Домой Инвестициями Социальная поддержка. Социальная защита населения Что такое социальная поддержка

Социальная поддержка. Социальная защита населения Что такое социальная поддержка

В России законодательством выделены различные категории социально незащищенных слоев населения. Люди, которые по объективным причинам не могут сами себя обеспечивать, могут претендовать на помощь со стороны государства. В статье перечисляются виды социальной помощи и поддержки, а также те, кто может на них претендовать.

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека в благах. К ним относится, например, минимальная зарплата, пенсия, гарантии бесплатной медицинской помощи.

С помощью социальных гарантий государство заботится о людях, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также социальная защита предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.

Социальная защита предоставляется государством в двух основных формах:

  • социальная помощь – выплата пособий, компенсаций, субсидирование, и другие меры, которые помогают человеку выйти из трудной жизненной ситуации. Основное отличие социальной помощи – она оказывается регулярно;
  • социальная поддержка – мероприятия, которые помогают снизить влияние жизненных трудностей. Такие мероприятия единичны, что отличает их от социальной помощи.

Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.

Виды мер социальной защиты со стороны государства

Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.

Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:

  • Социальные пенсии (для инвалидов, по потере кормильца, по старости без страхового стажа)
  • Льготы для определенных категорий граждан (для инвалидов, многодетных, несовершеннолетних)
  • Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг (обслуживание на дому и в специальных заведениях для нетрудоспособных, инвалидов)
  • Социальные пособия (для безработных, по временной утрате трудоспособности, по уходу за детьми, для детей-сирот, и т.д.)
  • Единовременные выплаты (материнский капитал, выплата безработным на открытие предпринимательства, выплаты при рождении/усыновлении, и т.д.)
  • Обеспечение недвижимостью и льготы при приобретении (для детей-сирот, молодых семей, молодых учителей, врачей)
  • Прочие меры социальной защиты

Важно, что на уровне отдельных субъектов РФ могут вводиться дополнительные виды социальной помощи и поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе действует закон «О приемной семье для пожилого гражданина» . В соответствии с этим законом помощнику пожилого человека предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение, которое в 2018 году составляет 9868 рублей.

Таким образом, государство предлагает разные виды помощи гражданам и семьям, которые социально не защищены или нуждаются в помощи.

Кто может претендовать на социальную защиту

Законодательство Российской Федерации предусматривает, что помощь и поддержку от государства может получить самый широкий круг нуждающихся. Рассмотрим, какие категории населения могут претендовать на помощь и поддержку от государства.

Участники, ветераны и инвалиды ВОВ и других военных действий, их семьи имеют право на такие меры социальной защиты, как:

  • ежемесячная социальная выплата в зависимости от статуса;
  • для инвалидов войны – дополнительная пенсия по инвалидности;
  • бесплатное жилье от государства (если участник ВОВ не имеет своего);
  • компенсация половины стоимости коммунальных услуг;
  • бесплатное изготовление и установка протезов;
  • расширенные гарантии бесплатной медицинской помощи;
  • помощь социальных работников.

После смерти ветерана войны большая часть его социального пакета переходит к его родственникам – супругам, родителям и иждивенцам. Узники концлагерей приравниваются в правах к участникам войны.

Труженикам тыла во время ВОВ выплаты устанавливаются на уровне региона, льготы определяются федеральным законодательством. Согласно законодательству, перечень мер поддержки такой:

  • скидка в 50% на лекарства, приобретаемые по рецепту;
  • бесплатная медицинская помощь;
  • бесплатные зубные протезы и стоматологическое вмешательство;
  • скидка в 50% на оплату ЖКХ;
  • санаторное и курортное лечение (при наличии медицинских показаний);
  • бесплатный проезд (на любом виде транспорта в городе при наличии социальной карты).

Большинство регионов также устанавливает ежемесячные денежные выплаты, а также может оказать помощь в решении жилищных проблем.

