Домой Реализация Обучение. Философия систем Боулинг теории систем

Обучение. Философия систем Боулинг теории систем

Тип системы Уровень сложности Пример
Неживые системы Статические структуры Кристалл
Простые динамические структуры с заданным законом поведения Часовой механизм
Живые системы Открытые системы с самосохраняемой структурой Клетки
Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию Растения
Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием Животные
Системы, характеризующиеся самосознанием, мышлением Люди
Социальные системы Социальные организации

Рис. 1. Классификация систем


При изучении процессов, происходящих в об­ществе, в том числе и в области экономики, весьма эф­фективно использование понятия больших систем. В них совершенно необязательно наличие большого числа эле­ментов или связей между ними. Следует отметить, с по­знавательной точки зрения, глубокие, принципиальные отличия между системами и большими системами; эти отличия имеют прежде всего качественный характер.

Большие системы (БС) - это такие системы, которые могут быть представлены совокупностью подсистем по­стоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках дан­ной большой системы базовые элементарные функции.

Процесс представления БС в виде иерархии подсистем называется декомпозицией.

Примером декомпозиции БС является представление народного хозяйства (национальной экономики страны) как совокупности подсистем - отраслей, объединений, предприятий, цехов, участков, рабочих мест. Базовой подсистемой выступает отдельный работник на рабочем месте. Помимо этого национальная экономика может быть представлена совокупностью региональных эконо­мик; регионов с различным уровнем развития; с погра­ничными зонами; с различным уровнем дохода на душу населения и т. д.

Осуществляя декомпозицию БС по указанному пра­вилу (рис. 2), можно представить ее совокупностью под­систем первого уровня - последовательностью 1, 2, 3 ... М подсистем. В дальнейшем в качестве примера на каждом последующем уровне представим результаты раз­биения только одной из подсистем. На втором уровне ре­зультатами разбиения подсистемы 2 выступают подсистемы более низкого уровня - 2.1, 2.2, и т. д., вплоть до подсистемы 2.К. На третьем уровне представлены результаты разбиения только подсистемы 2.2 - это подсистемы 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 и т.д. вплоть до подсистем 2.2.N. И, наконец, на пятом уровне представлены подсистемы 2.2.2.2.1, 2.2.2.2.2 и т.д. вплоть до подсистем 2.2.2.2.R.


Важнейшая особенность БС заключается в том, что в них любая подсистема по отношению к подсистемам низшего уровня является большой, но она не является таковой по отношению к подсистемам более высокого уровня. Так, отрасль по отношению к предприятию является большой системой, но она является подсистемой (субсистемой) по отношению к народному хозяйству.

Mineralia sunt, vegetabilia vivunt et crescunt, animalia vivunt, crescunt et sentiunt.

{71. Минералы существуют, растения живут и растут, животные живут, растут и чувствуют (лат.) К.Линней. (Можно продолжить это высказывание в обе стороны.}

Над прикладным развитием понятий ОТС по фон Берталанфи успешно работал К.Боулдинг . Его важнейшей заслугой является формирование некоторой условной порядковой шкалы сложности систем , на которую они проецируются по признаку их отношения к потокам входной информации .

В сокращенном виде эта шкала (классификация) представлялась К.Боулдингу следующим образом:

1. Первый уровень - уровень статической структуры . Он мог бы называться уровнем “оснований” или “остовов”. Описание этой структуры служит началом систематизированных теоретических знаний, так как невозможно создать точную функциональную или динамическую теорию, не имея достоверного описания статических взаимоотношений. Это уровень статических систем, существование которых не предопределяется потоками информации.

2. Второй уровень иерархии систем представляет собой уровень простой динамической системы с предопределенными, обязательными движениями. Он может быть назван уровнем “часового механизма”. Большая часть теоретических положений в физике, химии и ряде других наук относятся к этой категории. Это уровень динамических систем, существование которых не связано с переработкой потоков информации .

3. Третьим является уровень механизма управления или, другими словами, системы с управляемыми циклами обратной связи , причем его можно назвать уровнем «термостата”. Он отличается от простой системы устойчивого равновесия главным образом тем свойством, что передача и анализ информации составляют существенную часть системы . Это простейший из всех уровней систем, существующих в мире, где информационные потоки и их переработка могут влиять на систему.

4. Четвертый уровень – “открытая система”, самосохраняющаяся структура.. Подчеркиваем, что первое упоминание в классификации К.Боулдинга самосохраняющейся структуры, как характеристики, связанной с информацией, относится к “надкибернетическому” уровню. Это уровень, на котором живое начинает отличаться от неживого, и он может быть назван уровнем “клетки”. Это уровень зарождения собственного отношения системы к входящей информации , уровень промежуточный между пассивной и активной реакцией на входную информацию.

