используются понятия "дочернее" и "основное общество" (ст. 105), "зависимое" и "преобладающее (участвующее) общество" (ст. 106). Наряду с этим в законах об отдельных видах хозяйственной деятельности используется понятие "аффилированное лицо".

Понятие "аффилированное лицо" определяется в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Так, согласно положениям ст. 4 названного Закона аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Согласно Закону N 948-1 аффилированными лицами юридического лица являются:

  • член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Связанные стороны в бухгалтерском учете

Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах", утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н (далее - ПБУ 11/2008), обязывает раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности организации. Кроме того, ПБУ 11/2008 требует, чтобы акционерные общества включали в свою бухгалтерскую отчетность сведения о связанных сторонах. При этом понятие "связанная сторона" в ПБУ 11/2008 раскрывается, в частности, и через понятие "аффилированное лицо". Так, связанными сторонами ПБУ 11/2008 признает юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Такими лицами могут являться аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством РФ; лица, осуществляющие совместную деятельность с организацией; негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.

Итак, связанными сторонами являются юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которых организация способна оказывать влияние. Закрытый перечень лиц, которые могут быть признаны связанными сторонами, приведен в п. 4 ПБУ 11/2008. К таковым относятся:

  • аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством РФ;
  • лица, осуществляющие совместную деятельность с организацией. Понятие совместной деятельности установлено, в частности, МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", утв. Приказом Минфина России от 18.06.2012 N 106н. Так, согласно абз. 5 п. 3 названных МСФО совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон;
  • негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.

Следует заметить, что согласно п. 6 ПБУ 11/2008 обязанность раскрывать информацию о связанных сторонах возникает у организации только в строго определенных случаях, а именно если:

  • такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
  • такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
  • такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) физическим лицом (одной и той же группой лиц).

Таким образом, представляется, что даже при наличии у организации связанных сторон информация о них раскрывается не в каждом случае, а только в перечисленных. При этом каждый критерий раскрытия информации основан на определении степени влияния связанной стороны на организацию (организации на связанную сторону, третьих лиц на организацию и связанную сторону).

В п. 7 ПБУ 11/2008 раскрываются критерии, при соответствии которым юридическое и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо. Так, на основании указанного пункта юридическое лицо и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо (имеют возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, в целях получения экономической выгоды от деятельности последнего), когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеют:

  • более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества (товарищества), в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц;
  • одновременно право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица, и возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом.

В п. 8 ПБУ 11/2008 приведены критерии, при соответствии которым юридическое и (или) физическое лицо оказывают значительное влияние на другое юридическое лицо. Согласно названному пункту юридическое и (или) физическое лицо оказывают значительное влияние на другое юридическое лицо, когда имеют возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролируют его (например, в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств).

Исходя из системного толкования положений ПБУ 11/2008 информацию о связанных сторонах, перечисленных в п. 4 ПБУ 11/2008, надлежит раскрывать в случаях, перечисленных в п. 6 ПБУ 11/2008, при условии соответствия связанных сторон критериям, перечисленным в п. п. 7 и 8 ПБУ 11/2008, и при условии, что в отчетном периоде организация проводила операции со связанными сторонами.

Следует отметить, что согласно п. 13 ПБУ 11/2008 если юридическое и (или) физическое лицо контролируют другое юридическое лицо или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

Взаимозависимые лица в НК РФ

В налоговом законодательстве используется понятие "взаимозависимое лицо". Оно раскрывается в ст. 105.1 НК РФ. Так, на основании п. 1 указанной статьи, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ перечислены основания, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Итак, для целей налогообложения взаимозависимыми лицами являются:

  • организации, в случае если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • организации, в случае если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными), имеющие полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными);
  • организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с их супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

На основании п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Как видно, основным критерием для признания лиц взаимозависимыми признается доля прямого или косвенного участия одной организации в другой. Данный критерий используется также и при определении связанных сторон и аффилированных лиц.

Вместе с тем взаимозависимое лицо включается в перечень взаимозависимых лиц, указываемый в уведомлении о контролируемых сделках, предоставляемом в контролирующий орган, исключительно в случае, если в отчетном периоде с таким взаимозависимым лицом заключались контролируемые сделки.