Читайте также:

Транспортный налог в 2020 году: каких изменений стоит ждать

Инвалиды

Инвалиды – очень обширная категория населения. Инвалидность подразделяется в зависимости от тяжести на 3 группы, а также выделяют детей-инвалидов. Размеры льгот и выплат для инвалидов существенно различаются в зависимости от группы. В целом, инвалиды в России претендуют на такие виды помощи от государства:

  • социальная пенсия по инвалидности – если инвалид не достиг пенсионного возраста, либо не имеет необходимого трудового стажа для начисления страховой пенсии. Не зависит от того, работает ли получатель;
  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ);
  • дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – для инвалидов ВОВ и пострадавших во время боевых действий;
  • федеральная социальная доплата (ФСД) – выплачивается, если сумма остальных платежей не покрывает прожиточный минимум для нетрудоспособных граждан;
  • обеспечение протезами;
  • набор социальных услуг – лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к нему. Можно заменить на денежную выплату;
  • налоговые льготы и налоговые вычеты;
  • льготы на оплату услуг ЖКХ (оплата половины стоимости);
  • получение вне очереди земельных участков, жилья в аренду или социальный найм.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, также получают социальную пенсию, ЕДВ и имеют льготы на оплату услуг ЖКХ.

Отдельные регионы и населенные пункты устанавливают для инвалидов дополнительные доплаты, материальное обеспечение и другие виды помощи.

Безработные – это те граждане, которые не имеют работы и зарегистрировались в органах службы занятости. Согласно законодательству РФ, безработные претендуют на такие формы помощи:

  • пособие по безработице;
  • материальная помощь (устанавливается регионами);
  • единовременная субсидия на открытие собственного бизнеса.

Важно, что получать пособие по безработице можно ограниченное время и при определенных условиях. В каждом отдельном регионе могут устанавливаться надбавки к пособию по безработице.

Граждане пожилого возраста, если они не имеют достаточного трудового стажа для начисления страховой пенсии, могут претендовать на социальную пенсию.

Кроме того, для одиноких и одиноко проживающих пожилых людей государство гарантирует оказание социальных услуг социальными работниками. Для малообеспеченных пожилых людей оказывают помощь разового характера – обеспечение продуктами питания, помощь в оформлении документов, и т.д.

Для тех пожилых людей, которые нуждаются в постоянной помощи, организуется стационарное обслуживание (дома престарелых), где оказываются все необходимые услуги.

Ветераны труда – это те люди, которые начали трудовую деятельность во время ВОВ в несовершеннолетнем возрасте и на настоящий момент имеют не менее 40 лет стажа для мужчин и 35 лет – для женщин (либо награждены соответствующими званиями). Кроме льготных прав, которые есть у всех пенсионеров, ветераны труда имеют также следующие права:

  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта.
  • оплата коммунальных услуг в размере 50% стоимости;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных учреждениях здравоохранения;
  • ежемесячная денежная выплата (устанавливается регионами).

Дополнительно регионы могут устанавливать и другие виды льгот и доплат для ветеранов труда.

Лица, отмеченные государственными наградами

Лица, отмеченные государственными наградами также имеют право на определенные льготы и выплаты. Суммы выплат зависят от статуса награды. Так, Герой РФ вправе претендовать на повышенную пенсию в размере порядка 75 тысяч рублей (по состоянию на 2018 год). Кроме того, награжденные государственными наградами претендуют на такие льготы:

  • отсутствие платы за услуги ЖКХ;
  • предоставление бесплатных лекарств по рецепту доктора;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • бесплатные путевки в санатории, включая питание и билеты на проезд к месту терапии;
  • право на получение земельного участка и расширение жилплощади.

При этом конкретные условия получения льгот и выплат зависят от самой награды и прописаны в законодательстве России.

Молодые специалисты, к которым обычно относят молодых врачей и учителей, имеют право на выплаты. В частности, молодые учителя имеют право на такую помощь:

  • подъемные выплаты – единоразовые выплаты при переезде на новое место работы;
  • льготы при оформлении ипотеки – компенсируется часть процентной ставки;
  • помощь в обеспечении жильем.

Для молодых специалистов сферы здравоохранения предлагаются Государственные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Первая программа предполагает выплату молодым докторам в размере 1 миллиона рублей при переезде на работу в село. Вторая программа реализуется в некоторых регионах и предполагает аналогичные выплаты молодым фельдшерам в размере 500 тысяч рублей.