5. Пятый уровень можно назвать “генетически-общественным” или уровнем “растения”. Здесь речь идет о специфической форме реакции на возмущающую информацию , присущую миру растений и связанную, например, с известными степенями приспособляемости и другими реакциями на внешние воздействия.



6. По мере движения в этой иерархии вверх постепенно достигаем нового уровня - уровня “животных”, который характеризуется наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью. Здесь развиты специализированные приемники информации (глаза, уши и т.д.), что приводит к значительному увеличению потока входной информации; кроме того, имеются развитые нервные системы, в конечном итоге приводящие к появлению мозга, который формирует из воспринимаемой информации основные черты явления, или “образ”.

Чем выше организация индивидуума, тем заметнее становится то, что его поведение не является простым ответом на какое-то воздействие, а определяется “образом”, или структурой знания, или окружающей обстановкой в целом... Трудности предсказания поведения этих систем возрастают из-за того, что между воздействием и реакцией на него вклинивается образ.

7. Следующий уровень рассматривает отдельного человека как систему и называется “человеческий”. Кроме всех или почти всех характеристик “животных” систем человек обладает самосознанием , которое отличает его от простой осведомленности животного. Человеческое воображение помимо того, что оно сложнее, чем у высших животных, обладает свойством самоотражения - человек не только знает, но и осознает, что он знает. Это свойство тесно связано с явлениями языка и с использованием символов. Фактически это указание не столько на существенность абстрагирования, сколько на уровень языка. Существенно больший уровень контекстной зависимости языка человека в сравнении, например, с языком животных, является одной из тех причин, по которой “интеллектуальность” считается атрибутом, прежде всего, именно человека..

8. Общественные (социальные) институты составляют следующий уровень организации... Именно к этому уровню относится подавляющее число систем, организующих научно-производственную и общественную деятельность, т.е. систем, организующих существование предыдущих уровней , и без которых существование субъектов как информационно - организованного сообщества было бы невозможно. Положение этого уровня в иерархии систем по К.Боулдингу диктовалось, скорее всего, предположением о том, что система, составленная из объектов определенного уровня, будет в системном смысле сложнее. Здесь автор ориентирует нас не столько на научно-производственную деятельность, сколько по выражению автора на “тонкий символизм искусства, музыку и поэзию, сложную гамму человеческих эмоций”.

9. Чтобы завершить построение иерархии систем, необходимо добавить последний уровень - трансцендентные системы . Существует конечное и абсолютное, неизбежное и непознаваемое, проявляющее определенную структуру и взаимосвязь. Будет печальным тот день для человечества, когда никто не сможет задать вопросов, на которые не существует никаких ответов. Девятый уровень систем - трансцендентные системы - интересен для прикладной теории интеллектуальных систем управления тем, что он указывает на возможность существования некоторого еще более сложного класса систем в том случае, если правомочно утверждение о возможности полного отрыва информации от физического носителя.…

Как писали раньше, нет непознаваемых систем, есть непознанные системы. Сегодня мы можем себе позволить говорить об ограниченной наблюдаемости системы одного уровня с другого , в том числе, в некоторых случаях, возможно, и практической не наблюдаемости систем старшего уровня с уровня системно более простого (как, впрочем, и наоборот).

О подобных ситуациях говорит нам и введенный К. Боулдингом уровень трансцендентных систем. Не менее интересен в этом смысле и барьер между кибернетическим и надкибернетическими уровнями. Если возможно его преодоление с использованием технической элементной базы, то может быть можно (скажем, по аналогии) преодолеть и барьер трансцендентности?

Конечно, современный исследователь отметит необходимость некоторой модернизации этой классификации (по логике построения должен быть введен уровень “вирусов”, возможны и другие аналогичные замечания). Тем не менее, основной успех и ценность предложенной иерархии заключаются в указании К.Боулдингом линейного среза, характеризующего важнейшие моменты развития систем без построения многомерной модели их классификации . Тем самым дается простое объяснение взаимосвязи систем без сложных для начального восприятия подробностей, но обеспечивающее достаточную обоснованность дальнейших построений, базу, на основании которой можно строить прикладные теории.

Для прикладной теории систем управления в классификации К.Боулдинга основным моментом является фактическое указание о необходимости упорядочения систем по смыслу обработки характеризующих их входных информационных потоков , т.е. по уровням восприятия, переработки и выдачи информации во внешний мир, а, следовательно, и по некоторой качественной оценке возможности обработки информации для каждого уровня.

Важен факт постепенного, внутри уровня и скачкообразного между уровнями, качественного изменения смысла восприятия и обработки информации, перехода от сигнального и контекстно-свободного к структурному и контекстно-зависимому анализу информации. Как следует из классификации К.Боулдинга, такие уровни целесообразно рассматривать и как отдельные виды систем и как их симбиозы.