Заметим, что понятие "аффилированное лицо" напрямую не используется в НК РФ, однако некоторые признаки взаимозависимых лиц, указанные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, совпадают с признаками аффилированных лиц, изложенными в ст. 4 Закона N 948-1. Таким образом, на практике взаимозависимое лицо нередко одновременно может являться и аффилированным.

Что в итоге?

На основании проведенного анализа понятий "связанные стороны" и "взаимозависимые лица" приходим к выводу о том, что названные понятия, безусловно, являются взаимосвязанными, однако не являются идентичными.

Вместе с тем при использовании названных категорий следует учитывать, что признание лица связанной стороной общества не во всех случаях означает признание лица взаимозависимым с обществом, так же как и признание лица взаимозависимым с обществом не во всех случаях означает, что данное лицо является связанной стороной общества.

В каждом конкретном случае для каждой конкретной организации следует отдельно применять признаки взаимозависимости и связанности, учитывая при этом, что каждое взаимозависимое лицо организации может являться (но не обязательно) связанной стороной организации, а каждая связанная сторона организации может являться (но не обязательно) взаимозависимым лицом организации.

А перечень взаимозависимых лиц, указанный в уведомлении о контролируемых сделках, может существенно отличаться от перечня связанных сторон, указанного в пояснительной записке, составляемой при формировании бухгалтерской отчетности организации.

В.Гришаева

Налоговый юрист

В законодательстве существует несколько понятий и терминов, относящихся к субъектам, тем или иным образом участвующим в деятельности других лиц. В налоговом законодательстве применяется понятие «взаимозависимые лица», в бухгалтерском учете и законодательстве ЕАЭС содержится понятие «связанные лица (стороны)». Связанные лица - это лица, влияющие или имеющие возможность влиять на деятельность других хозяйствующих субъектов.

Взаимосвязанные лица в бухучете

НК РФ прямо указывает на то, что данный перечень критериев исчерпывающим не является и может дополняться судом.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ , а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Контроль за отдельными видами сделок, в частности, направлен на недопущение вывода налоговой базы в офшоры и более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

Связанные лица - это понятие, которое используется контролирующими органами для фискальных и контрольных целей. В украинском законодательстве формулировка данного понятия встречается в Законе «Про банки и банковскую деятельность», Налоговом Кодексе и ПСБУ 23 (раскрытие информации о связанных сторонах).

Определение понятия "Связанные лица"

В трактовке Закона "Про банки и банковскую деятельность"
СВЯЗАННОЕ ЛИЦО (related party) - физическое лицо, которое по своим служебным статусом, родственными связями или имущественным состоянием связана с деятельностью и управлением банком и может получить определенные материальные преимущества в процессе выполнения банком своих функций.

ПСБУ-23 определяет понятие связанных лиц более детально:
3. Связанными сторонами считаются :
3.1 предприятия, находящиеся под контролем или существенным влиянием других лиц;
3.2 предприятия и физические лица, которые прямо или опосредованно осуществляют контроль над предприятием или существенно влияют на его деятельность, а также близкие члены семьи такого физического лица.
Перечень связанных сторон определяется предприятием, учитывая сущность отношений, а не только юридическую форму (превалирование сущности над формой). Отношения между связанными сторонами - это, в частности, отношения: материнского (холдингового) и его дочерних предприятий; совместного предприятия и контрольных участников совместной деятельности; предприятия-инвестора и его ассоциированных предприятий; предприятия и физических лиц, которые осуществляют контроль или имеют существенное влияние на это предприятие, а также отношения этого предприятия с близкими членами семьи каждого такого физического лица; предприятия и его руководителя и других лиц, относящихся к ведущему управленческому персоналу предприятия, а также близких членов семьи таких лиц.

Наиболее расширенную трактовку понятия «Связанные лица» дает Налоговый Кодекс Украины .

14.1.159. связанные лица - юридические и/или физические лица, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют, с учетом следующих критериев:
а) для юридических лиц:

  • одно юридическое лицо непосредственно и/или опосредствованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20 и более процентов;
  • одна и та же юридическое или физическое лицо непосредственно и/или опосредствованно владеет корпоративными правами в каждой такой юридическому лицу в размере 20 и более процентов;
  • одна и та же юридическое или физическое лицо принимает решение о назначении (избрании) единоличных исполнительных органов каждого такого юридического лица;
  • одна и та же юридическое или физическое лицо принимает решение о назначении (избрание) 50 и больше процентов состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета каждого такого юридического лица;
  • по крайней мере 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета каждого такого юридического лица составляют одни и те же физические лица;
  • единоличные исполнительные органы таких юридических лиц назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа);
  • юридическое лицо имеет полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа такого юридического лица или на назначение (избрание) 50 и более процентов состава ее коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;
  • сумма всех кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от одного юридического лица и/или кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от других юридических лиц, гарантированных одним юридическим лицом в отношении другого юридического лица превышает сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельность, - более чем в 10 раз);