Все беременные женщины получают льготы и компенсации, независимо от того, имеют ли работу. К мерам поддержки государством рождения детей относят следующие:

  • пособие за раннюю постановку на учет;
  • родовой сертификат;
  • единовременное пособие при рождении ребенка (выплачивается один раз после рождения ребенка, за счет государства или работодателя);
  • пособие по беременности и родам;
  • пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет;
  • ежемесячное пособие на третьего ребенка до 3 лет;
  • региональные детские пособия до 18 лет;
  • компенсация за непредоставление места ребёнку в детском саду;
  • материнский капитал (на второго, третьего или более детей).

Как видно, государство предусматривает достаточно большой объем помощи при рождении детей.

Помощь многодетным семьям основывается на нормативных актах местных органов власти, которые определяют, какие семьи относятся к многодетным. Но при этом перечень льгот для таких семей утвержден на федеральном уровне:

  • льгота в 30% на оплату коммунальных услуг;
  • бесплатная медикаментозная помощь детям до 6 лет;
  • субсидии на питание в учебных заведениях;
  • бесплатные наборы школьной и спортивной формы;
  • бесплатное посещение культурных мест и учреждений раз в месяц;
  • бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте
  • бесплатное образование для родителей из многодетных семей
  • скидки на земельный налог, арендную плату и оплату регистрационного сбора (если многодетная семья занимается фермерской или коммерческой деятельностью).

Читайте также:

Открытие своей компании на Кипре – реально ли это?

На региональном уровне устанавливаются размеры таких выплат для многодетных семей:

  • ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей;
  • ежемесячная выплата от полутора до семи лет на каждого несовершеннолетнего ребенка;
  • ежемесячная социальная выплата матерям, родившим (усыновившим) и воспитавшим пять и более детей и получающим пенсию;
  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
  • ежемесячная денежная выплата малообеспеченным семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;
  • ежемесячная выплата женщинам, которым присвоено почетное звание «Мать-героиня»;
  • единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей.

Таким образом, для многодетных семей предоставляются также многочисленные льготы и выплаты, что нужно для улучшения условий жизни детей в таких семьях.

Дети до 16 лет

Государство выплачивает пособия на детей до полутора лет или в некоторых случаях до трех лет. Однако дети, не достигшие 16 лет, также могут претендовать на выплаты. Основанием для них является ситуация, когда доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. Государство доплачивает недостающую сумму до прожиточного минимума.

Потерявшие кормильца

Помогает государство и тем родственникам, которые потеряли кормильца. Дети и нетрудоспособные родственники после смерти кормильца могут претендовать на:

  • получение пенсии – социальной, страховой или государственной (в зависимости от статуса умершего);
  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта;
  • для школьников предоставляется двухразовое бесплатное питание;
  • скидка на услуги ЖКХ в размере 50%;
  • бесплатное посещение культурных мероприятий;
  • право на бесплатную медицинскую помощь;
  • приобретение лекарств на льготных условиях или бесплатно;
  • для детей до двух лет предоставляется бесплатное питание на молочной кухне.

Однако в еще более серьезной помощи и поддержке нуждаются дети-сироты – лишившиеся обоих родителей. Дети-сироты в России получают такие виды помощи:

  • пенсия;
  • полностью бесплатное медицинское лечение;
  • регулярная выдача путевок в летний лагерь оздоровительного типа, в том числе бесплатная доставка к месту отдыха и обратно;
  • бесплатное получение среднего профессионального или высшего образования;
  • ежегодная помощь в размере трех стипендий на покупку учебных материалов – для учащихся;
  • бесплатное питание в государственных учебных заведениях;
  • предоставление собственного жилья или в соответствии с договором социального найма к моменту достижения совершеннолетия.

Дополнительно для сирот могут устанавливаться льготы на уровне региона – бесплатный проезд в транспорте, дополнительные выплаты, скидки при оплате услуг ЖКХ.