Важнейшим моментом является выделение в иерархии систем более сложного уровня нежели третий – “кибернетический”, для отдельного рассмотрения по параметру невозможности нахождения для них строгого математического описания. Далее они будут упоминаться не только под собирательным названием “надкибернетические”, но и, как это принято в работах фон Берталанфи, К.Боулдинга, Дж.Миллера и ряда других ученых, под собирательным названием “живые системы”.

Классификация К.Боулдинга указывает на процесс непрерывного повышения значимости информационной составляющей по мере роста организационной и поведенческой сложности систем вплоть до трансцендентного уровня .

В конечном счете, информация сама становится системой, начинает довлеть над системами низших уровней и, в некотором смысле, “информация начинает существовать самостоятельно”.

Эта страна лидирует по количеству дорожек в расчёте на одного жителя (1/2 250); по этому показателю за США следуют страны Британского Содружества , Скандинавии и Япония . Всего в 120 странах мира по данным на 2007 год насчитывалось порядка 10 миллионов постоянных игроков в боулинг . Игроки объединяются в клубы, клубы - в различные ассоциации, которые, в свою очередь, организовывают национальные и международные турниры.

Самой крупной и авторитетной ассоциацией является Международная федерация боулинга (World Bowling; WB) , объединяющая федерации 134 стран. Федерация признана официальным регулятором и устанавливает правила и стандарты оборудования для 10- и 9-кегельного боулинга во всём мире . Чемпионаты WB проводятся раз в 2 года.

История

Прототипы игры в боулинг, - то есть некий круглый, достаточно тяжёлый снаряд, рассчитанный скорее на катание, чем на бросок, с набором однотипных мишеней, - археологи и этнографы обнаруживают в различных частях света: в Индии и в Финляндии , в Йемене и в Полинезии . Самым древним экземпляром протобоулинга считается игровой комплект, найденный в 1930 году в захоронении подростка додинастической эпохи в Египте и датируемый 3200 годом до н. э. Древнейшее помещение, оборудованное под игру, похожую на боулинг, обнаружено тоже в Египте, в Каире , в 2007 году - постройка датируется 2000 годом до н. э.

Однако родиной современного боулинга следует считать местности Верхней Германии , - о существовании здесь деревянных колышков (Kegel) и каменного шара для их выбивания (Kugel) имеются свидетельства уже для III века н. э. Поначалу они использовались в религиозных ритуалах: сбивавший колышек освобождался от греха . Постепенно ритуал десакрализовался и развился в забаву, полюбившуюся многим немецкоязычным народам. Во времена Великого переселения , скорее всего, эта игра распространилась по всей Европе: к концу средних веков под родственными названиями она известна во Франции, Испании, Италии, в Нидерландах, в Дании и Англии . Правила и оснастка игры при этом варьировались не только от страны к стране, но и от города к городу, из-за чего, очевидно, и сложилось её современное разнообразие: только в 9-кегельном боулинге насчитывается около ста вариантов игры.

Игра в кегли. Миниатюра, Германия, 1736

Старейшая в мире и до сих пор действующая площадка для игры в боулинг находится в Англии, в Саутгемптоне , - утверждается, что как таковая она использовалась ещё в 1299 году . А в 1366 году король Англии Эдуард III уже был вынужден запретить «шары на траве » в своих войсках, побуждая слишком азартных солдат посвятить освободившееся время более полезным упражнениям в стрельбе из лука .

В XVI веке разновидности боулинга, особенно 9-кегельного, становятся всеобщим увлечением народов, живущих в бассейне Северного моря. В неё играют все - крестьяне и рабочие, солдаты и матросы, дворяне и короли, - англичане, голландцы, датчане, немцы, французы. Причём, зачастую в ущерб своим прямым обязанностям и кошельку. Король Англии Генрих VIII , сам страстный игрок, издал указ, запрещавший играть в «шары на траве» всем, кроме состоятельных граждан, поскольку в войсках и среди рабочего люда расшатывалась дисциплина . Об этом же монархе говорится, что он придумал использовать в качестве шара пушечные ядра .

В то же время, имеются сведения, что именно великий современник Генриха VIII, немецкий религиозный реформатор Мартин Лютер , якобы зафиксировал название игры «кегли » и установил число кегель в игре, равным 9, как оптимальное . Также, и о знаменитом английском корсаре Фрэнсисе Дрейке рассказывают, что новость о приближении врагов застала его в середине партии в боулинг, в ответ на которую он якобы сказал: «Ещё достаточно времени, чтобы победить… и испанцев тоже!». А о младшем современнике Дрейка, набожном короле Якове I , говорят, что, боясь греха, он избегал играть во многие игры, но для боулинга делал исключения .