б) для физического лица и юридического лица :
  • физическое лицо непосредственно и/или опосредствованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами юридического лица в размере 20 и более процентов;
  • физическое лицо имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган такого юридического лица или назначать (избирать) не менее 50 процентов состава ее коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;
  • физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в таком юридическом лице;
  • физическое лицо имеет полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа такой юридического лица или на назначение (избрание) 50 и более процентов состава ее коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;
  • сумма всех кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от физического лица, предоставленных юридическому лицу, и/или любых кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от других физических лиц, предоставленных юридическому лицу, которые предоставляются под гарантии этого физического лица, превышающих сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельность, - более чем в 10 раз);
в) для физических лиц:
  • супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние/несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель, ребенок, над которым установлена опека или попечительство.
Все корпоративные права, которые принадлежат (напрямую и/или опосредованно) юридическому лицу другому юридическому лицу, является суммой долей корпоративных прав, которые:
  • непосредственно принадлежащих такому лицу в другом юридическом лице;
  • принадлежат любой из связанных сторон такого юридического лица в другому юридическому лицу.

Для целей определения, обладает ли физическое лицо непосредственно и/или косвенно корпоративными правами в размере 20 и более процентов в юридическом лице, все корпоративные права, которые принадлежат (напрямую и/или опосредованно) физическому лицу, является суммой долей корпоративных прав, которые:
непосредственно принадлежащих такому физическому лицу в юридическом лице;
принадлежат любым связанным лицам такого физического лица в указанному юридическому лицу.

Размер доли владения корпоративными правами рассчитывается в случае:
опосредованного владения (в одной цепи) - путем умножения долей владения корпоративными правами;
владение через несколько цепей - путем суммирования долей владения корпоративными правами в каждой цепи.
В случае когда доля владения корпоративными правами каждого лица в следующей юридическому лицу в цепи превышает 20 процентов, все лица такой цепи являются связанными (независимо от результатов умножения).

Прямое или опосредованное участие государства в юридических лицах не является основанием для признания таких юридических лиц связанными. Такие налогоплательщики могут быть признаны связанными с других оснований, предусмотренных этим подпунктом.
При наличии обстоятельств, указанных в подпунктах "а"-"в" этого подпункта, юридические и/или физические лица, которые являются сторонами хозяйственной сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения связанными лицами по основаниям, не предусмотренным в настоящем подпункте.
Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, в судебном порядке может доказать на основе фактов и обстоятельств, что одно юридическое или физическое лицо осуществляла практический контроль за бизнес-решениями другого юридического лица и/или что одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляло практический контроль за бизнес-решениями каждого юридического лица.

Налоговый Кодекс выделяет три типа связанных лиц: «юридическое лицо с юридическим лицом», "юридическое лицо с физическим лицом" и «физическое лицо с физическим лицом». По каждому виду связей устанавливаются свои признаки. Тем не менее, они содержат в себе общую идею. Связанными лицами являются лица на основании имеющихся родственных связей, по праву контроля (право назначать органы управления полностью, или, как минимум 50% органа управления) или по праву владения, как минимум 20% уставного фонда (акций).

При этом в ряде признаков есть дополнительная формулировка «опосредованное владение». То есть при этом подразумевается, что юридическое лицо, контролирующее другое юридическое либо, по отношению к которому есть лицо, являющееся связанным, само также является связанным по отношению к обоим.

Точно также, если два лица контролируются третьим (в том числе и по признаку 20% в уставном фонде), то друг по отношению к другу они - также связанные лица.

Тоже относится и к физическому лицу, но к списку признаков также добавляются родственные связи, наличие опекунства и т.д.

Важным моментом является еще один принципиально отличный признак – наличие долговых обязательств в виде кредитов, займов и возвратной финансовой помощи, превышающей более, чем в 3,5 раза сумму собственного капитала (В отдельных случаях в 10 раз - см. выше). В этом случае, даже при отсутствии корпоративных прав или прямого влияния на формирование органов управления два юридических лица становятся связанными.