Малообеспеченные граждане и семьи

Малообеспеченные граждане и семьи получают такой статус в соответствии со своими доходами (если они ниже прожиточного минимума в регионе). Малоимущие семьи могут получать такие выплаты:

  • ежемесячные пособия на ребенка (также в некоторых регионах есть дополнительные выплаты);
  • возможность в порядке очереди получить в пользование жилье по договору социального найма;
  • социальная ипотека по льготной стоимости;
  • субсидия владельцам и нанимателям жилья;
  • налоговые льготы и вычеты;
  • региональный материнский капитал (в некоторых субъектах).

Малоимущие, а также некоторые другие категории семей могут быть отнесены к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти семьи становятся на учет в соответствующем местном органе власти и получают порядковый номер в очереди. Отдельные категории получают жилье в первую очередь или вне очереди (дети-сироты, «Чернобыльцы», судьи и прокуроры).

Потребность в собственном отдельном жилье возникает и у молодых семей. Молодые семьи с детьми и без них имеют право:

  • на получение субсидии на покупку квартиры;
  • получение земельного участка;
  • получить субсидию на строительство дома;
  • воспользоваться социальной ипотекой;
  • использовать ипотеку по сниженным процентным ставкам;
  • на льготы по коммунальным платежам;

Государственная субсидия может покрыть до 70% от стоимости приобретаемого жилья, а за счет Материнского капитала оплатить первоначальный взнос по ипотечному кредиту или оплатить часть основного долга.

Реабилитированные жертвы политических репрессий

Реабилитированным жертвам политических репрессий устанавливаются льготы и социальные выплаты. Реабилитированные получают право претендовать на материальную компенсацию понесенных потерь:

  • предоставление за счет государства жилого помещения, если доказана потеря жилья по вине прежних властей;
  • получение денежной компенсации в случае ограничения свободы передвижения (нахождения в тюрьме или в психиатрической лечебнице), а также за потерянное недвижимое имущество, если вернуть его не представляется возможным;
  • бесплатный проездной на все виды городского общественного транспорта (либо проезд без приобретения билета по удостоверению);
  • предоставление путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке;
  • устройство в дома для престарелых;
  • скидка на приобретение лекарственных средств по рецепту врача.

Частично эти меры оплачиваются федеральным бюджетом, частично – финансируются на уровне региона.

Лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС, стихийных и техногенных катастроф получают помощь от государства. Льготы чернобыльцам могут значительно отличаться в зависимости от основания для присвоения статуса, наличия группы инвалидности и степени полученного облучения.

В качестве неотъемлемого элемента демократического устройства выступает государственная социальная поддержка. Это явление зародилось еще на начальном этапе развития человечества и основывалось на ритуалах, традициях, нормах и обычаях. Помощь людям в поддержании их физической жизни, удовлетворении первостепенных потребностей способствовала их приспособлению к неблагоприятным условиям среды, сохранению преемственности и целостности культуры. Рассмотрим далее, как сегодня осуществляется социальная поддержка населения.

Общие сведения

В процессе развития культуры, цивилизации, в ходе технического прогресса, распада общинных связей государство стало все больше выступать в качестве гаранта социальной защищенности людей. Появление и развитие рыночной системы способствовали выделению этой функции в самостоятельную деятельность. С течением времени она стала обретать новый смысл. В первую очередь социальная поддержка населения выступает как защита от негативных влияний рыночных отношений. Вместе с этим она является неотъемлемым элементом экономической системы. Социальная поддержка направлена на тех, кто не в состоянии обеспечить самостоятельно достойную жизнь. По сути, это необходимая компенсация за возможность вести предпринимательскую деятельность и получать доход в стабильном обществе.

Основные направления

На правительственном уровне разрабатываются специальные программы, целью которых выступает социальная поддержка:


Предпосылки к возникновению деятельности

В рамках рыночных отношений индивид может удовлетворить свои нужды только посредством получения прибыли с собственности или в форме оплаты за свой труд. Но в каждом обществе есть люди, которые не имеют имущества, которое приносило бы пассивный доход. Есть и те, кто не в состоянии работать по причине возраста, наличия заболевания, в связи с неблагоприятными последствиями военных, политических, экологических, национальных и прочих конфликтов, демографических изменений, стихийных катаклизм и так далее. Все эти люди не смогут прожить, если им не будет оказана помощь. Правительство заинтересовано в обеспечении поддержки населения по ряду причин. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Обязанность власти создать условия для достойной жизни людей. Она провозглашается Всеобщей декларацией, которая действует во всех цивилизованных странах.
  2. Любая страна стремится к расширенному воспроизводству квалифицированных работников.
  3. Социальная поддержка граждан стимулирует экономическое положение разных слоев и групп общества, снижая, таким образом, внутреннее напряжение в стране.