Таким образом, вполне закономерно, что в эпоху колонизации Америки вместе с колонистами в Новый свет перебралась и популярная игра. Старейший парк на Манхеттене в Нью-Йорке так и называется «Боулинговая поляна» (Bowling Green), как и восемь городов в «старых штатах » США . Особенной приверженностью отличались переселенцы из Голландии и германских княжеств.

«Первый чемпионат А. К. Б.
6 дорожек. 41 команда по 5 человек
». Афиша, Чикаго, 1901

Ко второй четверти XIX века игра в боулинг в Америке приняла настолько явный азартный характер, чреватый потасовками, горестями и плутовством, что сначала игра была запрещена в штате Кентукки , затем в штате Нью-Йорк , а в 1870 году - на территории всех Соединённых Штатов Америки . Вместе с этими запретами появился и стал быстро распространяться 10-кегельный боулинг (tenpin), формально не подпадавший под закон. Кегли в нём расставлялись не ромбом, как при 9 кеглях, а треугольником. Постепенно количество отличий увеличилось. К концу XIX века этот 10-кегельный вариант (тенпин) почти полностью вытеснил в США 9-кегельный.

И хотя происхождение «десятой кегли» у США оспариваются Англией и Шотландией , родиной самой популярной версии боулинга справедливо будет считать США, поскольку именно здесь в 1895 году «Американским конгрессом боулинга» были установлены официальные стандарты на кегли, дорожки и шары и выработаны единые правила игры в тенпин; а также проведён первый в мировой истории чемпионат (Чикаго, 1901) .

Правила

Одна партия состоит из 10 фреймов . В каждом фрейме у игрока есть два броска. Если игрок сбивает все 10 кеглей первым броском, такой бросок называется страйк (англ. strike - удар) и обозначается «Х». Если игрок сбивает все 10 кеглей за два броска, такой бросок называется спэр (англ. spare - запасной) и обозначается «/». Если в результате первого во фрейме броска остаются несоседние кегли, например угловые 7 и 10, такая комбинация называется сплит (англ. split - расколотый) и обозначается Ⓢ {\displaystyle \circledS } , где S - это количество сбитых кеглей. За «конвертацию» сплита, то есть спэр при сплите, дополнительные очки, кроме как за спэр, не начисляются. Если после двух бросков остаются несбитые кегли, такой фрейм называется «открытым».

Если во фрейме страйк, сумма очков за этот фрейм будет равна количеству сбитых кеглей в этом фрейме (10 кеглей) плюс количество фактически сбитых кеглей за два следующих броска (в одном или двух фреймах, в зависимости от того, был ли страйк в следующем броске). Если во фрейме сбит спэр, то сумма очков будет равна количеству сбитых кеглей в этом фрейме (10 кеглей) плюс количество фактически сбитых кеглей за первый бросок в следующем фрейме. Если фрейм остался открытым, то сумма очков будет равна количеству сбитых кеглей в этом фрейме.

Поскольку количество очков во фрейме, в случае страйка и спэр, зависит не только от бросков в этом фрейме, но и от следующих бросков, особый статус получает последний, 10-й, фрейм. Если в десятом фрейме первым броском выбивается страйк, игрок может сделать ещё два броска в этом же фрейме. Если в десятом фрейме удаётся спэр, игрок может сделать ещё один бросок. Следует отметить, что к спэр и страйкам в 10-м фрейме, естественно, не применяются указанные выше правила, поскольку нет следующего фрейма. Если за два первых броска в десятом фрейме остаются несбитые кегли и фрейм получается открытым, игра заканчивается.

Таким образом, максимальное количество очков в одной партии - 300, поскольку максимально в каждом фрейме можно заработать 30 очков (10 очков за страйк в этом фрейме плюс 20 очков за страйки в следующих двух бросках). В профессиональных лигах, например PBA (англ.) , у лучших игроков среднее количество очков, набираемых за партию, обычно не ниже 200.

Два подряд страйка называются «дабл» (англ. double - двойной), три - «тёрки» (англ. turkey - индейка), четыре - «хэмбоун» (англ. hambone - окорок).

Оборудование

Профессиональный шар и кегля для боулинга

Официальные соревнования по боулингу с использованием комплекта из 10 кеглей проводятся только на специальном оборудовании, которое соответствует всем спецификациям и стандартам Международной федерации боулинга (World Bowling; WB) . Требования к оборудованию установлены Приказом Министерства спорта РФ № 742 от 2 сентября 2014 г. В случае спортивной ситуации, не описанной в данном Приказе, применяются правила и стандарты WB.