Важным моментом является то, что законодатель для определения доли корпоративных прав в 20% суммирует долю всех связанных лиц в уставном фонде. Даже если попытаться «раздать» доли родственникам или распределить их между контролируемыми юридическими лицами, то такие действия не решат проблему никак. То есть бенифициар всегда является связанным лицом по отношению к контролируемым им предприятиям, какой бы длинной цепочка контроля не была.

Как используется понятие связанных лиц контролирующими органами

Хозяйственные операции, которые проводят связанные лица между собой, попадают под определение «Контролируемые операции». При этом объектом контроля становятся абсолютно все условия сделки (не только цена).

Важно заметить, что если два связанных лица проводят между собой хозяйственную операцию, в которую привлекают как промежуточное звено посредника, то такая операция также может быть признана контролируемой на том основании, что посредник «не выполняет в такой сделке существенных функций» или «не использует существенных активов» а также «не принимает на себя существенных рисков».

Законодатель считает, что условия и цена сделки должны быть определены по принципу «протянутой руки». Этот термин означает, что условия сделки должны быть такими, что на них должен согласиться и любой посторонний субъект хозяйственной деятельности, то есть «справедливыми». На практике, определение таких условий крайне затруднено и является постоянным объектом споров с контролирующими органами.

Например, при проведении хозяйственной операции между двумя юридическими лицами, если одно из них предоставило ранее другому возвратную финансовую помощь, превышающую в 3,5 раза его собственный капитал, база налогообложения по налогу на добавленную стоимость должна определяться исходя из обычных цен, определенных по правилам, применяемых для контролируемых операций.

«188.1. База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости (в случае осуществления контролируемых операций - не ниже обычных цен, определенных согласно статье 39 этого Кодекса)»

При налоговой проверке для налогоплательщика спор с налоговой инспекцией по поводу правильности определения цены может быть чреват неприятными последствиями. Для продавца – доначислением налогов и штрафами, для покупателя – наоборот, если цена «должна быть снижена» снятием налогового кредита, затрат и как следствие – штрафами.

Отчеты, проверки и штрафы

На плательщика налогов возлагается ответственность самостоятельного выявления и декларирования контролируемых операций. При этом, если такая операция была, а налогоплательщик ее не выявил, то законодательство трактует это однозначно, как умысел. В этом случае Налоговый Кодекс говорит, что налогоплательщику грозит:

· Внеплановая полная налоговая проверка

78.1. Документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
78.1.2. налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговую декларацию, расчеты, отчет о контролируемые операции или документацию по трансфертному ценообразованию, если их представление предусмотрено законом;

Однако, налоговая проверка пройдет и в случае подачи данного отчета:

78.1.16. получен отчет о контролируемые операции, отправленный налогоплательщиком согласно пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса. В таком случае проверка проводится исключительно по вопросам контроля трансфертного ценообразования

При этом проверка таких операций может продолжаться «бесконечно»

39.5.2.8. Длительность проверки контролируемых операций не должна превышать 18 месяцев.
Каждые шесть месяцев проведения проверки контролируемых операций контролирующий орган направляет налогоплательщику информацию о текущем состоянии проведения проверки.

Штрафы за неподачу, или неполную подачу отчета по контролируемым операциям

120.3. Непредставление плательщиком налогов отчета и/или обязательной документации о проведенных им в течение года контролируемые операции или невключении в такого отчета информации о все осуществленные в течение отчетного периода контролируемые операции в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, влечет за собой наложение штрафа в размере:

  • 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, - в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемые операции;
  • пять процентов от суммы контролируемых операций, не задекларированные в отчете;
  • три процента суммы контролируемых операций, по которым не была представлена документация, определенная подпунктом 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции

Еще один неприятный момент для налогоплательщика заключается в том, что для операций со связанными лицами устанавливается принципиально иной срок исковой давности – семь лет.

102.1. Контролирующий орган, кроме случаев, определенных пунктом 102.2 этой статьи, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных этим Кодексом, не позднее окончания 1095 дня (2555 дня в случае проведения проверки контролируемой операции в соответствии со статьей 39 этого Кодекса), что наступает за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже, - за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, плательщик налогов считается свободным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

Новое на сайте

>

Самое популярное