Принципы защиты

Цивилизованный рынок может нормально функционировать только при расширении и углублении социального обеспечения населения. В широком смысле защита людей представляет собой определенное направление внутренней политики правительства. Она ориентирована на обеспечение конституционных прав людей и минимальных гарантий. Социальная поддержка оказывается вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания. Другими словами, защита гарантируется относительно всех прав и свобод личности. Взаимодействие рыночной системы и соцзащиты следует учитывать не только относительно всего общества, но и на уровне определенных групп, индивида, семьи. Главной целью защиты выступает стремление оказать конкретным людям необходимую помощь в сложных ситуациях.

Социальная поддержка граждан в России

Система защиты находится в стране в стадии формирования. С течением времени она превратится в качественно новую, многопрофильную, самостоятельную отрасль экономики. На сегодняшний день в системе занято порядка 400 тыс. сотрудников, работает больше 16 тысяч учреждений. В неблагоприятных демографических условиях, при повышении требований к качеству услуг социальная поддержка направлена на:

  1. Эффективное распределение средств бюджета на решение приоритетных задач.
  2. Улучшение благосостояния незащищенных категорий.
  3. Более активное внедрение системы адресной помощи нуждающимся.
  4. Развитие системы услуг для населения, расширение ассортимента и улучшение их качества.
  5. Формирование благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями.
  6. Усовершенствование материально-технической базы учреждений соцзащиты.

Все эти мероприятия являются правительственными задачами. На их решение выделяются бюджетные средства.

Региональная политика

Социальная поддержка на уровне субъектов России имеет более узкую направленность. Упор в региональной политике делается на:

  1. Усовершенствование системы защиты, использование индивидуального подхода, проведение оптимизации затрат на содержание объектов соц. сферы при сохранении должного уровня качества услуг, развитие кадрового обеспечения.
  2. Предоставление материальной помощи в натуральном или денежном виде.
  3. Внедрение новых мер социальной поддержки.
  4. Обслуживание в соответствующих учреждениях.
  5. Оказание медицинской и юридической помощи.
  6. Предоставление субсидий и льгот.

Результаты мероприятий

Концентрация усилий власти в социальном направлении позволит:

Финансовое обеспечение

В соответствии со ст. 61 ФЗ № 131, выравнивание степени бюджетной обеспеченности в муниципальных районах (городских округах) осуществляется посредством предоставления дотаций из соответствующих фондов. Распределение средств производится в порядке, сформулированном в законе субъекта РФ согласно требованиям БК. При этом учитываются финансовые возможности местных органов реализовывать свои полномочия по решению территориальных задач. Распределение дотаций из региональных фондов осуществляется между МО, в которых уровень расчетной обеспеченности средствами бюджета не превышает установленные показатели для муниципальных районов (городских округов). Определение значений производится по методике, утвержденной региональным законом согласно требованиям БК. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, часть региональных дотаций может быть предоставлена каждому МО в расчете на одного жителя. БК предусматривает случаи, в которых региональным законодательством может формулироваться разный порядок расчета указанной доли средств.

Альтернативное обеспечение

Указанные выше дотации могут частично либо полностью заменяться дополнительными нормативами по отчислениям от региональных и федеральных сборов и налогов в муниципальные бюджеты. Порядок их расчета формулируется законодательством субъекта РФ согласно требованиям, установленным в БК. Распределение дотаций региональных фондов поддержки либо заменяющих их дополнительных нормативов утверждается на региональном уровне на предстоящий финансовый год.