Дорожки

Дорожки возникли в уличной версии игры, - в помещениях, как правило, довольствовались полом. Дорожки попроще делались из прочной глины или сланцев, а подороже - из досок сосны и клёна толщиной 1 дюйм и шириной 3; у богачей доски укладывались на ребро особой чередой и плотно стягивались «с мастерством паркетчика » , бедняки же могли сэкономить, уложив подручные доски плашмя. Над дорожкой мог устанавливаться навес от солнца и дождя. В конце дорожки предусматривалось место для «боя» (boy), собирающего и ставящего сбитые кегли, ведущего счёт и возвращающего шары по специальному жёлобу.

Современные дорожки изготавливаются в основном из сверхпрочных синтетических материалов , также допускаются изготовленные из древесины и покрытые строго регламентированным WB лаком.

В современном боулинге длина дорожки от линии заступа до центральной оси кегли № 1 составляет 60 футов ± 1 / 2 дюйма (18288 ± 13 мм), от оси кегли № 1 до заднего края - 34 3 / 16 дюйма ± 1 / 16 дюйма (868,5 ± 1,5 мм), при этом общая длина от линии заступа до заднего края не имеет допусков (эталонная) и составляет 62 фута 10 3 / 16 дюйма (19156 мм точно ).

Ширина дорожки составляет 41 1 / 2 дюйма ± 1 / 2 дюйма (1054 ± 12,7 мм)

В понятие дорожки включаются также участок подхода, линия заступа, плоские желоба, отбойники, площадка для кеглей, задний борт, шахта для сброса кеглей, автоматическое устройство установки кеглей, разметка и указатели. Их форма, размеры, количество, способ изготовления и все промежуточные расстояния строго регламентированы и часто не имеют допусков, либо имеют минимальные. К примеру, «ориентиры» в зоне подхода должны быть круглыми, но не более 3 / 4 дюйма (19 мм), а линия заступа должна быть не менее 3 / 8 дюйма (9,5 мм), но и не более 1 (25,4 мм).

Также контролируются наклон дорожки, её поверхность и сила трения, отклонения в которых не допускаются .

Перед соревнованиями в обязательном порядке проводятся лабораторные измерения всех контрольных параметров дорожки .

Кегли

До 1895 года, когда материал, размеры и масса кеглей были впервые стандартизированы, кегли имелись во всём возможном разнообразии: глиняные, деревянные, каменные, - самых прихотливых форм. В современном боулинге все характеристики (даже наличие изображений и толщина слоя краски) регламентируются. Однако допускаются некоторые поблажки, особенно в отношении новых технологий или престижа крупных производителей. В Российских правилах, установленных специальным Приказом Министерства спорта, наоборот, в отношении к стандарту кеглей придерживаются консервативного подхода. Так, применение набора цветных кеглей и кеглей не из дерева по российским правилам допускается только в соревнованиях, организуемых международной федерацией боулинга () .

Изготавливаются кегли из твёрдого клёна , - из цельного куска или из нескольких слоёв. Масса стандартной кегли вместе с покрытиями должна составлять не менее чем 3 фунта и 6 унций (1531 г) и не более чем 3 фунта и 10 унций (1645 г). Высота кегли должна быть 15 ± 1 / 32 дюйма (380-382 мм). Радиус закругления равномерной дуги в верхней части кегли - 1,273 дюйма ± 1 / 32 дюйма (31,5 - 33 мм).

На высоте 4,5 дюйма (114 мм) над основанием кегли её диаметр должен составлять 4,755 - 4,797 дюйма (121-122 мм). Такая точность важна потому, что от неё зависит центр тяжести кегли и, следовательно, её устойчивость, влияющая на всю игру. Параметры кегли рассчитаны таким образом, чтобы каждая из них оказывала 24%-ное сопротивление массе самого тяжёлого шара, составляющей, согласно правилам, 16 фунтов (7,5 кг).

Допускается разумный износ кеглей, очистка грязи и осколков металлической мочалкой (скрабом) или наждачной бумагой, заплатки пластикового покрытия, - при условии, что все эти действия обеспечивают одинаковый внешний вид кеглей в комплекте, и выполнены в пределах предписаний стандартов WB .

Шары

Прокатные шары («хаус-боллы»)

С древности и до 1895 года, времени утверждения первых официальных правил, шары изготавливались из произвольных материалов и самых различных размеров. К XIX веку опытным путём оптимальным был признан шар из бакаута , - исключительно полезной, редкой по твёрдости и прочности древесины . За удивительные свойства бакаут называли «lignum vitae» (лат. дерево жизни), «palo santo» (исп. святое дерево), «greenheart» (англ. зелёное сердце). Очевидно, что стоимость шара из такой ценной древесины вполне соответствовала редкости материала.

Техника разбега и броска шара

В 1905 году появился первый приемлемый заменитель слишком дорогого бакаута - натуральная резина (Evertrue). В 1911 году её удалось заменить ещё более дешёвой резиной синтетической (Mineralite), преобладавшей в качестве основного материала для шаров боулинга вплоть до 1970-х, - эры синтетических полимеров .