Меры социальной поддержки

Семей, нуждающихся в материальном обеспечении, сегодня в стране достаточно много. На правительственном уровне разработаны программы, в рамках которых производятся разовые и регулярные выплаты. В частности, одним из видов помощи выступает материнский капитал. Что касается инвалидов, военнослужащих, лиц, потерявших кормильцев, для них предусмотрены ежемесячные пенсионные выплаты. Активно осуществляется социальная поддержка детей. Родители имеют право на получение ежемесячных выплат на каждого ребенка. Кроме финансовой помощи, в рамках правительственных программ предусмотрено:

  • Содержание и обслуживание нуждающихся в стационарах.
  • Профобучение, трудоустройство инвалидов, медицинская, протезно-ортопедическая помощь, реабилитационные мероприятия, льготы по оплате коммунальных услуг и прочее.

Несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения

Социальная поддержка детей-сирот осуществляется правительством в разных направлениях. Региональные власти разрабатывают дополнительно собственные программы обеспечения этих лиц. Основной Закон о социальной поддержке несовершеннолетних, оставшихся без родительской опеки, - ФЗ № 159. Этот нормативный акт формулирует основные направления обеспечения их защиты. Деятельность региональных структур осуществляется в сферах:

  1. Образования.
  2. Здравоохранения.
  3. Жилищного обеспечения.
  4. Трудоустройства.

Образование

Дети-сироты имеют право на:


Помимо этого, дети-сироты, кроме тех, кто во время получения образования потерял единственного или обоих родителей, имеют право на:

  1. Повышенную стипендию.
  2. Ежегодное пособие на покупку письменных принадлежностей и учебной литературы.
  3. 100% зарплаты, начисленной за время производственной практики.

Здравоохранение

Детям-сиротам предоставляется бесплатное обслуживание и оперативное лечение в медучреждениях, диспансеризация, регулярные медосмотры, оздоровление. Эти лица получают также путевки в студенческие/школьные профилактические лагеря труда и отдыха. При наличии медицинских показаний, им предоставляется направление на санаторно-курортное лечение. При этом проезд до места и обратно оплачивается за счет государства.

Трудоустройство

В профессиональной сфере дети-сироты получают следующие гарантии:

  • Для лиц, впервые ищущих работу и зарегистрированных в центре занятости в качестве безработных, предоставляется пособие на протяжении полугода. Его размер - средняя величина зарплаты по конкретному региону.
  • Работающие лица в случае ликвидации предприятия или сокращении персонала обеспечиваются нанимателем или его преемником профессиональной переквалификацией с последующим трудоустройством.

Жилищный вопрос

Дети-сироты обладают правом на однократное получение жилья из специализированного фонда по договору найма. При этом площадь предоставляемого помещения должна соответствовать установленным нормативам по метражу на человека. Срок действия договора - 5 лет. Если по окончании этого периода лицо, проживающее в помещении, будет находиться в сложной жизненной ситуации, документ может быть продлен еще на 5 лет. Возможность перезаключения договора предоставляется однократно. Право на получение жилплощади имеют лица, не обладающие собственным помещением, или если оно есть, но нахождение в нем невозможно (при пребывании в нем лишенных прав родителей, несоответствии санитарно-техническим нормам и так далее). Эта возможность сохраняется за лицами, достигшими возраста 23 лет до фактического получения жилья. Для предоставления площади необходимо написать соответствующее заявление по достижению гражданами 18 лет и завершения срока пребывания их в спецучреждениях, после окончания службы в армии. Документ может подать несовершеннолетнее лицо в возрасте 14 лет по согласию попечителей или опекунов. Если этого сделано не было, то гражданин по достижению 18 лет пишет заявление самостоятельно.

Социальная поддержка населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельности существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной поддержки населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной поддержки: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной поддержки прав и свобод человека.

Система социальной поддержки населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной поддержки населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом социальным поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Эффективность работы органов социальной поддержки населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования, предъявляемые к реализации социальной поддержки уязвимых социальных слоев населения: первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; повышение роли социальных и эмоциональных общностей, религиозных общин, коллективов в организациях социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; обеспечение различных форм социальной защиты и разработки адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости.