По состоянию на 2015 год, по действующим российским правилам, к игре допускаются шары, изготовленные не раньше 1 января 1991 года . Шары изготавливаются из полиэстера (в обиходе - пластик - материал прокатных шаров) и различных модификаций полиуретана («реактивная смола», эпоксидная смола , полиуретан с добавлением частичек кварца и др. - материалы профессиональных шаров) .

Профессиональные шары отличаются от прокатных (предоставляемых для игры боулинг-центрами) не только материалом, но и структурой. Её неоднородность за счёт наличия ядра обеспечивает смещение центра тяжести шара относительно его геометрического центра, увеличивающее вращение шара и потенциал дугообразного движения («хука») от края дорожки в «карман» - область между первой и третьей кеглей (для правшей) или первой и второй кеглей (для левшей).

Кроме того, отверстия для пальцев в профессиональных шарах высверливаются индивидуально таким образом, чтобы средний и безымянный пальцы входили в шар только по первую фалангу.

  1. «Лоу бол » (Low Boll) - задача: при том же количестве фреймов и подходов набрать как можно меньше очков. Страйк и спэр считаются, как обычно. Промах на первом шаре считается как страйк. Если второй шар брошен, но сбивает не все кегли, не(?) попадая в жёлоб, он считается как спэр. По крайней мере одна кегля должна быть сбита за подход. Промах на втором шаре считается как страйк. Идеальный счёт - 20 (по одной кегле за подход в 10 фреймах).
  2. «Байрут боулинг » (Byroute Bowling) - командная игра на двух дорожках. Задача: каждый игрок команды должен как можно быстрее выбить страйк. В начале игры по одному игроку от каждой команды подходят к своим дорожкам, пока один из них не выбьет страйк, выбившего тут же сменяет другой участник его команды. Количество подходов не ограничено.
  3. «3-6-9 » - обычная игра, в которой, однако, в 3, 6, и 9 фреймах заранее считается страйк.
  4. «Лайт страйк » (Light Strike) - обычная игра, однако страйком считаются и 9 (вариант - 8) кеглей; сплит без главной кегли (№ 1) считается как спэр.
  5. «21 » - обычная игра, однако за гейм игрок обязан выбрать фрейм, чтобы подойти третий раз. Это может быть любой фрейм, кроме десятого, причём, использовать дополнительный подход игрок обязан.
  6. «Бэйкер » (Baker) - игра команд по 5 человек на две (вариант - одну) дорожки. Первые игроки подходят на 1 и 5 фреймы, вторые - на 2 и 6 и т. д. Если в команде меньше или больше 5 человек, какие-то игроки подходят чаще или реже.
  7. «Шотландская парочка » - играют два игрока на одной дорожке, причём первый подходит только к первым броскам во фрейме, а второй - только ко вторым. Через гейм очерёдность меняется.

Боулинг в России

Боулинг в киноискусстве

Примечания

  1. Фрейм (от англ. frame - группа из чего-либо, составляющая основу чего-нибудь, каркас) - так называется в боулинге подход игрока к дорожке с правом бросить шар дважды, обычно игра ведётся до 10 фреймов.
  2. // Encyclopædia Britannica / Chisholm, Hugh, ed.. - 11th ed.. - New York: Encyclopædia Britannica, Inc, 1911. - Vol. IV, BISHĀRĪN to CALGARY. - P. 344. - 1004 p.
  3. Белых, Антон. Кегельбум // Московский бизнес-журнал: Журнал. - 2007. - № 6 . - С. 14-20 . -

«Подход Боулдинга к формулированию основных концепций общей теории систем характерен тем, что он, во-первых, начинает с вычленения явлений, имеющих достаточно общий характер и составляющих предмет исследования многих научных дисциплин, и, во-вторых, группирует их в зависимости от степени сложности, т.е. идет путем «таксокологии» систем.

Так, общим для предметной области разных научных дисциплин явлением он считает «население», независимо от того, состоит ли оно из животных, социальных классов, товаров или молекул. К факторам, имеющим общее значение, могут также относиться:

а) индивидуумы - электрон, атом, молекула, клетка, растение, животное, человек, семья, племя, государство, церковь, фирма и т.п. Все они взаимодействуют с окружающей средой, в состав которой входят другие «индивидуумы», следствием чего является определенное поведение, т.е. совершаемые действия, изменения и т.п.;

б) поведение каждого «индивидуума», которое определяется его собственной структурой. Оно может быть объяснено как тенденция к сохранению или восстановлению status quo как предпочтительного состояния или же как иная тенденция;

в) рост, представляющий собой настолько важный и специфический аспект поведения, что подлежит выделению в специальную категорию;

г) информация и связь, в силу их особого значения вычленяющиеся в качестве отдельной категории из всего комплекса взаимоотношений.

Установив элементы и категории каждой системы, Боулдинг выделяет далее восемь иерархических уровней систем.

1. Статические системы. Типичными системами этого класса могут быть атомы в молекуле, карты Земли или Солнечной системы. Такого рода системы можно, по мнению Боулдинга, выявить почти во всех областях реальности, и их следует рассматривать как фактическую основу (или организационную схему) всякого систематического (организационного) знания.

2. Простые динамические системы. Это - системы уровня часовых механизмов, где движение детерминировано. К ним могут быть также отнесены и достаточно сложные машины, наподобие парового двигателя или динамо-машины, равно как и значительная часть теоретических знаний в области физики, химии и экономической науки.

3. Простые кибернетические системы (примером их может служить термостат). К ним относятся все системы, где имеют место передача, коммуникация и интеграция информации, процессы, позволяющие обеспечить саморегулирование системы и, таким образом, поддерживать заданное состояние.

4. Открытые, или самонастраивающиеся, системы. Это уровень, на котором происходит отделение органической жизни от неживой материи. Он может быть также назван «клеткой». К открытым системам относятся также огонь и реки.

5. Жизнь растений. Здесь возникает определенное разделение труда между клетками, формирующими «клеточные общества» листьев, зёрен и т.п.

6. Царство животных. В отличие от растений, у которых органы чувств развиты очень слабо, у животных формируются специальные информационные рецепторы (глаза, уши и т.п.), развивается нервная система, позволяющая мозгу организовывать информацию, регулируя поведение животного.

7. Человек как система, обладающая способностью самопознания. Он не только знает нечто, но знает, что знает. Высокоразвитая память, способность говорить, воспринимать и интерпретировать символы, знание прошлого опыта и т.д. - всё это отличает человека от его скромных собратьев.

8. Социальная организация. В этом случае объектом исследования является не индивидуум, а его роли. Социальная организация определяется как ряд или группа ролей, связанных в систему через каналы коммуникаций.

Таковы в трактовке Боулдинга основные посылки общей теории систем, свидетельствующие о плодотворном стремлении преодолеть ограниченный эмпиризм, несостоятельность которого стала в наши дни очевидной во всех областях знания».

Гвишиани Д.М. , Избранные труды по философии, социологии и системному анализу, М., «Канон+», 2007 г., с. 267-269.

Спортивные игры - прекрасный способ отлично провести время, особенно если параллельно можно посидеть за столиком и пообщаться с друзьями. Часто хочется не только получить удовольствие от процесса, но и одержать победу. Из этой публикации вы узнаете, как правильно играть в боулинг, его технику и другие особенности.

Краткая история и описание игры

Рассматриваемый стал выглядеть по-современному в конце 19 века. Раньше в нем использовалось 9 кеглей, затем добавилась еще одна. В конце 30-х годов 20 века в США был изобретен пинсеттер - устройство для автоматического выставления кеглей и возврата шара. В 70-х годах автоматизироана система подсчета очков.

Боулинг популярен среди мужчин и женщин разных возрастов и профессий. Цель игры - сбить максимальное количество кеглей при помощи шаров. Существуют разные виды боулинга: из 5 и 10 целей. Они отличаются не только количеством кеглей, но и числом бросков в одном фрейме. Наиболее распространенным является второй вариант. Шар должен направляться по специальной площадке, не выходя за ее пределы (иначе не будет сбито ни одной цели).

Меры безопасности

Вне зависимости от уровня игрока (новичок или любитель), начинать следует с разминки. Мышцы должны быть разогреты и готовы к предстоящим нагрузкам. Если этого не сделать, возникает риск получить травму. Кроме этого, следует соблюдать следующие правила боулинга:

  1. Поскольку игрок постоянно находится в движении, у него должна быть удобная нескользящая и не царапающая обувь (выдается в боулинг-клубах).
  2. Если мышцы рук слабо развиты, не стоит брать слишком тяжелый шар, иначе будет болеть спина. Люди, желающие понять, как правильно играть в боулинг, часто игнорируют этот пункт, а на следующее утро просыпаются в болезненном состоянии.
  3. Запрещается пересекать линию фола, иначе результат не засчитывается. Все дело в том, что перед началом игры поверхность за установленной границей покрывают специальным веществом. Если переступить линию, подошва соприкоснется с ним и станет скользкой. В результате можно получить серьезную травму.

Как играть в боулинг: правила

Одна партия состоит из десяти фреймов, в каждом из которых игроки имеют возможность сделать два броска. Если сбиваются все кегли с одной попытки, это называется страйк (Х), если с двух - спэр (I). Когда после удара остаются дальние угловые, комбинация называется сплит (S). Если после двух бросков не удалось сбить все кегли, фрейм называется открытым.