Социальная поддержка населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные требования к реализации социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

Первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

перенос центра тяжести в работе с материальной поддержкой на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

Повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной поддержки;

Усиление вклада предпринимателей в социальную поддержку нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

Обеспечение различных форм социальной поддержки и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

Максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, поддержку.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную поддержку, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной поддержки населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В первоочередном порядке в социальной поддержке в российской Федерации нуждаются:

Граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;

Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

Инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;

Инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

Граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

Безработные;

Вынужденные беженцы и переселенцы;

Дети - круглые сироты;

Дети с девиантным поведением;

Семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

Малообеспеченные семьи;

Многодетные семьи;

Одинокие матери;

Лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Социальная поддержка - специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).

1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);

2) малоимущие;

3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

Виды программ социальной поддержки:

1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;

2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.

Социальное обслуживание - механизм осуществления социальной поддержки.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению со-циальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Главное звено организации социального обслуживания населе-ния — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллек-тив), малый город без административного деления.

Функции управления вопросами социального обслуживания насе-ления на подведомственной территории осуществляют органы соци-альной защиты населения.

Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого закон-ного представителя.


Принципы социального обслуживания:

1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;

2. доступности;

3. добровольности;

4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;

6. гуманности , доброжелательности, соблюдения конфиденциаль-ности в работе;

7. профилактической направленности;

8. законности и учета международных стандартов.

Цель создания системы социального обслуживания - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя ком-плекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.

Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособны-ми членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.

Социальная служба - система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работники социальной службы - лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.

Одно из требований - все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру вы-полняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.

Клиент социальной службы - человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в соци-альном обслуживании.

Социальная работа - разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь , предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости; специальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Социальный патронажграждан и семей , нуждающихся в посто-янном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении меди-цинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми.

3. Социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, час-тично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых ус-ловий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, ухо-дом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

4. Предоставление временного приюта гражданам без определенно-го места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, другим людям, нуждающимся в такой помощи.

5. Организация дневного пребывания в учреждении социального об-служивания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранив-шим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жиз-ненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального об-служивания.

6. Консультативная помощь гражданам и семьям в области соци-ально-экономического и медицинско-социального обеспечения жизне-деятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.

7. Реабилитационные услуги . Социальные службы оказывают по-мощь в профессиональной, социальной, психологической реабилита-ции гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилита-ционную работу с несовершеннолетними и дрзтими гражданами с об-щественно опасным поведением.

Функции социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает:

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (фи-нансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся вре-менного жилья и т.п.;

Профилактику бедности: создание семьям условий для самосто-ятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринима-тельства;

Надомные услуги семьям и одиноким, нуждающимся в посто-роннем уходе: доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лече-ние, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогу-лочные группы и т.п.);

Организация совместно с органами народного образования вре-менного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшего устройства в детское учреждение, под опеку (попечи-тельство), усыновление;

б) функция консультировании:

Консультации специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая содержит:

Социальную, медико-психологическую реабилитацию несовер-шеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

Медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и под-ростков с ограниченными возможностями семей, их воспитывающих;

г) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три относительно самостоятельных направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разре-шения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медико-психологических, пе-дагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально со-зданными учреждениями, а также при помощи научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение этих проблем;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодоле-нию последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвы-чайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровне, бригад социальных работников, готовых в случае необходи-мости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью про-фессиональной реабилитационной, психологической и иной помощи населению в стрессовой ситуации.

Источники финансирования социальных служб:

Нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения в ре-зультате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

От платных услуг и от хозяйственной деятельности уч-реждений и предприятий службы;

Доходов от приватизации государственной собственности, коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания па подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Вопросы для самоконтроля

2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддерж-ки населения и муниципальном образовании?

3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

4. Какие учреждения социального обслуживания могут создаваться на территории муниципального образования?

Социальной поддержкой можно назвать меры, которые предпринимаются, чтобы удовлетворить социальные потребности человека. В перечень лиц, которые могут получить подобную поддержку, входит достаточно много людей, рассчитывающих на помощь со стороны государства.