Когда геймеру удается сделать страйк, сумма очков от следующих двух ударов удваивается. Если получился спэр, то возрастает только результат от одного очередного броска. В остальных случаях баллы начисляются по количеству сбитых кеглей. Бывает, что игрок два раза подряд сбивает все кегли с первой попытки. Такая комбинация называется дабл и ему начисляется 20 очков. Поскольку финальное количество баллов зависит не только от текущего, но и следующего подхода, десятый фрейм получает особый статус. Если в нем игрок с одного броска выбивает страйк, он делает еще два. Когда удается сделать спэр - один бросок.

Выбор и удерживание шара

Желающие получить ответ на вопрос о том, как правильно играть в боулинг, должны уметь правильно выбрать шар. На каждом из них имеются цифры, обозначающие вес в фунтах (1 единица равна 0,45 килограмм). В идеале масса изделия должна составлять 1/10 веса игрока. Для детей предназначены шары с цифрой 6-7. Женщинам и девушкам - номера 8-9, а мужчинам от 10 до 16. Вес шара должен быть средним для игрока: не слишком легким или тяжелым.

В принципе, чем больше весит шар, тем проще его контролировать, поэтому профессионалы предпочитают именно их. Неподготовленным людям, мечтающим понять, как правильно играть в боулинг, такой эксперимент обойдется вывихом, растяжением или разрывом связок. На следующий день может заболеть спина, особенно после употребления алкоголя, не позволяющего почувствовать перегрузку мышц.

Стандартные шары имеют три отверстия (паза), предназначенные для большого, среднего и безымянного пальцев. Большой погружается полностью, а остальные только до второй фаланги. Указательный палец и мизинец свободно располагаются на поверхности, а ладонь слегка касается ее. Самое главное - удобство человеку держать предмет.

в боулинг

Знать правила не достаточно для того, чтобы набрать много очков и выиграть партию. Должна соблюдаться техника боулинга. Весь этот увлекательный процесс не терпит суеты, поэтому перед первым броском после выбора шара следует хорошенько прочувствовать его вес и инерцию. Чтобы попасть в большее количество целей, изделие отпускают на четвертом шаге, на каждом из которых делается небольшой замах рукой назад. На последнем отклоняют шар вперед и делают бросок. При этом важно максимально точно прицелиться.

Если вы хотите понять, как правильно играть в боулинг, нужно знать шара: при ширине 1,6 м длина дорожки составляет 18 метров. Кегли стоят в виде треугольника. Профессиональным считается удар, когда получается страйк.

Как определить результат игры?

Расчет очков - хлопотный процесс, поэтому он поручается автоматизированным системам. Результаты отображаются на отдельном мониторе после каждого попадания в цель. Задача игроков - научиться делать правильный бросок и сбить все кегли, соблюдая правила боулинга. Побеждает игрок, набравший максимальное количество очков.

В одном фрейме можно набрать 30 баллов в случае, если следует три страйка подряд. Участники, набравшие высокие результаты (от 200 баллов), владеют довольно высоким уровнем мастерства. Игра с количеством 300 баллов (12 страйков подряд) называется «Perfect Game», что в переводе означает «Идеальная игра».

Как выиграть в боулинг?

Многие приходят в центр просто отдохнуть, и им не слишком важны очки. Желающим выиграть партию можно дать несколько рекомендаций. Новичкам следует помнить, что они играют для удовольствия и не следует гнаться за результатами профессионалов, которые тратят половину дня на боулинг. Правила и техника игры обязательно должны быть соблюдены, иначе теряются очки. Не нужно никуда торопиться. Для начала лучше использовать нетяжелые шары.

Для того чтобы получить страйк, необходимо целиться не в самую ближнюю одиночную кеглю, а расположенную между двумя или несколькими другими целями. Этот секрет создает эффект домино, благодаря которому возрастают шансы добиться страйка. Самым важным критерием успеха остаются регулярные тренировки. Чем чаще человек посещает боулинг-центр, тем выше его результаты.

Польза от боулинга

Рассматриваемый вид досуга проходит в активном движении. В это время тело испытывает прилив энергии, благодаря чему улучшается кровообращение. Техника боулинга принуждает во время игры делать много наклонов и поворотов, мышцы постоянно активизированы и это в совокупности помогает сбросить лишний вес!

Работа с шаром тренирует руки, улучшает гибкость связок и суставов. Боулинг полезен для психологического здоровья, разгружая организм и укрепляя отношения в коллективе. Он придает настроение и является прекрасным способом снять напряжение и стресс, а значит, продлить жизнь.

Теперь вам известно все основное про боулинг: правила и техника игры, подсчет результатов, польза. Становиться профессионалом или любителем - каждый решает для себя самостоятельно. Важно помнить о мерах безопасности, но главное - провести время максимально хорошо.

Новое на сайте

>

Самое популярное