Но, социальная защита предусматривается для лиц, не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, у которых возникли временные жизненные трудности и т.д. Рассмотрим подробнее само понятие социальной поддержки, а также категории людей, рассчитывающие на её получение.

Что такое социальная поддержка?

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан – гарантия, предоставляемая государством, что лица, оказавшиеся в затруднительном положении или относящиеся к особым категориям, получат помощь в материальном или натуральном виде. Гражданам, относящимся к особой группе, начисляют ежемесячные выплаты, предлагают пособия или предоставляют гуманитарную помощь.

Социальная поддержка может быть как на бессрочной, так и срочной основе, на протяжении определенного промежутка времени. Этот момент заранее оговаривается. По окончанию срока, если состояние гражданина не улучшилось или его социальный статус по-прежнему подразумевает необходимость в помощи, то срок поддержки продлят.

Какие категории граждан могут получить социальную поддержку?

Соответственно, не каждый человек может претендовать на социальную поддержку. Преимущественно к группам, которым предоставляется помощь со стороны государства, относятся малоимущие лица, инвалиды, федеральные и региональные льготники. В зависимости от их социального статуса, а также жизненной ситуации, предоставляется разная поддержка, как материальная, так и натуральная.

Малоимущие

Количество людей с финансовыми проблемами существенно возросло за последние пять лет. Это связано со многими аспектами: трудности в поиске работы, сокращение, отсутствие постоянного заработка или отсутствие физической возможности.

Но уклон особенно делается на следующие категории граждан:

  • Лица, имеющие детей. Малоимущие граждане с детьми представляют для государства особый интерес, поэтому их поддержка является приоритетным направлением. При рождении ребенка предоставляется материнский капитал, а также присутствуют ежемесячные пособия на содержание малыша. В дополнение можно получить льготы на медицинское обслуживание и бесплатный проезд в общественном транспорте.
  • Лица, оставшиеся без места жительства. К этой категории относятся военные, принимающие участие в боевых действиях, люди с ограниченными физическими возможностями, а также престарелые лица. С помощью государства они могут получить средства на приобретение жилища или же саму жилплощадь.
  • Осиротевшие дети. Сюда относятся отказники, дети, проживающие в приютах. По достижению 18-ти лет они могут рассчитывать на получение жилплощади в установленном порядке.

Преимущественно помощь малоимущим лицам осуществляется натуральная, но и предусмотрен целый ряд пособий.

Инвалиды

Лица с ограниченными физическими или умственными способностями (инвалиды) могут рассчитывать на различную социальную поддержку: бесплатную медицинскую помощь, реабилитацию, производство средств, которые облегчают ведение быта, получение жилплощади и, конечно же, пособия и денежные выплаты.

Федеральные льготники

К федеральным льготникам относится группа лиц, которым предоставляется социальная помощь по разным причинам. Рассчитывать на этот вид помощи могут такие категории граждан:

  • герои СССР;
  • почетные обладатели ордена Славы;
  • лица, находящиеся в плену во время войны;
  • родственники или члены семьи участников боевых действий;
  • лица с ограниченными физическими или умственными способностями;
  • люди, пострадавшие от радиации;
  • лица, ставшие донорами (не все).

Преимущественным видом помощи является пособие, выплаты, в нередких случаях – обеспечение жилплощадью или улучшение жилищных условий.

Региональные льготники

Второй группой, которой положена социальная поддержка, являются региональные льготники. К ним относятся ветераны труда, ликвидаторы последствий катастрофы в ЧАЭС и труженики тыла.

На особом положении находятся ликвидаторы последствий катастрофы ЧАЭС. Они или члены их семьи могут претендовать на несколько ежемесячных выплат. Родственники пострадавших ликвидаторов могут рассчитывать только на одну ежемесячную выплату на бессрочной основе.

Социальная поддержка, предоставляемая федеральным и региональным льготникам, преимущественно осуществляется на бессрочной основе. Сроки устанавливаются только в исключительных случаях, когда состояние человека, требующего помощь, может улучшиться.

Какие есть дополнительные виды социальной поддержки

Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.

Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.

Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.

Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.

Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.

Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.

Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.

Новое на сайте

>

Самое популярное